Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока- лекции "Неинфекционные заболевания"9 класс | Ираида Семёновна Шихова. Работа №241098

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ираида Семёновна Шихова
Конспект  нестандартного урока-лекции в 9 классе по теме "Неинфекционные заболевания"Содержание урока отражает авторский подход и соответствует логике построения урока-лекциии. Структура урока соответствует поставленным задачам и типу урока.В нём реализованы межпредметные связи.Для повышения  мотивации был использован дополнительный материал с целью расширения кругозора  обучающихся, развития познавательного интереса.В ходе урока целесообразно были использованы запланированные средства обучения компьютер, презентация, раздаточный и наглядный материал для создания наглядно-образного представления об изучаемом материале.В конце урока было  выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока и 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока
Тема: Основные неинфекционные заболевания (НИЗ) Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: лекция-беседа
Класс 9
Цель: дать представление об основных неинфекционных заболеваниях и мерах профилактики. Задачи:
Обучающая:
- получить представление о наиболее распространённых неинфекционных
заболеваниях;
- о причинах и сопутствующих факторах вызывающих неинфекционные заболевания;
- о мерах профилактики неинфекционных заболеваний.
Развивающая:
- формировать познавательный интерес;
- развивать теоретическое мышление.
Воспитывающая: формировать чувство осознанной ответственности за собственное здоровье.
Оборудование: презентация, плакаты, таблицы. Межпредметные связи: история, литература, биология, карточки, шарыы
Ход урока
I. Введение
Учитель: Сегодня у нас урок-лекция. И прежде чем, я объявлю цель и задачи нашего урока прочтите, пожалуйста, афоризмы и ответьте на вопрос Какой общей темой они объединены? (Приложение 1).
Учащиеся : темой Здоровье
Учитель: Как вы правильно догадались, наш разговор сегодня пойдёт о здоровье.
А теперь прослушайте небольшую притчу Легенда о здоровье (Приложение 2)
Из этой лекции вы получите представление об основных неинфекционных заболеваниях, их причинах, сопутствующих факторах и мерах профилактики.До середины прошлого века основной проблемой человечества были инфекционные заболевания, которые люди научились успешно преодолевать благодаря профилактическим мерам: вакцинации, просветительной работе, соблюдению правил личной гигиены.
Сегодня на первое место вышли неинфекционные заболевания. (Слайд1)
Они приводят к инвалидности взрослого населения и уносят в тысячи раз больше жизней, чем при инфекционных заболеваниях.
Необходимо разобраться, почему возникла такая ситуация, с чем это связано, можно ли избежать эти заболевания, и как мы можем их предотвратить?
Вопрос к учащимся: - Какие неинфекционные заболевания вы знаете?
-Чем отличаются инфекционные заболевания от неинфекционных?
Предполагаемые ответы учащихся
Учитель: И так, неинфекционные заболевания, известные также как хронические заболевания, не передаются от человека к человеку. Они имеют длительную продолжительность и как правило медленно прогрессируют. (Слайд 2)
Существует четыре типа неинфекционных заболеваний:1.Сердечно-сосудистые заболевания (Болезни ССС)2.Онкологические3.Хронические респираторные4.Диабет
По статистике К 2020 году количество смертей из-за НИЗ вырастет до 75%. Половина таких смертей приходится на болезни сердечно- сосудистой системы (ССС). Они представляют наибольшую опасность. (Слай3).
Перейдём к краткой характеристике этих заболеваний.
II. Изложение (основная часть)
Учитель (даёт пояснение, что по мере прослушивания нового материала учащихся заполняют таблицу Неинфекционные заболеваниясо скрытой дифференциацией учащихся по учебным возможностям и способностям (Приложения № 3,4)
К болезням ССС относятся: атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушение мозгового кровообращения.
Атеросклероз- заболевание, которое связано со старением.
Старением называется возрастная вероятность смерти. Считается, что минимальная смертность зафиксирована в 12-летнем возрасте. Отсюда вывод, что после 12 лет начинается старение, т. е. вероятность смертельного исхода у человека возрастает. Однако смерть наступает не только от старости, она зависит от двух причин: фоновая - от случайных факторов; биологическая продолжительность жизни.
Разные источники называют разную продолжительность жизни: от 115 до 150 и выше лет. Средняя продолжительность жизни человека изменялась следующим образом. (Слайд 4).
