Конспект урока "Формирование мелкой техники в классе аккордеона" | Карпиевич Наталья Владимировна. Работа №349631
Открытый урок "Формирование мелкой техники в классе аккордеона" на основе лекции Г.И.Крыловой с учащимися 1 и 3 классов. Использованы в работе сборники Галины Ивановны Крыловой "Азбука маленького баяниста" 1 и 2 части. Урок показывет формирование мелкой техники на начальном этапе обучения.
Формирование мелкой техники на начальном этапе обучения в классе аккордеона.
Открытый урок преподавателя по классу аккордеона ДШИ г.Нерюнгри Карпиевич Н.В.
Тема урока: «Формирование мелкой техники на начальном этапе обучения в классе аккордеона» с учащимися Тикшаевым Демьяном, 1 класс, и Минуллиным Родионом, 3 класс.
Тип урока: тематический
Цель урока: показать этапы работы над развитием технических навыков с учащимися класса аккордеона.
Развитие технических и формирование исполнительских навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники.
Задачи урока:
1.Образовательная: освоение и накопление игровых навыков.
2. Развивающие: развитие эстетического вкуса, образного мышления. Развитие и совершенствование технического мастерства.
3. Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.
4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Технические средства: Аккордеоны для учеников, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, ноутбук, колонки.
Ход урока:
1.Вступительное слово
2.Работа с Тикшаевым Демьяном, показ упражнений и пьес на освоение шестнадцатых длительностей.
3.Работа с Минуллиным Родионом.
Музыкальная техника – это материальная основа исполнительского процесса. Это сумма навыков, умений, приёмов игры, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного и музыкального результата.
Составляющие аспекты техники: пространственная точность, аппликатурная точность, ритмичность, беглость, автоматизация движений, управляемость техникой.
Мелкая техника включает в себя различные формулы одноголосной пальцевой игры. К ним относятся: гаммообразные, арпеджированные, ломанные интервалы, репетиционные фигуры, мелизмы, двойные ноты.
Что такое хорошая техника в ДШИ? Это много задач: свободные руки, активные пальцы, умение пользоваться различной амплитудой замахов пальцев: высокой на опорных нотах и низкой на инерционных нотах. Выработка темповой устойчивости, освоение технических формул, понимание принципов экономии движений, воспитание аппликатурного мышления, высокой концентрации внимания и выносливости.
Баян и аккордеон – достаточно сложные инструменты. Учащимся приходится овладевать двумя различными клавиатурами в условиях отсутствия зрительного контакта с ними, затрачивать значительные физические усилия для извлечения звука при управлении мехом, уметь читать ноты параллельно в двух ключах, решать различные координационно-двигательные задачи.
Самый главный вопрос, стоящий перед педагогом – как оградить ребёнка от отрицательных эмоций, неудач, как сохранить светящиеся глаза, с которыми малыш пришёл учиться, не подозревая, что ждёт его довольно непростая работа.
Сегодня мы покажем самое начало освоения мелкой техники, гаммообразные пассажи.
Основа техники – это хорошо поставленные руки. С подготовительным и первым классом (по 8-летнему обучению) я занимаюсь по учебнику Галины Ивановны Крыловой. В основу методики данного учебного пособия положена система развивающего обучения, принцип доступности – от простого к сложному, ежеурочное обновление заданий, отказ от непомерно длительных сроков работы над произведением, развитие инициативы и самостоятельности учащегося. Каждый урок служит маленьким звеном большой цепочки знаний, требует от педагога довольно объёмной подготовительной работы.
1 часть «Азбуки маленького баяниста» адресована педагогу: методические пояснения, разработка 17 уроков, нотное приложение для слушания музыки и игры в ансамбле.
2 часть – для ученика: тексты песенок, схемы упражнений, теоретический материал изложен в виде стихов, задач, прописей.
Донотный период позволяет уделить внимание постановке рук, повозиться с каждым пальцем, сформировать ясное представление о мышечных ощущениях.
Освоение инструмента я начинаю с левой клавиатуры. В донотный период ученик разучивает 11 упражнений, играя по слуху. Эти упражнения имеют определённые названия: Винни Пух, Мажорик, Минорик. Они ходят в гости, поют, танцуют.
Тикшаев Демьян покажет эти упражнения:
1.Постановочное упражнение «Кнопочки». Упражнение выполняется на 2 ряду левой клавиатуры. Устанавливаем левую руку «паучком» так, чтобы 2 палец расположился на клавише соль, 3 на до, 4 на фа, 5 на си бемоле. Основание ладошки – «пяточка», соприкасается с краем левого полукорпуса.1 палец полусогнут и находится в свободном положении. Он командир и наблюдает за действиями своих подчинённых. (Упр. исполняетя беззвучно) Задачи этого упражнения: выработка чувства клавиатуры, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки. Пальцы работают без замаха и подъёма.
