Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Заболевания органов пищеварения" | Рыжова Елена Егоровна. Работа №292639

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рыжова Елена Егоровна
Статья о внешних причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения, о том, что ответственно нужно относиться к своему здоровью.

К внешним причинам заболеваний органов пищеварения относят пищу, жидкость, лекарственные препараты, микроорганизмы, вредные привычки, окружающую среду, а также стрессы и переживания.

Три группы наиболее распространенных заболеваний: желудочно-кишечные (дизентерия, холера, брюшной тиф), глистные заболевания (аскаридоз, энторобиоз, тениаринхоз) и пищевые отравления (ботулизм, сальмонеллез0.

 

 

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса

Цели: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний о заболеваниях органов пищеварения, формирование представлений о биологии как науки, тесно связанной с медициной и ее роли в жизни человека и общества в целом для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

Образовательные:

продолжить формирование знаний о пищеварительной системе, изучить причины возникновения заболеваний органов пищеварения, симптомы их проявления, необходимы

е

мер

ы

профилактики по предупреждению заболеваний;

показать учащимся

взаимосвязь правильного питания и здоровья,

последствий неправильного питания и значимости здорового питания для сохранения и укрепления здоровья.

Развивающие:

развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных заданий;

развивать умение учащихся работать в паре;

прививать

интерес

к биологии через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, работу с дополнительным материалом;

развивать творческие способности учащихся при выполнении творческих заданий.

Воспитательные:

повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами сохранения и укрепления здоровья;

продолжить формирование здорового образа жизни;

воспитание культуры общения при работе в паре.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

заболевания органов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания;

способы заражения и симптомы;

пищевые отравления: симптомы и первую помощь.

Учащиеся должны уметь:

описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения и меры профилактики;

раскрывать риск заражения глистными заболеваниями;

описывать признаки глистных заболеваний;

называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей;

описывать признаки пищевого отравления и приемы первой помощи;

называть меры профилактики пищевых отравлений.

Метапредметные

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы и применять теоретические знания на практике;

развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.

Регулятивные:

ставить цель урока, определять задачи и способы их решения для достижения цели;

выполнять задания по предложенному плану;

умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы;

оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;

Коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;

строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;

аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

готовность к саморазвитию и самообразованию;

ответственное отношение к выполнению учебных задач;

формирование научного мировоззрения при ознакомлении с заболеваниями пищеварительной системы;

оценка значимости сохранения здоровья как главной ценности человека.

Основные понятия: желудочно-кишечные заболевания; переносчики заболеваний; глистные заболевания; пищевые отравления; промывание желудка.

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности.

Ресурсы:

Основные

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.

Драгомилов

, Р.Д. Маш. – 4-е изд.,

перераб

. – М.:

Вентана

-Граф, 2015, – 288 с.: ил.

Дополнительные:

Презентация учителя.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Технология: технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология критического мышления, ИКТ-технология, технология здоровьесбережения.

Методы:

словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;

проблемные, частично-поисковый;

наглядно-образный;

самостоятельная работа.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация учителя, карточкаи-задания

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно работать.

Но сначала мы с вами повторим пройденный материал.

2. Проверка домашнего задания.

1) - Человек ежедневно по 3-4 раза принимает пищу. Отсутствие ее в течение нескольких недель приводит к смерти. В чем же заключается значение пищи? Почему человек не может без нее существовать?

Ученики. Значение пищи заключается в том, что она, во-первых, содержит питательные вещества, а во-вторых, является источником энергии.

- Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые шприцем прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Ученики. Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему.

- На какие вещества расщепляются белки, жиры и углеводы?

Ученики. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры до жирных кислот и глицерина.

2) Анатомия пищеварительной системы (слайды 2-5)

Задание «Узнай орган».

Ученик получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, остальные – называют эти органы.

1 – глотка, 2 – печень, 3 – ротовая полость, 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа, 8 – тонкий кишечник, 9 – пищевод, 10 – прямая кишка, 11 – двенадцатиперстная кишка, 12 – аппендикс.

