Конспект «Путешествие на Север» | Саркисян Светлана Анатольевна. Работа №313200
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
«Путешествие на Север»
для детей старшего возраста 5 – 6 лет.
Программное содержание:
Цель: формирование начальных представлений детей о коренных народах Севера.
Задачи:
1. Расширять представления детей о жилищных постройках коренных народов Севера. Закрепить знания о животном и растительном мире.
2. Развивать связную речь.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать образное мышление, воображение.
5. Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера; любовь к родному краю, к окружающему.
Словарная работа: ханты, чум, северный олень, нарты (сани), упряжка, запрягают, погонщик (каюр), тынзян, долбленка, обласок, оленеводы, дикоросы, морда.
Материал к занятию: аудиозаписи метели и вьюги, голосов птиц и зверей, журчание речки, хантыйские мелодии; картинки: животные, деревья, ягоды; следы зверей; постройки; фото одежды хантов; цветок «Цветик – семицветик»; узоры – одежды.
Предварительная работа:
1. Онлайн экскурсия в музей с целью ознакомления детей о жизни, быте народов ханты (манси).
2. Чтение художественной литературы:
- загадки;
- стихи (А. Тарханов «Старый кедр», «Тайга», «Град», «Глухарь», «Березонька», «Скворечник»);
- рассказы «Хантыйская легенда о кедре», «Хантыйская легенда о березе», «Хантыйская легенда о лиственнице»;
- мансийские сказки «Как окунь стал полосатым», «Почему у зайца длинные уши»;
- хантыйские сказки «Почему у глухаря брови ярко красные», Еремей Айпин «В тени старого кедра», «На привале в пути».
3. Игры: «Прыжки через нарты».
4. Фотовыставка.
5. Беседы.
детский сад № 27 Филиппок
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
Путешествие на Север
для детей старшего возраста 5 – 6 лет.
Подготовила: Саркисян Светлана Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Нижневартовск 2021 г.
Программное содержание:
Цель: формированиеначальных представлений детей о коренных народах Севера.
Задачи:
1. Расширять представления детей о жилищных постройках коренных народов Севера. Закрепить знания о животном и растительном мире.
2.Развивать связную речь.
3.Обогащать словарный запас детей.
4.Развивать образное мышление, воображение.
5.Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера; любовь к родному краю, к окружающему.
Словарная работа: ханты, чум, северный олень, нарты (сани), упряжка, запрягают, погонщик (каюр), тынзян, долбленка, обласок, оленеводы, дикоросы, морда.
Материал к занятию: аудиозаписи метели и вьюги, голосов птиц и зверей, журчание речки, хантыйские мелодии; картинки: животные, деревья, ягоды; следы зверей; постройки; фото одежды хантов; цветок Цветик – семицветик; узоры – одежды.
Предварительная работа:
1.Онлайн экскурсия в музей с целью ознакомления детей о жизни, быте народов ханты (манси).
2.Чтение художественной литературы:
- загадки;
- стихи (А. Тарханов Старый кедр, Тайга, Град, Глухарь, Березонька, Скворечник);
- рассказы Хантыйская легенда о кедре, Хантыйская легенда о березе, Хантыйская легенда о лиственнице;
- мансийские сказки Как окунь стал полосатым, Почему у зайца длинные уши;
- хантыйские сказки Почему у глухаря брови ярко красные, Еремей Айпин В тени старого кедра, На привале в пути.
3. Игры: Прыжки через нарты.
4. Фотовыставка.
5. Беседы.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе вырос необычный цветок. Он называется Цветик – семицветик. Этот цветок не простой, а волшебный. Если оторвать лепесток и загадать желание, то желание исполнится.
- А давайте и мы с вами загадаем желание, хотите отправиться в путешествие на Север? (да).
Отрываем лепесток и говорим слова:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по – моему вели.
- Вели, чтоб мы сейчас же очутились на Севере.
