Конспект тренинга с родителями "Трудный подросток". | Новикова Наталья Юрьевна. Работа №292590
Автор: Новикова Наталья Юрьевна
Понятие "трудный подросток" - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков , с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию. С такими детьми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Поведенческое отклонение формируется именно в детском возрасте и причина, что ребёнок становится "трудным", кроется в семейном воспитании. Занятие "Трудный подросток", который проводится с родителями, помогает родителям осознать ответственное отношение в воспитании детей, найти свои ошибки при взаимодействии с подростками.
Тренинг для родителей «Современный подросток»
Цель: формирования бесконфликтных взаимоотношений родителей с подростками.
Задачи:
1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.
2. Выявить условия, необходимые для: построения нормальных отношений с подростком;
- выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины;
1.Упражнение-приветствие
- Я рада вас видеть сегодня на тренинге «Современный подросток. Чтобы начать тренинг, я предлагаю по очереди представиться друг-другу (клубок нити передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Представьтесь, пожалуйста, своим именем, наматывая нить на кисть руки и передавая клубок другим. Начну с себя “Меня зовут Наталья Юрьевна”.
- Очень хорошо, вот мы и познакомились.
- Как этой нитью все мы связаны, так и мы связаны общей проблемой, а это - трудности в воспитании подростков.
Для решения этой проблемы необходимо сформировать прочные позитивные отношения с детьми и найти путь к бесконфликтным детско-родительским отношениям.
- Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
Теоретическая часть.
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.
Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
- Детям нужны порядок и правила поведения в семье. Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности и уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
(раздаются на листочках и зачитываются родителями поочередно )
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
4. Дайте допустимую свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребёнок уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
6. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
7. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
Практическая часть.
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
- Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания.
Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться».
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»).
Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты всё равно потратишь их впустую!».
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»).
Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!».
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать»).
Можно сделать выводы:
любую информацию можно преподнести в позитиве ;
дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
- Ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Упражнение-активизация
Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?
(выбираются два добровольца. Один из них помощник, которому выдаются шарфы, веревка, ремень, другой будет в роли подростка).
-Согласно тексту, необходимо завязывать шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»:
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
-Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
- Как связанному человеку чувствуется в ходе упражнения? (неприятно и страшно).
- Какой можно сделать вывод? (Если многое запрещать подростку, то он не будет доверять родителю).
Причины отклонения в поведении детей.
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Любое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение «Эмоциональное восприятие».
- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница?
Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Упражнение «Чаша чувств».
- Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
принятие
внимание
признание (уважение)
одобрение
теплые чувства.
понимание
любовь
доверие
поддержка
юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
.Упражнение «Сражение «за» и «против».
Родители делятся на две команды. По возможности, организуется группа из двух-трёх родителей – жюри. Инструменты: 2 листа бумаги, фломастеры. Задача одной команды – подобрать аргументы «ЗА» наказание детей (физическое, эмоциональное). Задача второй команды – подобрать аргументы «ПРОТИВ» наказания детей.
На выполнение задания даётся 10 минут. После чего каждая команда выбирает одного представителя. Цель каждого: используя подобранные группой аргументы, отстоять свою точку зрения.
Задача жюри: со стороны оценить, насколько убедительны были аргументы каждой из команд.
В выводе:
Побеждает команда «ПРОТИВ» наказания детей.
Можно заметить, насколько оправданны бывают цели, для достижения которых родители прибегают к наказаниям детей.
4.Стихотворение Эдуарда Асадова «Не бейте детей!»
Семья - это мощная эмоциональная защита для ребёнка. Ему нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами. Но часто в детско-родительских взаимоотношениях возникают проблемы, которые необходимо решать.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Эдуарда Асадова «Не бейте детей!», которое прочитает школьник, Руслан Марзоев. Стихотворение обращено ко всем взрослым. (видеопросмотр).
Сколько тревоги в детской душе! Ведь дети совсем беззащитны. Поэтому нам, взрослым, необходимо слышать своего ребёнка и помогать ему в трудную ситуацию.
Вывод.
Стихотворения «Родителям…»
-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Рефлексия
- Вот и подошёл наш тренинг к концу. Что для вас было полезным? Что нового вы сегодня узнали? Какую тактику вы будете предпринимать при воспитании подростка? Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие принесёт вам пользу и ваши отношения в семье с детьми будут доверительными. А в ваших семьях будет гармония в общении.
- Я предлагаю передать свечку друг другу с приятными пожеланиями.
Я вам тоже желаю удачи, понимания в семье и здоровья. До свидания!