Задание «Узнай биологический объект».

Из приведенного описания определите о каком органе идет речь.

1. Полый мышечный орган, лежит между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Объём составляет около 0,5 л. но может увеличиться и до 4 л. (Желудок)

2. Самая крупная железа, ее масса достигает 1500г., принимает участие не только в процессе пищеварения. (Печень)

3. Начальный отдел тонкой кишки, название связано с тем, что её длина составляет примерно двенадцать поперечников пальца руки.

(12-перстная кишка)

4. Конечный отдел пищеварительной трубки, ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. (Толстая кишка)

3) Физиология пищеварения.

Задание «Программированный опрос».

Определить органы пищеварительной системы, выполняющие данные функции.

Имеет железы, выделяющие слизь для облегчения прохожд

ения пищевого комка (пищевод

)

Выделяет секрет, который

эмульгирует

жиры, то есть делает их пригод

ными для расщепления (печень

)

Там живет кишечная палочка, а так же этот орган является крупнейшим  лимфатическим узлом нашего организ

ма (аппендикс

)

Этот орган может выделять ферменты, а может выделять гормон, который отправляется в кровь и регулирует уровень сахара

в крови (поджелудочная железа

)

Здесь перева

риваются только белки (желудок

)

В этом органе уже ничего не переваривается, лишь выделяется слизь и в

сасывается вода (толстая кишка

)

Данные органы выделяют вещество, переваривающее углеводы,

а также содерж

ащее лизоцим

.

(

с

люнные железы

)

Без этих органов пища попадает в пищевод и желудок большими кусками, что затрудняет

ее переваривание (Зубы

)

В этом органе происходит окончательное переваривание

питательных веществ

до

более простых. (12-перстная кишка).

Здесь происходит окончательное формирован

ие каловых масс (прямая кишка

).

Здесь происходит всасывание питательных веществ

через ворсинки в кровь и лимфу (тонкий кишечник

)

Этот орган соединяется с носовой полостью и служит

для прохождения  пищи (глотка

)

Здесь происходит переваривание

углеводов

и механическое изм

ельчение пищи (ротовая полость

).

Задание «Да и нет».

В этом задании необходимо найти правильные утверждения и записать их последовательно.

Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

Глотка является частью пищеварительного тракта.

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – это пищевые продукты.

В состав эмали зубов входят соли кальция.

В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

Дентин и цемент – это видоизменённая костная ткань.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с

дыхательным

.

Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

Правильные утверждения: 2,3,5,6,8,9.

 

3. Определение темы урока

- Ребята, посмотрите на экран. Какие ассоциации возникают у вас? Что неправильного в поведении этих людей?

Слайды 6–17

(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.).

-А к чему все это может привести?

(Ответы детей: к разным заболеваниям пищеварительной системы)

- О чем же мы с вами сегодня на уроке будем говорить?

(Ответ детей: о заболеваниях органов пищеварения) (слайд 18)

4. Изучение нового материала

- Тема нашего урока «Заболевание органов пищеварения». Многие великие философы и писатели говорили о гигиене питания. Например: Сократ - древнегреческий философ говорил: «Лучшая приправа к пище - голод», Абу-аль-Фарадж - сирийский церковный деятель, писатель утверждал, что «Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать», великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились».

– Болезней органов пищеварения много (это эзофагиты, гастриты, язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, дуодениты, энтериты, колиты, холецистит, панкреатит, дизентерия, холера, ботулизм и т.д.). А причины две - это внешние и внутренние.

К внешним относят пищу, жидкость, лекарственные препараты, микроорганизмы, вредные привычки, окружающую среду, а также стрессы и переживания, то есть психологическое состояние человека.

К внутренним причинам болезней органов пищеварения относят:

- генетические, то есть наследственные предрасположенности человека к определённым заболеваниям;

- нарушения внутриутробного развития, то есть мутации в генетическом аппарате;

·- аутоиммунные причины заболеваний, когда организм по тем или иным причинам начинает атаковать свои органы.

