Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!» | Козорез Елена Валентиновна. Работа №234817
Автор: Козорез Елена Валентиновна
Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!»
Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.
Задачи:
· Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
· Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и вербализировать свои чувства;
· Выявление и осознание ресурсов - внутренних и внешних;
· Обеспечение эмоциональной поддержки и восстановление самооценки;
· Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания
замещающих родителей «Мы вместе!»
в рамках работы Клуба замещающих родителей
Автор: Козорез Елена Валентиновна
Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.
Задачи:
Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и
вербализировать свои чувства;
Выявление и осознание ресурсов - внутренних и внешних;
Обеспечение эмоциональной поддержки и
в
осстановление самооценки;
Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Ход тренинга:
1. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, дорогие родители, я рада вас видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему «Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей». Жизнь замещающих родителей, воспитывающих приемных детей, сопровождается зачастую высокой эмоциональной нагрузкой и длительно действующим стрессом. Многие из вас в силу различных семейных ситуаций чувствуют себя беспомощными и растерянными. Прежде, чем перейти к тренингу предлагаю познакомиться.
2. Упражнение «Доброе тепло».
Цель: знакомство, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
3. Упражнение «Наши ожидания».
Цель: выявление ожиданий участников тренинга.
Ведущий: Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник говорит о своих ожиданиях).
4. Правила групповой работы. Сообщение специалиста о правилах работы группы. Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы:
О
бращаться друг к другу по имени
Принимать себя
и других
такими
, какие они есть
Быть искренним
Избегать оценок
друг друга
Все, что делается в группе, д
елается на добровольных началах
Активное участие в происходящем
Уважение к
говорящему
Каждому члену группы – как мини
мум одно хорошее и доброе слово
Конфиденциальнос
ть всего происходящего в группе
5. Мозговой штурм.
Ведущий:
- Что такое «Синдром эмоционального выгорания?» (Ответы родителей)
- Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель? Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека
- Как распознать стресс? Признаки стресса:
1. Физические:
• общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
• дрожь или нервный тик;
• спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
• повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение
2. Эмоциональные и поведенческие:
• беспокойство или повышенная возбудимость;
• раздражительность, гнев, агрессивность;
• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
• чувство беспомощности, страх.
6. Мини-лекция «Наши чувства».
Быть родителем - всегда означает эмоциональное участие в здоровье, благополучии и достижениях своих детей. Любые родители испытывают разные чувства по отношению к ребенку. Мы радуемся и гордимся успехами ребенка, волнуемся и грустим, когда ребенку плохо, у него что-то не получается. Мы испытываем особое удовольствие, когда окружающие нас люди разделяют нашу гордость за достижения нашего ребенка.
Мы можем испытывать такие чувства, как разочарование, гнев и печаль, а также сложные чувства, чувства-табу, в которых стыдно признаться даже себе самому.
В каждом из нас есть чувства разных видов, и что бы мы ни почувствовали, это не является неправильным, все чувства имеют право быть. Все чувства являются верными и правильными для того, кто их испытывает. Нет ошибочных чувств.
Иногда чувства захлестывают нас, мы попадаем под их власть и не можем с ними справиться. Так бывает, если мы долго запрещали себе испытывать те или иные чувства, боролись с ними, подавляли, старались испытывать только «положительные» чувства, нам не с кем было разделить свои чувства.
Чтобы чувства не управляли нами, нам важно жить с ними «в ладу»:
- позволить себе чувствовать то, что мы чувствуем
- познакомиться с разными своими чувствами и отнестись к ним с уважением
- найти приемлемые способы для выражения самых разных чувств («экологические» способы выражения чувств)
- делиться своими чувствами.
7. Упражнение «Мои чувства».
Цель: исследование и осознание своих чувств.
Участникам предлагается поговорить в парах о своих чувствах:
- В каких ситуациях вы радуетесь?
- Что вселяет в вас надежду?
- В каких ситуациях вы сердитесь?
- Испытываете ли вы сложные эмоции, такие как вина и стыд?
- Как эти чувства проявляются в вас?
- Какое у вас соотношение между счастьем и опытом переживания горя?