Время
Продолжительность
Древняя Греция IVв.
Не более 20 лет
Европа XIII-XVIII вв.
20-35 лет
1850 г.
38 лет
1910 г.
50 лет
1960 г.
66 лет
2000 г.
73 года
2050 г. (прогноз)
76 лет
По таблице можно сделать вывод, что продолжительность жизни зависит как от социально- экономических условий развития государства так и от других причин. В частности - старения. При старении организма основные изменения происходят в нервной, сердечно-сосудистой системах. Эти изменения происходят от заболевания под названием атеросклероз. (Слайд 5)
Атеросклероз является очень распространенным, непредсказуемым и потенциально опасным для жизни заболеванием. Атеросклероз берет свое начало в раннем возрасте и прогрессирует на протяжении всей жизни. Вы не можете этого увидеть или почувствовать, но в большинстве из нас этот процесс уже запущен и заболевание развивается.
На стенках кровеносных сосудов могут нарастать атеросклеротические бляшки, что приводит к закупорке сосудов. Атеросклеротическая бляшка это жироподобная субстанция образованная в стенке кровеносного сосуда, состоящее из жиров(холестерина) и кальция. Внешне она похожа на бугорок или возвышение, она может расти со всех сторон одновременно. По мере прогрессирования происходит воспаление бляшки и её изъявление(разрыв). Содержимое язвы вымывается кровью и разносится по всему организму. Это может вызвать образование тромба, что является причиной инфаркта или инсульта. (рис. 1)
(Демонстрация опыта с воздушными шариками о воздействии лекарств на холестириновые бляшки. Один из шариков надут туго. Другой таким образом, чтобы при его сдавливании он не лопнул. Холестериновые бляшки подобны этим шарикам.Если не применять лекарств то создаваемое кровью давление в сосуде вызовет разрыв бляшки (лопается туго надутый шарик). А при воздействии лекарств холестириновые бляшки становятся менее плотными и не поддаются разрыву при воздействии кровяного давления.)
В результате исследований, были названы факторы риска, касающиеся раннего возрастного периода атеросклероза:
- ожирение (рост болезней по причине ожирения достиг критической отметки в России в 2018г.).
- повышенное кровяное давление, стрессы, курение, наследственность, гиподинамия.
Вместо лечения атеросклероза, профилактикой является привитие хороших привычек, которых следует неукоснительно придерживаться в течение всей жизни. Это: физические нагрузки, диета (снизить потребление жира), употребление пяти порций фруктов и овощей каждый день является эффективной профилактикой атеросклероза.
Гипертонической болезнью (ГБ) страдают до 1 млрд. людей в мире, умирает ежегодно 7,1 млн. Это заболевание ссс связанно с постоянно повышенным артериальным давлением до высоких цифр. Однако 50% людей об этом даже не знают. Обычно она начинает прогрессировать у людей после 40 лет, но существует риск её прогрессирования в любом возрасте. (Слайд 6)
Симптомы ГБ : усиление головной боли; головокружение; ощущение прилива крови к голове; плохой сон; периодическое онемение пальцев на конечностях; быстрая утомляемость; мушки перед глазами; стойкое повышение АД.
Факторы риска:
Избыточное употребление поваренной соли 10-15гр.(нужно 0.5 гр./сут.) является причиной возникновения избытка жидкости в крови. Отсюда увеличение нагрузки на сердце, наследственность, гиподинамия, нерациональное питание (употребление в большом количестве жирной и жареной пищи), курение, ожирение; атеросклероз сосудов сердца, повышенная вязкость крови.
Артериальное давление (АД) обычно наблюдается на фоне сильного психоэмоционального стресса. Стресс- это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Во время стрессовых ситуаций вырабатывается гормон адреналин уменьшается просвет сосудов, происходит их сужение, в ткани организма поступает меньше крови сердце сокращается чаще, происходит подъём давления. Словом возникает гипертоническая болезнь.
Стоит отметить, что болезнь может прогрессировать на протяжении нескольких лет и при этом больные будут активными и подвижными. Но нарушение снабжения определённых органов кровью влечёт за собой нарушение их функционирования.
Профилактика: сменить образ жизни, отказ от курения, алкоголя.
