Конспект урока "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКИ" | Федоренко Людмила Евгеньевна. Работа №220449
Автор: Федоренко Людмила Евгеньевна
До XVII в. церковь была главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы огромные художественные ценности, формировались важнейшие музыкальные жанры, развивалась теория музыки, нотопись, педагогика. Согласно религиозным идеям, с IV в. формируется ритуал римской церкви (богослужение, праздники), который распространился по всей Европе.
Шло время, одним из популярных жанров ансамблевой музыки становятся инструментальные концерты. В XVIII веке камерная музыка предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В XIX в. начали устраиваться и публичные камерные концерты. К середине XIX в. они стали неотъемлемой составной частью европейской музыкальной жизни.
В России распространение камерного музицирования началось в 70х гг. XVIII в. Первые инструментальные ансамбли написал Бортнянский. Дальнейшее развитие камерная музыка получила у Алябьева, Глинки и достигла высочайшего художественного уровня в творчестве П.И. Чайковского и Бородина
(конспект для урока)
(преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ мкр. Юбилейный г.о. Королев МО Федоренко Л.Е.)
До XVII в. церковь была главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы огромные художественные ценности, формировались важнейшие музыкальные жанры, развивалась теория музыки, нотопись, педагогика. Согласно религиозным идеям, с IV в. формируется ритуал римской церкви (богослужение, праздники), который распространился по всей Европе.
Раннехристианское пение было одноголосным, исключалось участие женщин и игра на музыкальных инструментах. Только в VII в. в церкви появляется орган. Музыкальных образцов этого периода до нас дошло мало:
Псалмодия – декламация нараспев библейских и новозаветных текстов
Антифонное пение – противопоставленных групп хора
Респонсорное пение (чередование солиста и хора)
Гимны
Протестанский хорал – пение общины на родном языке под аккомпанемент органа (XVI-XVII вв.)
Шло время, одним из популярных жанров ансамблевой музыки становятся инструментальные концерты (Генрих Шютц 1585-1672 – Священные симфонии и Псалмы Давида).
Широкое развитие в Италии с XIV в. получает инструментальная музыка.
Уже в XIII-XV вв. встречались инструментальные ансамбли из фиделей (во Франции виела), на которых играли бродяги жонглеры и менестрели.
Любимым инструментом с X в. в Европе становится многострунная (до 16ти струн) лютня. Она использовалась и как аккомпанирующий, и как сольный инструмент (на лютне было принято играть в светском обществе).
С развитием музыкального искусства (как церковного, так и светского) и композиторского творчества появляется необходимость в развернутых, протяжных пьесах, сольных и ансамблевых, более сложных по форме, состоящих из нескольких разделов.
Ансамбль – (французское слово) – 1) группа исполнителей, выступающих совместно. В зависимости от числа участников различают: дуэт, трио (терцет), квартет, квинтет и т.д. 2) стройность, слаженность совместного исполнения. 3) музыкальное произведение для ансамбля исполнителей. 4) законченный номер оперы, оратории, кантаты, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра или без сопровождения (a|capello).
Камерный ансамбль – это:
Группа исполнителей камерной музыки, выступающая как единый коллектив. Среди инструментальных составов камерного ансамбля наиболее популярны:
- фортепианное трио (флейта, скрипка, виолончель),
- струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель),
- фортепианный квинтет (фортепиано, со струнным квартетом),
- квинтет духовых (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна). Встречаются и камерные ансамбли смешанных составов в различных комбинациях (фортепиано, струнные, духовые, ударные, арфа и др.)
2) Музыкальные произведения для нескольких инструментов или вокалистов, а также для вокально-инструментальных ансамблей (обычно в форме сонатного цикла).
Камерная музыка – (латинское слово) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для камерной музыки характерны специфические инструментальные составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности музыкального изложения: тенденция к равноправию голосов, детализация мелодических интонаций, ритмических и динамических выразительных средств, искусная и многообразная разработка тематического материала. Камерная музыка обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки камерной музыки исходят к эпохе средневековья, термин камерная музыка утвердился в XVI-XVII вв. В этот период под этим названием, в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях, или при дворах монархов. Придворная музыка и называлась камерной, а исполнители, работавшие в придворном ансамбле, носили название камер-музыкантов. Самый ранний образец камерной музыки относится к 1555 г.
С конца XVIII в. и особенно в XIX в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная камерная музыка (жанр песни и романса). Исключительное внимание ей уделяли композиторы – романтики.
В XVIII веке камерная музыка предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В XIX в. начали устраиваться и публичные камерные концерты. К середине XIX в. они стали неотъемлемой составной частью европейской музыкальной жизни. Например, камерные вечера Парижской консерватории, концерты РМО в России и т.д. Возникли организации любителей камерной музыки (Петербургское общество камерной музыки основано в 1872 г.)
К середине XVIII в. разделение музыки на церковную и камерную постепенно утрачивает значение, но все яснее выступает различие камерной музыки и музыки концертной (оркестровая и хоровая). Во 2-й половине XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, Л. Боккерини, В. Моцарта сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартеты и др., сложились типичные инструментальные составы этих ансамблей. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов 1-ой половины XIX в. - Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана.
Во 2-ой половине XIX в. выдающиеся образцы инструментального ансамбля создали: Брамс, Дворжак, Сметана, Григ, Франк. В XX в. – Дебюсси, Равель, Шенберг, Берг, Барток.
В России распространение камерного музицирования началось в 70х гг. XVIII в. Первые инструментальные ансамбли написал Бортнянский. Дальнейшее развитие камерная музыка получила у Алябьева, Глинки и достигла высочайшего художественного уровня в творчестве П.И. Чайковского и Бородина. А. П. Бородин вспоминал: Когда я пришел впервые в кружок к Балакиреву, тот захотел меня познакомить с музыкой его кружка! Тут Мусоргский сел с Балакиревым за фортепиано. Я был поражен блеском, осмысленностью, энергией исполнения и красотою вещи. Они сыграли финал симфонии Римского-Корсакова. Большое внимание уделяли камерному ансамблю А.К. Глазунов и С. Рахманинов, а для С. Танеева камерный ансамбль стал основным в творчестве.
Исключительно богато и многообразно камерно-инструментальное наследие композиторов советского периода, его главные линии – лирико-драматическая (Н. Мясковский), лирико-философская и трагическая (Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. Прокофьев), и народно-жанровая (С. Цинцадзе, К. Караев).
В 60-80х гг. XX в. в творчестве Шнитке, Тищенко, Слонимского, Губайдулиной, Б. Чайковского получили развитие идеи нравственно-этического значения.
В процессе исторического развития стиль камерной музыки претерпел значительное изменение, сближаясь то с симфоническим, то с концертным. Происходит симфонизация смычковых квартетов Л. Бетховена, Брамса, П. Чайковского; черты концертности видны в Крейцеровой сонате Бетховена, в скрипичной сонате С. Франка, в ансамблях Э Грига. В XX веке наметилась и противоположная тенденция – сближение с камерной музыкой симфонических и концертных жанров, особенно при обращении к лирико-психологическим и философским темам, требующим углубления во внутренний мир человека.