Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!» | Козорез Елена Валентиновна. Работа №234817

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Козорез Елена Валентиновна
Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!»

 

 

Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.

 Задачи:

·         Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;

·         Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и вербализировать свои чувства;

·         Выявление и осознание ресурсов - внутренних и внешних;

·         Обеспечение эмоциональной поддержки и восстановление самооценки;

·         Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

 

Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания

замещающих родителей «Мы вместе!»

в рамках работы Клуба замещающих родителей

 

Автор: Козорез Елена Валентиновна

Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.

 

Задачи:

Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;

Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и

вербализировать свои чувства;

Выявление и осознание ресурсов - внутренних и внешних;

Обеспечение эмоциональной поддержки и

в

осстановление самооценки;

Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

 

Ход тренинга:

1. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, дорогие родители, я рада вас видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему «Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей». Жизнь замещающих родителей, воспитывающих приемных детей, сопровождается зачастую высокой эмоциональной нагрузкой и длительно действующим стрессом. Многие из вас в силу различных семейных ситуаций чувствуют себя беспомощными и растерянными. Прежде, чем перейти к тренингу предлагаю познакомиться.

 

2. Упражнение «Доброе тепло». 

Цель: знакомство, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседаназывая своё имя, вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

 

3. Упражнение «Наши ожидания».

Цель: выявление ожиданий участников тренинга.

Ведущий: Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник говорит о своих ожиданиях).

 

4. Правила групповой работы. Сообщение специалиста о правилах работы группы. Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы:

О

бращаться друг к другу по имени

Принимать себя

и других

такими

, какие они есть

Быть искренним

Избегать оценок

друг друга

Все, что делается в группе, д

елается на добровольных началах

Активное участие в происходящем

Уважение к

говорящему

Каждому члену группы – как мини

мум одно хорошее и доброе слово

Конфиденциальнос

ть всего происходящего в группе

 

5. Мозговой штурм.

Ведущий:

- Что такое «Синдром эмоционального выгорания?» (Ответы родителей)

- Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель? Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека

- Как распознать стресс? Признаки стресса:

1. Физические:

общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;

дрожь или нервный тик;

спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение

2. Эмоциональные и поведенческие:

беспокойство или повышенная возбудимость;

раздражительность, гнев, агрессивность;

невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

чувство беспомощности, страх.

 

6. Мини-лекция «Наши чувства».

Быть родителем - всегда означает эмоциональное участие в здоровье, благополучии и достижениях своих детей. Любые родители испытывают разные чувства по отношению к ребенку. Мы радуемся и гордимся успехами ребенка, волнуемся и грустим, когда ребенку плохо, у него что-то не получается. Мы испытываем особое удовольствие, когда окружающие нас люди разделяют нашу гордость за достижения нашего ребенка.

Мы можем испытывать такие чувства, как разочарование, гнев и печаль, а также сложные чувства, чувства-табу, в которых стыдно признаться даже себе самому.

В каждом из нас есть чувства разных видов, и что бы мы ни почувствовали, это не является неправильным, все чувства имеют право быть. Все чувства являются верными и правильными для того, кто их испытывает. Нет ошибочных чувств.

Иногда чувства захлестывают нас, мы попадаем под их власть и не можем с ними справиться. Так бывает, если мы долго запрещали себе испытывать те или иные чувства, боролись с ними, подавляли, старались испытывать только «положительные» чувства, нам не с кем было разделить свои чувства.

Чтобы чувства не управляли нами, нам важно жить с ними «в ладу»:

- позволить себе чувствовать то, что мы чувствуем

- познакомиться с разными своими чувствами и отнестись к ним с уважением

- найти приемлемые способы для выражения самых разных чувств («экологические» способы выражения чувств)

- делиться своими чувствами.

 

7. Упражнение «Мои чувства».

Цель: исследование и осознание своих чувств.

Участникам предлагается поговорить в парах о своих чувствах:

- В каких ситуациях вы радуетесь?

- Что вселяет в вас надежду?

- В каких ситуациях вы сердитесь?

- Испытываете ли вы сложные эмоции, такие как вина и стыд?

- Как эти чувства проявляются в вас?