Заниматься физическими нагрузками по 30-40 мин. 4 раза в неделю. Полное исключение поваренной соли, употребление растительной пищи, сон-7-8 часов.
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – жгуча проблема медицины, ее можно назвать хронической болезнью сердца и сосудов.Главная причина ИБС – атеросклероз сосудов 90-97%. Фактор наследственности наиважнейший. Связь с курением составляет 50% и приводит к сужение сосудов до 75%. (Слайд 7)
Всем известно, что назначение сердечной мышцы (миокарда) – снабжение организма кровью, насыщенной кислородом. Однако и само сердце нуждается в циркуляции крови. Артерии, которые доставляют сердцу кислород, называются коронарными. Всего таких артерий две, они отходят от аорты. Внутри сердца они разветвляются на множество мелких. Однако сердцу не просто нужен кислород, ему нужно очень много кислорода, гораздо больше, чем другим органам. Такая ситуация объясняется просто – ведь сердце работает постоянно и с огромной нагрузкой. (рис.2)
Недостаточность кровообращения в сердце может произойти лишь по одной причине – если коронарные артерии пропускают мало крови т.к. они засорены атеросклеротическими бляшками. Это состояние носит название ишемическая болезнь сердца (ИБС).( Слайд.8)
Другой путь развития ишемической болезни сердца – это инфаркт миокарда. При данной болезни кровоснабжение определенного участка сердечной мышцы настолько ухудшается, что происходит ее некроз и разрыв. Это сопровождается разрывающей, раздирающей кинжальной болью, жгучей и палящей. Приступ не купируется (не устраняется) лекарственными средствами. При этом происходит нарушение сердечного ритма, прекращается кровообращение. Если инфаркт не приводит к летальному исходу, то мышечная ткань пораженного участка сердца отмирает, а вместо нее появляется рубцовая ткань. (рис.3)
Первые симптомы ишемической болезни сердца:
Одышка. Может возникать как во время быстрой ходьбы или подъема по лестнице, так и при спокойных движениях.
Аритмия. Перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение.
Гипертония. Резкие скачки и повышение артериального давления.
Стенокардия напряжения. Давящие боли, дислоцирующиеся за грудиной, отдающие в шею, левое плечо.
Сопутствующие факторы заболевания: вредные привычки (курение, алкоголизм);
лишний вес, ожирение; недостаточная физическая активность; неправильная диета;
генетическая предрасположенность;
Профилактика: бросить курить, снизить потребление алкоголя до минимума, отказаться от жирной пищи и продуктов с повышенным содержанием холестерина. Также стоит уделять внимание физическим нагрузкам (особенно кардиотренировкам: ходьбе, велосипеду, танцам, плаванию). Это поможет снизить вес (при наличии лишнего), укрепить стенки сосудов
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)-инсульт (Слайд 9)
Вопрос к учащимся Какую функцию выполняет мозг?
Предполагаемые ответы учащихся
При нарушении кровоснабжения эти функции нарушаются. Чаще всего это вызвано склеротическим поражением сосудов. Образование в виде бляшки мешает нормальному проходу крови через сосуд, ухудшая его пропускную способность. Бляшка увеличиваться в размерах, образуя тромб. Он либо перекроет сосуд, препятствуя движению крови через него, либо оторвется потоком крови, после чего будет доставлен в мозговые артерии. Там он закупорит сосуд, вызывая острое нарушение мозгового кровообращения, называемое инсультом. (Рис. 4)
Симптомы ОНМК:
головные боли неясного происхождения, головокружение, ощущения мурашек, покалывания, не вызванные никакими физическими причинами;
обездвиживание: как частичное, когда двигательные функции частично утрачивает одна конечность, так и параличи, вызывающие полное обездвиживание части тела;
резкое снижение остроты зрения либо слуха;
симптомы, указывающие на проблемы с корой головного мозга: затруднения речи, письма, утрата способности читать;
припадки, напоминающие эпилептические;
резкое ухудшение памяти, интеллекта, умственных способностей;
внезапно развившаяся рассеянность, неспособность сосредоточиться.
Сопутствующие факторы: курение, злоупотребление алкоголем, нездоровое питание, отсутствие физической активности, хроническая усталость и стрессы.