Сегодня мы поговорим о внешних причинах, разберём с вами три группы наиболее распространённых заболеваний, а именно желудочно – кишечные, глистные заболевания и пищевые отравления. Для того чтобы разобраться в данных заболеваниях и в том, как от них уберечься, я вам предлагаю разделиться на 3 группы. Каждой группе будут выданы карточки с информацией (информация в учебнике). Изученную информацию вы расскажете классу по предложенному плану и заполните таблицу. Такая же таблица заполняется и на доске. В результате обсуждения учащиеся делают выводы (15 минут).(Слайд 19)

I группа - желудочно – кишечные заболевания: дизентерия, холера, брюшной тиф

II группа - глистные заболевания

III группа - пищевые отравления

3.2. Самостоятельная работа с текстом учебника (Приложение 1, 2)

Слайд 20

Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.

По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга.

3.3. Изучение нового материала (продолжение).

Эволюция человека как биологического вида связана с его непрерывной борьбой за существование со своими извечными врагами - наиболее агрессивными элементами внешней среды - микроорганизмами. Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощи, фрукты, грязную посуду и руки. В кишечнике микробы размножаются, выделяют яды, которые отравляют организм. Инфекционные болезни - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами)

– Проверим и обсудим, что у вас получилось.

1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.

Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.

Слайд 21

Желудочно-кишечные заболевания.

Причины, источник заражения

Наиболее опасные болезни

Признаки заболеваний

Переносчики возбудителей

Профилактика

Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Сырая вода.

Грязная посуда.

Холера.

Брюшной тиф.

Дизентерия.

Повышение температуры.

Диарея.

Рвота.

Мухи.

Тараканы.

Зараженный человек.

– Мыть руки.
– Мыть овощи и фрукты.
– Кипятить воду.
– Не пользоваться водой из открытых источников.
– Соблюдать гигиену помещения.
– Держать продукты закрытыми.
– Бороться с мухами и тараканами.

Слайд 22

– Холера – чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная причина холеры – отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов людей на всех континентах.

– Как вы думаете, в наше время холера побеждена?

– Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек. Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити – ужасные антисанитарные условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.

Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.

Слайд 23

Глистные заболевания.

Причины, источник заражения

Основные паразиты человека

Признаки заболеваний

Переносчики возбудителей

Профилактика

Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Домашние животные.

Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба.

Аскарида.

 

Острицы.

 

Цепни.

Тошнота.

Рвота.

Малокровие.

Утомляемость.

Рассеянность.

Головные боли.

 

Мухи.

 

Животные.

 

Зараженный человек.

Мыть руки.

Мыть овощи и фрукты.

Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

– За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия паразита.

Слайд 24

Сколько раз в день нужно мыть руки?

(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного транспорта, после прогулок и т. д.)

Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним, например, как можно заболеть аскаридозом.

- Внимание на экран! Показ видеоролика «Цикл развития аскариды»

Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.

Слайд 25

Пищевые отравления.

Причины, источник заражения.

Наиболее часто встречаемые.

Признаки заболеваний.

Первая помощь.

Профилактика.

Недоброкачественная пища.

Испорченные консервы.

Ядовитые грибы и растения.

 

Ботулизм.

 

Сальмонеллез.

Острые кишечные инфекции.

Боль в животе.

Повышение температуры.

Диарея.

Тошнота, рвота.

Общая слабость.

Промывание желудка.

 

Крепкий сладкий чай.

Покой.

Следить за сроком годности продуктов питания.

Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся.

Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

4. Практическая работа.

Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
– У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за информация?
– Дата изготовления
– Срок годности
– Условия хранения

(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по информации на упаковке. Обсуждают результаты.)

– Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми грибами или растениями. Слайды 26–29

5. Домашнее задание.

Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.

– Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения” (Приложение 3)

Что такое памятка? (Свод правил.)

5. Закрепление материала.