- Чего больше в вашей жизни?
Вывод. Ведущий:
- На поверхности неприятных чувств чаще всего лежат раздражение, злость, гнев-чувства вторичные. Под ними лежат - боль, страх, обида - страдательные чувства. Часто люди о них умалчивают, скрывают, боясь показаться «слабыми». Причина возникновения боли, страха, обиды - в неудовлетворении потребностей. За любыми негативными переживаниям всегда стоит какая-либо нереализованная потребность.
8. Индивидуальная работа «Мои потребности».
Цель: осознание своих индивидуальных потребностей
Участникам предлагается задуматься о своих собственных потребностях, желаниях и составить их списки: «Внимательно подумайте и запишите свои собственные нужды».
- Кто-нибудь знает о ваших потребностях?
Поделиться в парах своими списками.
9. Упражнение «5 дел для себя».
Цель: Умение планировать свою жизнь.
Участникам предлагается составить список из пяти своих собственных простых очень конкретных желаний, которые давно хотели для себя сделать, но не имели возможности, времени и которые смогут реализовать для себя в ближайшую неделю. Поделиться списком в парах.
- Легко ли, трудно ли делиться своими желаниями?
- Есть ли право на это? Если нет, то кто может дать это право?
10. Упражнение «Я - молодец!»
Цель: присвоение себе положительных результатов, повышение самооценки.
Упражнение выполняется в общем круге. Каждый участник делится своим положительным опытом, тем, про что может сказать про себя «Я - молодец, потому что…!».
Рефлексия по результатам выполнения упражнений.
- Как вы чувствовали себя, вспоминая, как вы справлялись с непростыми жизненными ситуациями?
- Как вам было делиться этим с одним собеседником, с группой?
- Легко ли было произносить фразу «Я молодец!»
11. Мини-лекция «Энергия. Радость. Энтузиазм».
Цель: Активизация своих ресурсов, нахождение источников радости и энтузиазма для себя.
Чувство радости доступно каждому, у каждого человека радость когда-либо была в опыте. Иногда энергию и радость приносит то, что говорят и делают дети. В других случаях необходимо пополнять запасы энергии и радости из вне: через отдых, разгрузку, впечатления, которые не связаны с повседневным уходом за ребенком.
У каждого из нас могут быть свои источники получения энергии и радости. Многие родители отмечают, что для них важно иметь работу вне дома, некоторые находят другие занятия, хобби, чтобы не опустошить себя и не остаться без энергии и энтузиазма.
Любому человеку нужна своя собственная частная жизнь, где своим личным интересам может быть посвящено хотя бы небольшое время. Убеждение в том, что со всеми делами ты можешь справиться сам, часто приводят к измождению, и не дают выделить необходимое время и пространство ни для самого себя, ни для других детей и членов семьи. Чтобы не допустить этого, необходимо дать себе право на свои собственные интересы и собственную радость, научиться планировать не только повседневные регулярные процедуры и рутинные дела, но и свободное время для себя, отдых, поездки, научиться принимать практическую помощь от других, чтобы суметь жить более радостной, насыщенной жизнью.
Поддерживание контакта с другими родителями, находящимися в схожих ситуациях, может быть очень полезно, как в связи с обменом опытом преодоления трудностей, так и в связи с возможностью найти не только понимание и утешение, но и испытать радость от общения, подзарядиться энергией. Радость, которой есть возможность поделиться, часто становится двойной радостью, потому так важно, чтобы было, с кем разделить радость. Создание и расширение своей сети контактов из людей, находящихся «на одной волне», кто поймет величие в мелочах, полезно, приятно и способно еще больше обогатить жизнь радостью.
12. Арт-терапевтическое упражнение в технике коллажа «Мои источники радости и энергии».
Цель: осознание собственных источников радости и энергии.
Демонстрация коллажей. Обсуждение.
13. Завершение. Притча «Все в твоих руках!».
Ведущий: Послушайте притчу. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. В ваших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
14. Обратная связь.
- Что вам понравилось?
- Какие упражнения были наиболее интересными?
- С каким настроением уходите?