- Ребята, смотрите, мы с вами попали на Север. На севере страны живут народы разных национальностей: ненцы, коми, чукчи, манси и ханты.
- Ребята, смотрите вот здесь живут ханты. Они живут в необычных жилищах, которое строят сами. Оно называется – Чум. Ханты ведут кочевой образ жизни, и потому у хантов может быть не одно жилище, а несколько: первое стоит у реки, где они рыбачат; а другое ставят там, где охотятся.
- Ханты ездят в санях (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой – погонщик (каюр).
- Олень – очень выносливое животное, может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят дома (чум). Жир идет на топливо, им люди смазывают перед дальней дорогой руки и лицо, чтобы не отморозить, а мясо засаливают, и питаются им оленеводы в пути и дома. Олень для северного человека – очень хороший помощник. Ханты занимаются оленеводством. Главным орудием оленеводов при ловле оленей является тынзян. А в праздники на оленьих упряжках ханты устраивают соревнования.
Физкультурная минутка.
2 команды: Охотники и звери.
Охотники имитируют действия с биноклями, фоторужьем. Звери имитируют движение, чтобы можно было догадаться.
- Ханты живут в глухой Тайге, где стоят высокие деревья.
- Какие деревья вы знаете, которые растут в нашем краю? (пихта, береза, осина, сосна).
- Еще в Тайге растут ягоды (дикоросы). Эти ягоды ханты собирают и едят.
Д/и Сложи картинку (приложение 1)
- Ханты охотники, они охотятся на разных зверей и птиц.
- Ребята, мы с вами живем в Тайге, где живут разные звери и птицы. Посмотрите сколько следов вокруг. Мы по следам можем узнать любого зверя или птиц.
- Ой, ребята, смотрите, мы пришли к реке. Это главная река нашего края. А как называется эта река? (Обь). Её ещё называют Ас. В ней много рыбы. А вы знаете. Какая рыба здесь водится? (муксун, стерлядь, осётр, щука, язь, карась, окунь, налим).
- Ханты – рыболовы. Они ловят рыбу удочкой, мордой, сетями. Рыбачат на лодке, которую они называют долбленка или обласок. Её делают из кедра или осины.
- У хантов – мужчины: охотники и рыболовы, а женщины домохозяйки: они готовят пищу, занимаются делами по дому, воспитывают детей, шьют и вышивают.
- Посмотрите, какая у них красивая одежда, вышита разными узорами. А давайте и мы с вами научимся вышивать узоры? (да).
Д/и Собери узор (приложение 2)
- У народов ханты есть очень много произведений, написанных ими. Чтение стихотворения Комариная тайга А. Тарханов (приложение 3). Наше путешествие подошло к концу и нам с вами надо отправляться назад в детский сад (отрываем лепесток и говорим слова).
- Ребята, сегодня мы с вами путешествовали к народам – ханты. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали?
- В следующий раз мы отправимся в путешествие на крайний Север, и нам опять поможет наш Цветик – семицветик.
Приложение 1.
Д/И Сложи картинкуДетям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.
Приложение 2.
Д/и Собери узор
Детям необходимо сложить разрезанный узор.
Приложение 3.
Комариная тайга.
Не ходи, мой друг, в июле
В комариную тайгу.
Будь в любой звериной шкуре,
Будь в любом густом меху,
Все равно комар достанет,
Все равно тебя проймет,
И задаст такую баню…
Слышишь, как медведь ревет?
Вырвал мишка елку с корнем
И давай крушить кусты.
В комарином нудном звоне
Голос слышится беды.
Вот из этих нитей звона
Соткан воздух до небес.
В каждой кочке, в каждой кроне
Комаров вовек не счесть.
И к воде сохатый мчится
В серой туче комаров.
И взмывает в небо птица
Под защиту облаков.
Используемая литература:
1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
2.http://festival.1september.ru/articles/210021/