Конспект учебного занятия по теме «Работа над репертуаром. Искусство быть разным» | Соколова Ирина леонидовна, Суворова Надежда Владимировна, Тихомирова Елена Михайловна, Маркелова Светлана Сергеевна. Работа №340373
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества и методического обеспечения»
Конспект учебного занятия
по теме
«Работа над репертуаром. Искусство быть разным»
для обучающихся /16-17 лет/
Составитель:
педагоги дополнительного образования
Соколова Ирина Леонидовна
Суворова Надежда Владимировна
Тихомирова Елена Михайловна
Маркелова Светлана Сергеевна
Череповец
2024
Центр детского творчества и методического обеспечения
Городской конкурс профессионального мастерства педагогических работников Формула успеха
Конспект учебного занятия
по теме
Работа над репертуаром. Искусство быть разным
для обучающихся /16-17 лет/
Составитель:
педагоги дополнительного образования
Соколова Ирина Леонидовна
Суворова Надежда Владимировна
Тихомирова Елена Михайловна
Маркелова Светлана Сергеевна
Череповец
2024
Содержание
1. Введение..............................................................................................................................................................………………….3
2. Ход занятия......................................................................................................................................................................................5
3. Список литературы .......................................................................................................................................................................10
1. Введение
Учебное занятие Работа над репертуаром. Искусство быть разным разработано в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы концертного состава вокально-эстрадной студии Мечта Успешный вокалист. Программа не только обучает детей профессиональным творческим навыкам, но и развивает их способности, возможности воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Занятия по программе органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. Наряду с учебной и воспитательной работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней. Индивидуально-групповая форма обучения является наиболее успешной при обучении детей музыкальному исполнительству.
Тема учебного занятия: Работа над репертуаром. Искусство быть разным.
Программа: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа концертного состава вокально-эстрадной студии Мечта Успешный вокалист.
Программа Успешный вокалист комплексная, включающая две дисциплины – Соло и Ансамбль.
Группа формируется из солистов, в зависимости от возрастных особенностей (младшие, средние, старшие) и исполнительского уровня (подготовительный, базовый и углубленный), но могут быть и смешанного состава, в зависимости от количества детей, посещающих студию, а также выбора репертуара.
Обучающиеся старшего состава ансамбля уже получили все основные навыки сольного и эстрадно-ансамблевого пения, поэтому большее внимание здесь уделяется разучиванию концертного репертуара. Наряду с этим проводится подготовка к конкурсным и концертным выступлениям.
Раздел тематического плана: дисциплина Ансамбль. Тема Работа над репертуаром.
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Возраст учащихся: 16-17 лет.
Цель занятия: отработка исполнительских навыков учащихся в концертном номере Танцы.
Задачи занятия:
- способствовать развитию певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
- учить мобилизовать личностные качества учащихся для совершенствования исполнительских навыков во время выступления;
- развивать эмоциональную сферу, артистизм;
- развивать творческую активность;
- воспитывать музыкальный и эстетический вкус;
- воспитывать уверенность в себе, веру в свои способности;
- воспитывать инициативность исполнителя, самостоятельность в действиях во время выступлений.
Методы и приемы обучения: рассказ, объяснение, упражнения, показ, проблемные вопросы, сравнение, похвала, обсуждение, самостоятельная работа, рефлексивные приемы.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, экран, музыкальный центр, музыкальный инструмент – синтезатор, микрофоны, аккордеон, атрибуты.
Используемый на занятии музыкальный материал: эстрадно-вокальные упражнения, оздоровительные упражнения, скороговорки, видеоролик с фрагментами советских и российских фильмов.
УУД:
Познавательные – музыкальные способности (музыкальная память, музыкальный слух, метроритмическое чувство) и художественно – исполнительские (образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку).
Коммуникативные – формирование умения слушать и слышать друг друга; умения взаимодействовать в группе, в паре.
Регулятивные – формирование умения сотрудничать с другими при выполнении учебной задачи; умения адекватно воспринимать оценку своего выступления педагогом и сверстниками.
Личностные результаты - стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизации); умение выражать эмоции через исполнение музыкального произведения.
2. Ход занятия
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Методические указания
Организационный этап. Приветствие. Мотивация на учебную деятельность.
- Добрый день, ребята!!! Как ваши дела? Мне очень интересно, какое у вас сегодня настроение?
- Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. И поэтому, давайте пожелаем, друг другу то, что помогло бы нам хорошо поработать на занятии.
- Будьте естественными и свободными.
Приветствуют педагога, отвечают на вопросы.
Начало занятия способствует созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива.
Подготовительный этап.
Целеполагание
Вокальные упражнения (распевка)
Артикуляционная гимнастика.
- Скажите, пожалуйста, чем богата ваша вокальная жизнь?
- Действительно, много номеров, выступлений.
– Скажите, как вы думаете, после того, как номер создан, требуется в дальнейшем его доработка? Почему?
- Правильно, концертный номер требует постоянного оттачивания каких-то моментов, усовершенствование его.
- Вспомним, над каким номером мы работаем?
- Как вы считаете, есть то, что еще нужно доработать в нем?
- Предположите, чем будем заниматься на занятии.
