Конспект урока «Человек в религиозных традициях мира» | Зайцева Алёна Павловна. Работа №325722
Конспект урока по курсу ОПК «Человек в религиозных традициях мира»в 4 классе. Также освоение обучающимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у обучающихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
1. Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.
2. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
3. Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
5. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
ПРОЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Зайцева А.П.
Место работы
МОУ «СОШ №62» г.Магнитогорск
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
ОМРК
Класс
4
Тема и номер урока в теме
11; «Человек в религиозных традициях мира»
Предметная программа и ее автор
Учебник включен в систему «Школа России» и «Перспектива»; авторы: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина,Е.С.Токарева,А.А.Ярлыкапов,А.Я.Данилюк
Цель и предполагаемый результат
освоение обучающимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у обучающихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
1. Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.
2. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
3. Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
5. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
Тип урока
Открытие новых знаний
СТРУКТУРА УРОКА
Учебная (проблемная) задача
Деятельность ученика, учителя (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, формулировка вопросов)
Средства
Результат
Организационно-мотивационный блок
УЗ-1 организовать целевое пространство для постановки учебной задачи
Организационный момент.
Начинаем урок,
Пусть пойдет он вам в прок,
Новые знания –
Интересные задания!
Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа.
Работа в парах.
- Догадайтесь, о чем пословицы? Как вы их понимаете?
… (Жизнь) дана на добрые дела.
… (Жизнь) дороже всех сокровищ.
…. (Жизнь) прожить — не поле перейти.
… (Жить) с народом в ладу — не попасть в беду.
- Верно, пословицы говорят о жизни людей, их любви друг к другу, к труду, о ценности жизни.
- А что помогает человеку в трудные минуты жизни? (молитва)
- Вспомните стихи М.Ю.Лермонтова…(сл.1)
- Догадались, о чем мы сегодня будем на уроке говорить?
- Прочтите тему урока на с.28
- С чем познакомитесь? (Что такое молитва, таинства, намаз, мантра).
Работа с раздаточным материалом(пословицы)
Работа с мультимедийной презентацией
Учебник
Рабочая тетрадь
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
Информационно-аналитический блок
УЗ-2 систематизировать изученный материал
Изучение новой темы.
- Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.
Моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения». Запишите это понятие к себе в тетрадь.
Поделимся на группы. Для каждой группы подготовлен материал, как проходят таинства в разных религиях, вам будет 10 минут на подготовку, чтобы представить свое сообщение, остальные в это время будут вас слушать, и если где-то будет им непонятно зададут вашей группе уточняющие вопросы.
1) Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.(1 группа)(2 слайд)
- В христианстве молитва – это естественный путь общения с Богом, разговор с ним.
В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
- Важные части в жизни христианина это:
. Чтение Библии, Евангелия.
. Таинства: Крещение и Евхаристия (Свято́е Прича́стие)
Дополнительная информация:
Крещение — погружение в воду или обливание водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин; Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу; Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа; Брак (венчание) Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать); Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).
2) Религиозные традиции в исламе. Намаз. (2 группа) (3 слайд)
Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:
1.Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
2.Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.
Пророк Мухаммед сказал: «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».
Поработаем немного по учебнику:
- Прочтите 3 абзац на с.29. О чем вы узнали? (Значение слова намаз)
(Дополнительная информация. Каждый мусульманин должен совершать пятикратную молитву (намаз Обязательные условия для совершения молитвы Намаз Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения). Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы. Кибла — человек должен стоять лицом по направлению к Кибле. см. также Кааба Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Изар — концы одежды не должны свисать ниже щиколоток. Одежда — человек должен быть одет в чистую (то есть не запачканную нечистотами, например, мочой) одежду, которая соответствует шариату. Трезвость (алкоголь, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе — всё это харам).
Выполнение физминутки «Что такое доброта»
https://www.youtube.com/watch?v=l3fQlFP96kE
3) Религиозные традиции в иудаизме.(3 группа) (4 слайд)
- Прочтите 1 абзац на стр.29.
- Что сказано о молитве в иудаизме?
Амида́ — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» ( שְׁמוֹנֶה עֶשְׂר — Восемнадцать) по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва»
4) Религиозные традиции в буддизме.(4 группа) (5 слайд)
- Прочтите 4 абзац на стр.29.
- Что вы узнали о традициях в буддизме?
Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма и тантры. Существует множество различных мантр, которые можно классифицировать по различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных универсальных признаков.
4. Прослушивание аудиозаписи.
- Послушайте, как по-разному звучат молитвы. Догадайтесь, к какой религии они принадлежат.
1) Православная молитва «Символ веры»» https://www.youtube.com/watch?v=-Ohn4524hr8
2) Намаз (Коран) https://www.youtube.com/watch?v=R2IdSSKcR4g
3) Мантра «Ом мани падме хум». Она олицетворяет чистоту тела, слов и разума Будды. Цитируя эту мантру, буддисты надеются пробудить природу Будды, которая, как они верят, есть в каждом человеке. https://www.youtube.com/watch?v=Ywl1c6YD73w
4) Иудейская молитва. https://www.youtube.com/watch?v=Q2KHo02QEXQ
Обобщение.
- Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.
Резерв: просмотр видеоролика по теме урока(обобщение) https://www.youtube.com/watch?v=l54QLF9EKOI
Работа в группах по учебнику и дидактическим материалом; взаимодействие в коллективе; работа с учебником и доп-м сообщением; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеороликов.
Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.
Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
Оценочно-рефлексивный блок
УЗ-3
Рефлексия.
- Дорогие ребята, заканчивается наш урок, что нового вы узнали? О чем бы вам хотелось продолжить разговор с родителями и друзьями?
- Перед вами лежат карточки со словами, выберите одну из них для характеристики чувства, которое вы сейчас испытываете и раскрасьте в тот цвет, который хотели бы вы приклейте на одно из солнышек: одно оптимистичное, другое грустное, выбирать только вам.
(Дети приклеивают карточки к двум «солнышкам», одно из которых веселое, оптимистичное, другое – грустное)
- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.
Домашнее задание:
заполнить
табличку, пользуясь материалом из учебника стр.28-29
Работа с раздаточным материалом.
Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.