Предлагаю вам отгадать кроссворд. Рисунок 1 (Приложение 4)

 

 

Разбор жизненных ситуаций

Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?

Что

гигиеничнее

: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?

На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?

Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?

Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы

со

вздутой крышкой использовать для еды?

7. Рефлексия.

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”

Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”

Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание для 1 группы

Желудочнокишечные заболевания

Ботулизм - Ботулизм представляет собой опасное инфекционное заболевание, развивающееся в результате попадания в человеческий организм продукта жизнедеятельности бактерии Clostridium botulinum – ботулинического токсина. Болезнь встречается в наши дни достаточно редко, фиксируется около 1000 случаев в год во всем мире. Заболевание продолжает оставаться смертельно опасным. Основной его - источник пища. Возбудители этого заболевания – клостридии ботулизма – очень подвижная, способная жить в условиях отсутствия кислорода и образующая споры, выживающие даже в безвоздушном пространстве. Всего известно семь типов клостридий. В процессе своей жизнедеятельности палочка вырабатывает сильнейший токсин.

Заболевание начинается остро, напоминает пищевое отравление. Первые признаки ботулизма: тошнота; рвота; понос; боль. Многие люди не знают, что это ботулизм, и не принимают мер по соблюдению гигиены во время домашней консервации. Это очень опасно. Нужно поддерживать строжайшую чистоту во время заготовки и приготовления продуктов питания. Большое значение при профилактике ботулизма является соблюдение условий приготовления пищи. Особую опасность имеет неправильно проваренная или прожаренная пища. При повреждении кожных покровов необходима первичная обработка раны.

Дизентерия - инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки. Заболевание вызывают бактерии рода Шигелла. При разрушении микробов выделяется токсин, который играет большую роль в развитии болезни и обусловливает ее проявления.

Заболевание начинается быстро. В начале развивается синдром общей интоксикации, характеризующийся повышением температуры тела, ознобом, чувством жара, разбитости, снижением аппетита, головной болью, снижением артериального давления.

 

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется болями в животе, вначале тупыми, разлитыми по всему животу, имеющими постоянный характер. Затем они становятся более острыми, схваткообразными, локализуются в нижних отделах живота, чаще слева. Боли обычно усиливаются перед опорожнением кишечника. Общие меры профилактики дизентерии подразумевают соблюдение санитарно-гигиенических норм в быту, в пищевом производстве и на предприятиях общественного питания, контроль за состоянием водных источников, очистку канализационных отходов (в особенности дезинфекция сточных вод лечебных учреждений).

Холера - это острая кишечная инфекция, возникающая при поражении человека холерным вибрионом. Холера проявляется выраженной частой диареей, обильной многократной рвотой, что приводит к значительной потере жидкости и обезвоживанию организма. Признаками дегидратации служат сухость кожных покровов и слизистых, снижением тургора тканей и сморщивание кожи, заострение черт лица, олигоанурия. Холеру вызывают вибрионы группы А. Холерный вибрион представляет собой грамотрицательную подвижную бактерию, выделяющую в процессе жизнедеятельности термостабильный эндотоксин, а также термолабильный энтеротоксин (холероген).

Возбудитель устойчив к действию окружающей среды, сохраняет жизнеспособность в проточном водоеме до нескольких месяцев, до 30 часов в сточных водах. Хорошей питательной средой является молоко, мясо. Холерный вибрион погибает при химическом дезинфицировании, кипячении, высушивании и воздействии солнечного света. Отмечается чувствительность к тетрациклинам и фторхинолонам. Неспецифические меры профилактики холеры подразумевают соблюдение санитарно-гигиенических норм в населенных местах, на предприятиях питания, в районах забора вод для нужд населения. Индивидуальная профилактика заключается в соблюдении гигиены, кипячении употребляемой воды, мытье продуктов питания и их правильной кулинарной обработке. При обнаружении случая холеры эпидемиологический очаг подлежит дезинфекции, больные изолируются, все контактные лица наблюдаются в течение 5-ти дней на предмет выявления возможного заражения.