2. «Три медведя». То же самое, но со звукоизвлечением. Задачи этого упражнения: основы меховедения, извлечение длинных звуков. Грамотным считается ведение меха вбок и назад, при движении меха на сжим нельзя разрешать ученику поднимать левую часть инструмента вверх.
3. «Винни Пух ходит в гости». Исполняется 3-м пальцем.
Задачи этого упражнения: освоение навыка перемещения 3 пальца по второму ряду левой клавиатуры. (Клавиша «до» Винни Пух, «соль»- Кролик, «фа» - Пятачок.
4. «Винни Пух с Мажориком ходят в гости». Освоение нового материала: сочетание баса и мажорного аккорда. Исполняется по схеме предыдущего упражнения, но при одновременном нажатии клавиш двумя пальцами. Рука должна быть собранной, неиграющие пальцы «отдыхают» на клавишах основного ряда. (стр. 22)
5. «Топ-топ». Задачи: изучение одной из формул аккомпанемента – чередование баса и трёх мажорных аккордов, умение извлекать короткие звуки при плавном меховедении, освоение различных видов туше: бас – отрывисто, полный нажим, аккорд – отрывисто, полунажим. (Медвежонок, толстенький и неуклюжий, топнет один раз (до). Мажорик, маленький и худенький, легко топнет вслед за ним 3 раза подряд. Упражнение играется без подъёма пальцев, они, словно намагниченные, должны чувствовать упругость пружинки при входе в клавишу и выталкивающую её силу при выходе из клавиши.(стр.25)
6. «Полька». Название танца происходит от чешского слова polka, что означает половина, т.к. танцевали его мелкими шажками. Задачи: освоение новой формулы аккомпанемента – чередование басов и мажорных аккордов, сохранение при этом ровного меховедения. (стр.25)
7. «Вальс». Задачи: освоение нового вида аккомпанемента – чередование баса и двух мажорных аккордов.
Параллельно мы осваиваем правую клавиатуру, тоже играем по слуху.
Ноты изучаются в это время устно. Изучаем их с помощью чтения нот, прописей и др. творческих заданий. Когда начинается игра по нотам, этот процесс идёт легко, так как к этому времени ученик хорошо запомнил положение клавиш, знает написание нот, Имеет игровой опыт, не отвлекается на постановочные моменты.
На начальном этапе используется штрих нон легато. Его применение наиболее целесообразно для формирования свободного исполнительского аппарата. Ученик может самостоятельно контролировать минимальную весовую нагрузку в момент входа пальца в клавишу и расслабление при выходе из клавиши. Он не допускает пережим клавиши, который неизбежен при игре легато. Соблюдается установка: играющий палец работает, неиграющие – отдыхают.
В первый год обучения осваиваются два приёма: нажим – это основа штрихов нон легато и легато, и удар, основа штриха стаккато.
На начальном этапе применение приема нажим с большим подъёмом пальца не желательна, т.к. процесс обучения должен идти без зрительного контакта с клавиатурой. Ученик нажимает пальцем клавишу, контролирует мышечное усилие настолько, насколько это необходимо для преодоления сопротивления пружинки клавиши. Палец расслабляется и пружинка силой своей упругости поднимает палец вверх, выталкивая его, как мячик из воды. Это очень важное понимание двигательных ощущений. Важно для умения расслаблять руку в любые моменты при первой возможности в самые короткие промежутки времени, а именно в момент выхода пальца из клавиши. Следующим этапом будет изучение штриха легато. Легато будет изучаться на соединении 2-3-4 звуков.
И только через насколько уроков начнётся освоение штриха стаккато и нового приёма – удар.
Технология приёма удар: 1. замах пальца и кисти над клавиатурой,
2.стремительное падение на клавишу, 3. расслабление пальца. Приём удар может выполняться пальцем или кистью. При ударе пальцем двигательный импульс исходит из основного сустава, который соединяет палец с пястной частью кисти. При ударе кистью двигательный импульс исходит из запястья. Палец в это время относительно неподвижен. Удар выполняется способом, который можно обозначить как игра в клавишу. Это означает движение пальца или кисти вниз на клавишу. Но ни в ком случае не от неё.
О гаммах.
Когда мы говорим о развитии техники, нельзя не сказать о гаммах.