Профилактика ОНМК
Бросить курить. Статистика у курильщиков не является благоприятной, и курение негативно влияет не только на сосуды, но и на состояние легких, сердечной мышцы, печени, кожи.
Пересмотреть свой рацион питания. Употреблять больше фруктов и овощей, продуктов с клетчаткой. Ограничить потребление жирной пищи (жирные сорта мяса, кожа домашней птицы, топленый свиной и бараний жир, жирные сливки и сливочное масло).
Эффективным способом профилактики нарушений мозгового кровообращения являются умеренные физические нагрузки. Физической культурой следует заниматься не менее 30 минут три раза в неделю. Интенсивность занятий должна соответствовать уровню физической подготовки и повышаться постепенно, без переусердствования.
Все вышеназванные заболевания усугубляются некоторыми сопутствующими заболеваниями например, сахарный диабет. (Сл.10, 11)
Сахарный диабет (СД) связан с недостаточностью инсулина в крови. Инсулин это гормон, который вырабатывается поджелудочной железой и способствует усвоению глюкозы всеми тканями организма. Глюкоза- это энергетический материал топливо, благодаря которому происходят все биохимические процессы в организме или по- другому обмен веществ. Начало заболевания у больных характеризуются следующими симптомами: постоянная сухость во рту, чувство жажды с невозможностью утолить её . Больные люди выпивают до нескольких литров суточной жидкости, обильное мочеиспускание а с этим обезвоживание организма, снижение или резкое увеличение веса, повышенный аппетит, сильный зуд кожи и её сухость, мышечная слабость, потливость, снижение работоспособности, значительное понижение уровня выносливости.
Сахарный диабет I-го типа чаще всего диагностируют у молодых людей до 30 лет. Поэтому действительно эффективных методов не существует. Сахарный диабет II типа больше всего у пожилых людей после 45 (приобретённый). Часто является результатом неправильного образа жизни.
Наиболее значимыепричины сахарного диабета:
Наследственность.
Ожирение. Диабет – тихий убийца. Риск заболеть при лишнем весе увеличивается в 40 раз.
Вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, гепатит, грипп и другие заболевания) являются стартовыми для развития сахарного диабета.
Нервный стресс.
Возраст. С возрастом на каждые десять лет риск заболеть сахарным диабетом увеличивается в два раза.
Со временем из-за повышенного уровня сахара в крови развивается повреждения нервов, капилляров, почек, глаз, сердца и мозга, коронарной болезни сердца; энцефалопатией, разрушением сетчатки глаза, полной слепотой, закупорка вен верхних и нижних конечностей и появление трофических язв вплоть до ампутации конечностей.
Опасность диабетических ком – летальный исход (гибель человека).
Профилактика: Правильный образ жизни.
Заключение. Формулирование основных выводов.
Обобщающие вопросы:
Учащимся 1- группы.
Учитель: Согласно составленному опорному конспекту назовите ещё раз болезни сердечнососудистой системы (ССС) их причины и сопутствующие факторы риска.
(Ответы учащихся).
Учитель: трое учеников вашего класса работали с участковым терапевтом и выяснили, что в нашем посёлке количество смертельных случаев от ССЗ за прошедший год составило (цифра) человек и от СД- (цифра) человек . На диспансерном учёте с этими же заболеваниями состоит (цифра) человек. Всем им требуется медикаментозное лечение.
Учащимся 2-ой группы:
Учитель: Какие меры необходимо порекомендовать для профилактики неинфекционных заболеваний?
(Ответы учащихся)
Учитель добавляет: Медицинская статистика свидетельствует, что курение отнимает в среднем 8,3 года жизни; употребление алкогольных напитков – 10 лет жизни; нерациональное питание – 6-10 лет; слабая двигательная активность – 6-9 лет; стрессовые ситуации – 10 лет.
Давайте выясним, а как вы укрепляете своё сердце.
Тест Как укрепляете сердце ? (Приложение №4 )
(Совместное обсуждение)
Учитель: В современных условиях проблема сохранения здоровья не является внутренним делом только здравоохранения. Эффективный механизм профилактики хронических неинфекционных заболеваний – обучение детей практическим навыкам сохранения здоровья. Ещё в древности люди понимали, что обучение взрослых подобно записи на прибрежном песке, а обучение детей – высеканию в камне. Из этого следует, что факторы риска у взрослых плохо поддаются корректировке. Лучше заблаговременно начать придерживаться правил профилактики, которые позволят снизить риск развития НИЗ.