Брюшной тиф - это острое системное заболевание. Основные симптомы - недомогание, лихорадка, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, кратковременная сыпь, спленомегалия, а также лейкопения. Важнейшими осложнениями являются кишечное кровотечение и перфорация кишечника. Это заболевание можно рассматривать как классический пример кишечной лихорадки, вызываемой сальмонеллами. Возбудитель брюшного тифа попадает в организм человека оральным путем почти во всех случаях в результате употребления инфицированной пищи, воды или молока. Человек служит единственным истинным резервуаром возбудителя болезни в естественных условиях, причем источниками инфекции обычно являются больные. Мухи или другие насекомые переносят возбудителей инфекции из фекалий или другого инфицированного материала на пищевые продукты или напитки.

Многократно подтверждалось тем, что вспышки брюшного тифа происходят при грубых нарушениях санитарного режима, например, недостаточное хлорирование воды, или в результате природных бедствий, таких как наводнение.

ВОПРОСЫ:

Кто является возбудителем ботулизма и как они попадают в организм человека?

Перечислите симптомы болезни – ботулизма?

Что такое – дизентерия? Перечислите меры профилактики?

Перечислите, основные меры профилактики холеры?

Что такое брюшной тиф и каковы его симптомы?

Перечислить меры профилактики борьбы с болезнью брюшной тиф.

 

Задание для 2 группы

Глистные заболевания

Энтеробиоз - Гельминты этой болезни – острицы – паразитируют в конечном отделе тонких кишок и в слепой кишке человека. Заражение острицами вызывает заболевание, которое называется энтеробиоз. Ученые установили, что источником заражения служит исключительно больной энтеробиозом человек. Энтеробиоз – классический пример «болезни грязных рук». Человек заражается в том случае, если он не привык соблюдать правила элементарной личной гигиены.

При заболевании энтеробиозом у больного развиваются характерные признаки: страх, головные боли, зуд. Единственным источников инвазии остриц считается человек. Гельминты попадают в желудочно-кишечный тракт с немытых продуктов, при занесении в ротовую полость грязных рук детьми. Яйца острицы способны сохраняться в окружающей среде, на кожных покровах человека в течение месяца. В почве сохраняют жизнеспособность на протяжении 10 лет. Передача осуществляется от человека к человеку через нательное белье, игрушки, предметы обихода, посуду.

Профилактика направлена на ликвидацию всех патологических звеньев. Решается путем выполнения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий согласно постановлению Минздрава от 2003 года.

Аскаридоз - гельминтоз, вызываемый человеческой аскаридой, с высокой восприимчивостью, повсеместной распространенностью, с преимущественным поражением пищеварительного тракта, развитием аллергических реакций, возможностью хронического течения и развития тяжелых осложнений. Аскаридоз является довольно широко распространенным заболеванием на территории России.

Источник заражения - человек. Инфицирование здорового человека происходит при заглатывании зрелых яиц аскарид (с загрязненными ягодами, овощами и фруктами). В тонком кишечнике из яиц выходят личинки, которые приблизительно через 3-4 часа проходят через слизистую оболочку кишечника, проникают в кровеносные сосуды и далее по системе кишечных вен с током крови попадают в печень; затем через нижнюю полую вену оказываются в правом сердце и по легочной артерии проникают в легкие.

Основные симптомы: необъяснимая температура и признаки интоксикации без проявлений простуды (без насморка и болей в горле), аллергическая реакция без причины, появление на этом фоне кашля и свистящей одышки, расстройства пищеварения (тошнота, нарушения стула как поносы, так и запоры, боли в животе, вздутие живота), общая нервозность и раздражительность. Меры профилактики - одним из направлений профилактики является своевременное выявление больных и их лечение, уход за местами скопления детей – рыхление песочниц (яйца аскарид погибают под действием солнечного цвета).

Профилактические мероприятия среди населения основаны на гигиеническом воспитании детей и подростков - соблюдение правил личной гигиены: мытье рук после туалета и перед едой, мытье рук после улицы, мытье фруктов, овощей, ягод.