Играя гаммы, ученик осваивает основные формулы техники, аппликатурные формулы, вырабатывает пальцевую чёткость, ровность, беглость, развивает чувство ритма, учится аккуратно менять мех. Гаммообразные последовательности, арпеджио составляют существенную часть техники. Владение которыми открывают путь к любому музыкальному произведению. Изучение гамм предваряется упражнениями. Предметом особой заботы должен стать 1 палец. Работать над его развитием можно на любом материале, где он часто встречается. (гамма до мажор 1-3,1-4 пальцами, хроматическая гамма). Рука должна находиться в состоянии «утюжка»: всякие вихляния недопустимы. Эти упражнения укрепляют ладонь, вырабатывается ловкость и гибкость 1 пальца. Ученик Тикшаев Демьян играет гамму до мажор двумя пальцами (1-2,1-3.1-4).
О репертуаре
Правильно подобранный репертуар – это основа технического продвижения ученика. Чтобы научиться бегать, надо бегать. Надо учить такие произведения, где будет возможность пальцам побегать. Педагог должен позаботиться о том, чтобы не меньше половины репертуара было подобрано с учётом формирования беглости. Освоение шестнадцатых в муз. школе – это главная составляющая мелкой техники. Предваряют изучение шестнадцатых – восьмые в сочетании 2 ноты в правой на одну в левой. Именно на простом материале нужно сформировать мышление – 2 ноты в правой на одну ритмическую единицу в левой.
Ученик 3 класса Минуллин Родион.
Вот наши восьмые (играем упражнения 24,25 на стр. 59; упр.26,27 на стр.60)
Изучение шестнадцатых надо начинать с упражнений с группировкой по 4 ноты. Они отрабатываются с пальцевым замахом на первую ноту в группе из четырёх. Первая нота опорная, Палец делает более активный замах по сравнению с остальными.
Осваиваем упражнение, которое назовём «Прогулка»: до взяла за руку ре – погуляли, и т.д. На это упражнение надо отвести несколько уроков. Добиваемся, чтобы пальцы были лёгкие, шагающие, падающие на клавиатуру. (упр.46 на стр.79).
Дальше мы осваиваем шестнадцатые на упражнениях «Весёлый колобок» и «Грустный колобок» (стр.80)
Нужно добиться, чтобы получалась опорная нота с замахом пальца.
Когда освоены эти упражнения, можно переходить к пьесам и этюдам. Главная задача этюдов – подготовка к преодолению фактурных трудностей при исполнении произведений. Количество этюдов нам предлагается 2, но изучать надо 4-5.
Чтобы выучить много этюдов, надо подбирать небольшие по объёму этюды в том порядке, в котором ученик должен осваивать технику.
В начальной стадии обучения в работе должны быть должны быть произведения, где подвижность пальцев будет проявляться в пределах небольшого диапазона: короткие пробежки по 4 ноты с остановками на длинных звуках.
Играем Этюд 1:
«Жучка и кот» (стр.90), «Украинская плясовая» (стр.80)
Затем увеличивается количество нот, пробежки становятся более длинными. Играем Этюд№2.
Сочетание штрихов: «Убежал мой птенчик в поле».
Затем идёт развитие непрерывной моторики. «Как под яблонькой», Черни-Гермер «Этюд» №1, Шитте «Этюд» ре мажор.
О прибавлении темпа.
Когда технический фундамент освоен, в медленном темпе заложена база, исполнителя начинает тянуть к более быстрой игре. Какие правила нужно соблюдать здесь? Прибавление темпа должно осуществляться постепенно. При увеличении темпа вступает закон экономии движения. Чем медленнее темп, тем активнее работают пальцы и тем больше их весовая нагрузка. Чем быстрее темп, тем легче движение пальцев. Очень важно, чтобы педагог не привел ученика к боязни трудных мест, не сформировал у него психологический барьер. Нельзя говорить, что пьеса трудная и что мало у кого она получается. Можно стимулировать оценкой: выучишь 4 такта – получишь 5.
Беглость определяется физическими задатками, но главное – систематичность в работе.
Путь к техническим вершинам труден тем, что начинается он самого детства. Техника – это не только дар Божий исполнителя, но и большой труд.
В заключении предлагаю послушать в исполнении Минуллина Родиона пьесу «Весёлый колобок» композитора А. Коробейникова.
Использованный материал: Г.И. Крылова «Азбука маленького баяниста».
Ссылка на Яндекс Диск:
https://disk.yandex.ru/i/5zxPbdlVYMxvOw