- Какое у вас соотношение между счастьем и опытом переживания горя?

- Чего больше в вашей жизни?

Вывод. Ведущий:

- На поверхности неприятных чувств чаще всего лежат раздражение, злость, гнев-чувства вторичные. Под ними лежат - боль, страх, обида - страдательные чувства. Часто люди о них умалчивают, скрывают, боясь показаться «слабыми». Причина возникновения боли, страха, обиды - в неудовлетворении потребностей. За любыми негативными переживаниям всегда стоит какая-либо нереализованная потребность.

 

8. Индивидуальная работа «Мои потребности».

Цель: осознание своих индивидуальных потребностей

Участникам предлагается задуматься о своих собственных потребностях, желаниях и составить их списки: «Внимательно подумайте и запишите свои собственные нужды».

- Кто-нибудь знает о ваших потребностях?

Поделиться в парах своими списками.

 

9. Упражнение «5 дел для себя».

Цель: Умение планировать свою жизнь.

Участникам предлагается составить список из пяти своих собственных простых очень конкретных желаний, которые давно хотели для себя сделать, но не имели возможности, времени и которые смогут реализовать для себя в ближайшую неделю. Поделиться списком в парах.

- Легко ли, трудно ли делиться своими желаниями?

- Есть ли право на это? Если нет, то кто может дать это право?

 

10. Упражнение «Я - молодец!»

Цель: присвоение себе положительных результатов, повышение самооценки.

Упражнение выполняется в общем круге. Каждый участник делится своим положительным опытом, тем, про что может сказать про себя «Я - молодец, потому что…!».

Рефлексия по результатам выполнения упражнений.

- Как вы чувствовали себя, вспоминая, как вы справлялись с непростыми жизненными ситуациями?

- Как вам было делиться этим с одним собеседником, с группой?

- Легко ли было произносить фразу «Я молодец!»

 

11. Мини-лекция «Энергия. Радость. Энтузиазм».

Цель: Активизация своих ресурсов, нахождение источников радости и энтузиазма для себя.

Чувство радости доступно каждому, у каждого человека радость когда-либо была в опыте. Иногда энергию и радость приносит то, что говорят и делают дети. В других случаях необходимо пополнять запасы энергии и радости из вне: через отдых, разгрузку, впечатления, которые не связаны с повседневным уходом за ребенком.

У каждого из нас могут быть свои источники получения энергии и радости. Многие родители отмечают, что для них важно иметь работу вне дома, некоторые находят другие занятия, хобби, чтобы не опустошить себя и не остаться без энергии и энтузиазма.

Любому человеку нужна своя собственная частная жизнь, где своим личным интересам может быть посвящено хотя бы небольшое время. Убеждение в том, что со всеми делами ты можешь справиться сам, часто приводят к измождению, и не дают выделить необходимое время и пространство ни для самого себя, ни для других детей и членов семьи. Чтобы не допустить этого, необходимо дать себе право на свои собственные интересы и собственную радость, научиться планировать не только повседневные регулярные процедуры и рутинные дела, но и свободное время для себя, отдых, поездки, научиться принимать практическую помощь от других, чтобы суметь жить более радостной, насыщенной жизнью.

Поддерживание контакта с другими родителями, находящимися в схожих ситуациях, может быть очень полезно, как в связи с обменом опытом преодоления трудностей, так и в связи с возможностью найти не только понимание и утешение, но и испытать радость от общения, подзарядиться энергией. Радость, которой есть возможность поделиться, часто становится двойной радостью, потому так важно, чтобы было, с кем разделить радость. Создание и расширение своей сети контактов из людей, находящихся «на одной волне», кто поймет величие в мелочах, полезно, приятно и способно еще больше обогатить жизнь радостью.

 

12. Арт-терапевтическое упражнение в технике коллажа «Мои источники радости и энергии».

Цель: осознание собственных источников радости и энергии.

Демонстрация коллажей. Обсуждение.

 

13. Завершение. Притча «Все в твоих руках!».

Ведущий: Послушайте притчу. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. В ваших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.

 

14. Обратная связь.

- Что вам понравилось?

- Какие упражнения были наиболее интересными?

- С каким настроением уходите?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×