Сейчас ребята, дайте, пожалуйста, самооценку вашей работы на уроке, используя следующее задание.
Рефлексия:
Укажите Ваше имя _________________________________
- Отразите степень Вашей включённости в ход урока, обозначив соответствующую цифру кружочком.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отражающие Ваши впечатления и чувства:
- я познакомился (лась)______________________________________________________
- я понял (а)________________________________________________________________
Завершающий момент: Здоровье- основа благополучной жизни, успешной карьеры.
Древнегреческий историк Геродот когда-то сказал: Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы бесполезно богатство и бессилен ум.
Сегодня вы получили краткий путеводитель в мир долгой и здоровой жизни.
Пойдёте вы по нему или нет, это зависит от вас. Предупреждён- значит защищён так говорится в правилах Безопасности жизнедеятельности.
Приложение № 1.
Какой темой связаны эти афоризмы?
Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.(автор: Прутков Козьма.
В молодости так укрепи здоровье, чтобы бросок в старость оказался дальним.(автор: Георгий.
Главное для нашего здоровья —это то, чтобы в числе его врагов не оказались мы сами.(автор: Тойшибеков Бауржан).
Для подрыва здоровья у всех свои мины замедленного действия.(автор: Яна Джангирова).
Единственный способ сохранить здоровье —это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится.(автор афоризма: Марк Твен).
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.
Здоровье —это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.(автор: Михаил Мамчич).
Здоровье —это то благо, к которому человек наиболее равнодушен.(автор: Л. Мерсье).
Здоровый нищий счастливее больного короля.(автор: Шопенгауэр Артур).
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И. Брахман).
Здоровье – это главное, всё остальное без него ничто. (Сократ).
Береги платье снову,а здоровье смолоду.
Приложение № 2
Легенда о здоровье
Давным давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали боги решать, каким должен быть человек. Один сказал: Человек должен быть сильным, Другой сказал: Человек должен быть здоровым, а третий сказал: Человек должен быть умным. Но один из богов возразил: Если все это будет у человека, он будет подобен нам! И решили боги спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать куда бы его спрятать. Одни предлагали в глубокое море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: Здоровье надо спрятать в самого человека. Так живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье, да только не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.
Приложение № 3
Табл. № 1 Сильные учащиеся ( 1-ая гр.) заполняли все разделы самостоятельно.
№ п/п
Заболевание
Причина
Сопутствующий фактор риска
Табл. № 2 Для менее подготовленных учащихся (2- ая группа) . Выделить знаком v наиболее часто встречающиеся в лекции сопутствующие факторы риска неинфекционных заболеваний и сравнить с названными учащимися 1-ой группы.
Сопутствующие факторы риска
Ожирение
Повышенное кровяное давление
Нервный стресс
курение
наследственность
гиподинамия ( недостагочная физическая активность)
нерациональное питание (употребление в большом количестве жирной и жареной пищи)
атеросклероз сосудов сердца
алкоголизм
10. Вирусныеинфекции
11 .Возраст
Приложение №4
Тест Как укрепляете сердце ?
Что тебе надо делать, чтобы укрепить свое сердце?
Пронумеруй пункты по степени их важности для себя.
Закаляться.
Остерегаться ангины.
Избегать нервных перегрузок.
Сократить физические нагрузки в максимальном темпе.
Больше заниматься физическими упражнениями умеренной
интенсивности.
Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
Не переедать.
Питаться 4-5 раз в день.
Меньше есть жирных продуктов.
Меньше есть сладостей.
Больше есть овощей (капусты, моркови, помидоров, лука,
сладкого перца), фруктов (апельсинов, яблок, бананов),
ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда),
а также продуктов, содержащих необходимые для сердца
и кровеносных сосудов минеральные вещества
(молоко, кефир, гречневую и овсяную крупу,
морскую капусту и другие морепродукты, орехи и изюм).
Спать на жёсткой постели
Рис.1
Образование атеросклерозной бляшки
10 лет 20 лет 30 лет 40 лет 50 лет 60 лет и болеее
Рис. 2
Ишемическая болезнь сердца (ИБС
Рис. 3
Инфаркт миокарда
Рис4. Острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульт
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×