ВОПРОСЫ:

Кто является возбудителем заболевания – аскаридоз и энтеробиоз?

Как протекает болезнь энтеробиоз?

Назовите меры профилактики болезни - аскаридоза?

 

Задание для 3 группы

Пищевые отравления - это собирательный термин, под которым подразумевают клинику острого расстройства пищеварения (тошнота, рвота, диарея), иногда в сочетании с другими симптомами, возникающего в результате употребления недоброкачественных продуктов питания или жидкостей.

Классификация пищевых отравлений

инфекционные (вызваны микробами, вирусами или простейшими, либо продуктами их жизнедеятельности), эти виды отравлений правильнее называть пищевыми

токсикоинфекциями

(ПТИ).

неинфекционные или токсические отравления (из-за попадания с пищей в организм химических токсинов, тяжелых металлов, ядов, употребления трав, растений или несъедобных грибов).

 

Пищевые токсические отравления происходят в результате употребления пищи или воды, в составе которой содержатся химические, растительные или животные яды: несъедобные грибы, либо грибы, собранные вдоль трасс, около химических производств и скопившие в себе вредные соединения, ядовитые растения (паслен, волчья ягода, белена), химические вещества (токсины, соли тяжелых металлов, консерванты, красители). Особенностью пищевых токсикоинфекций и токсических отравлений является короткий период инкубации, около 2-6 часов и бурно развивающиеся проявления.

Симптомы пищевых отравлений: температура, от невысокой в 37-37.5 до 39-40 градусов, потеря аппетита, недомогание, расстройство стула и боли в животе схваткообразного характера, вздутие живота, тошнота и рвота, холодный пот, снижение давления. Первые симптомы отравления могут возникать в сроки от 1-2 до 6-8 часов, постепенно в следующие 1-2 дня они прогрессируют, и без оказания помощи могут существенно навредить здоровью.

Чтобы предотвратить или свести к минимуму риск пищевых отравлений необходимо соблюдать элементарные правила:

готовить пищу только в условиях кухонь, регулярно проводить уборку в зоне приготовления и приема пищи,

использовать только доброкачественные продукты, проверять сроки годности,

по возможности не хранить скоропортящиеся продукты, либо хранить их в условиях холодильника не более 6-12 часов,

с осторожностью относиться к продуктам с сырыми компонентами, особенно в общепите

тщательно мыть руки и посуду,

ВОПРОСЫ:

Характеристика инфекционных пищевых отравлений?

Как происходит пищевое токсическое отравление?

Назовите основные методы профилактики?

 

Приложение 2

Фамилия, имя ученика _____________________________________________

Тема урока: _______________________________________________________

Желудочно-кишечные заболевания

Причины

(источник инфекции)

Наиболее опасные заболевания

Признаки заболевания (симптомы)

Переносчики возбудителей

Профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глистные заболевания (гельминтозы)

Причины

(источник инфекции)

Наиболее часто встречаемые паразиты человека

Признаки заболевания (симптомы)

Переносчики возбудителей

Профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

Пищевые отравления

Причины

(источник инфекции)

Наиболее часто встречаемые отравления

Признаки заболевания (симптомы)

Первая помощь

Профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ПАМЯТКА

Как уберечь себя

от заболеваний органов пищеварения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Приложение 4

Кроссворд

 

 

1. Найди лишнее:

холера; аппендицит; дизентерия; брюшной тиф

2. Как одним словом назвать остальные три заболевания?

3. Найди лишнее:

аскарида; холерный вибрион; бычий цепень; муха

4. Найди лишнее:

рвота; насморк; диарея; боли в животе

5. Найди лишнее:

промывание желудка; крепкий сладкий чай; покой; грелка на живот

6. Широкое распространение инфекционного заболевания.

7. Где произошла последняя вспышка холеры?

8. Меры предупреждения заболевания.

9. Как по-другому называются глистные заболевания?

– Найдите слово по вертикали?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×