- Действительно, сегодня перед нами стоят очень серьёзные задачи. В воскресенье предстоит важное событие. Какое?
- Что за конкурс?
- Кто такая Этери Бериашвили?
- Это очень серьёзно и волнительно - участвовать в таком конкурсе. Тем более что номер Танцы очень сложный для исполнения. Почему?
- Да, и это всё нужно совместить!
- Итак, цель нашего занятия?
- Правильно.
- Подготовим наш голосовой аппарат.
Распевки:
- Трель РР и ПРР поступенным движением вверх в размере квинты, вниз - по мажорному трезвучию.
- На Э по мажорному трезвучию в пределах октавы.
- Скороговорка Ехал Грека через реку на одной ноте. Сначала медленно, потом ускоряясь.
- Концертными номерами, подготовкой к выступлениям и выступлениями на праздниках, конкурсах…
- Требуется подготовка к конкурсному выступлению, повторение и усовершенствование конкурсного произведения, оттачивание сложных моментов.
- Танцы.
Отвечают.
- Будем работать над номером.
- Конкурс.
Отвечают.
Отвечают.
- Совмещаем пение, движения, актёрскую работу, работу с микрофонами, взаимодействие, быстрый темп.
- Будем отрабатывать номер Танцы: свои роли и номер в целом.
Выполняют в соответствии с предложенными заданиями.
Традиционно каждое занятие начинается с настройки певческих голосов: комплекса упражнений для работы над певческим дыханием, речевых упражнений, распевания, что обеспечивает создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.
Работа над сценическими образами
Предлагаются задания на снятие зажимов, упражнения для работы над сценическими образами.
Задание-импровизация.
В лесу родилась ёлочка по ролям.
- Все вы знаете любимую новогоднюю песню В лесу родилась…?
- Сейчас с помощью этой песни мы немножко поимпровизируем и подготовимся к нашей основной работе - песне. Потому что у каждого своя роль и нам нужно уметь быть разными.
- Сначала вместе спеть 1 куплет песни.
Затем объясняет правила: слушая друг друга, соотносить задание и его выполнение, аплодисментами оценивать исполнение.
- И поддерживаем друг друга!
- Настя – весёлый зайчик.
- Вова – волк.
- Арина – лиса.
- Миша – дедушка.
- Слава - чеширский кот.
- Соня – Звезда.
- Федя - Элвис Пресли.
- Давид - учитель биологии.
- Миша, Федя, Вова, Давид - лесорубы. Арина-ёлка.
- Настя, Соня, Марина - защитницы природы.
- ВСЕ - маленькие детки.
- ВСЕ БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ!!!
- Ёлочка!!!
Выполняют задания педагога индивидуально, в парах, тройкой, четверкой.
Слушая друг друга, соотносят задание и его выполнение, аплодисментами оценивают исполнение друг друга.
В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.
3.Основной этап.
Работа с репертуаром, над образами.
- Наша песня не просто вокальное произведение. Она еще требует актёрской игры и образной выразительности. Называется песня Танцы.
- А кстати, Вы ходите на танцы? Школьный бал? Расскажите.
- А ваши родители, бабушки рассказывали вам, как это было раньше? Как танцевали? Одевались?
- Я подготовила небольшие видео примеры на основе советского и российского кинематографа, чтобы вы еще ярче поняли стилистику того времени. И возможно, что-то взяли для себя и своего образа в нашей песне.
(Просмотр видео)
- Ну как? Что-то взяли для себя?
- Давайте вспомним - какой характер? Какие костюмы? Стили?
- Как мы работаем с микрофонами?
- Какие эмоции?
Переход на песню. Микрофоны. Минусовка. Атрибуты. Цветок.
- Исполним номер целиком.
После исполнения, обсуждение, рефлексия: что получилось, что нет. Разбор. Отработка отдельных сцен.
Отвечают.
Смотрят видео, обсуждают.
Отвечают.
- Соло близко, ансамбль на расстоянии.
- Яркие.
Исполнение номера целиком.
Участвуют в обсуждении, оценке исполнения, отрабатывают отдельные сцены.
В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков.
4. Заключение.
Подведение итогов. Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Подведем итог занятия в форме интервью, я вам задаю вопросы по содержанию занятия, а вы отвечаете.
- Какую цель ставили?
- Удалось ли выполнить?
- Какие ошибки сегодня допускали?
Как избежать этих ошибок?
- Получили ли вы что-то новое для себя сегодня?
- У кого были трудности? В чем были трудности?
- Сегодня вы очень плодотворно поработали, и будете применять полученные знания при работе над всеми нашими песнями.
- Подводя итоги сегодняшнего занятия, хочу сказать следующее: мне понравилось, как вы сегодня работали. Понравилось, что вы стремитесь учиться – слушать, анализировать, стремитесь совершенствовать свои достижения, что видите перспективы работы. Вы почувствовали, насколько лучше звучит песня, когда вы понимаете, что делаете при исполнении и для чего.
- Занятие закончено. До свидания.
Отвечают.
Прощаются.
Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися, эмоционального состояния в конце занятия.
Список литературы
Гатауллина Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания школьников на основе синтеза речевой и
певческой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 189с.
Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения, Изд. Феникс 2009 г.
HYPER13PAGE HYPER15
5