Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему «Экскурсия в школьную картинную галерею» | Кладиева Дарья Павловна. Работа №351991. Номер работы: №351991

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему «Экскурсия в школьную картинную галерею»

 

Цель: познакомить с творчеством художника И.И. Шишкина, совершив экскурсию в «школьную картинную галерею».

Задачи: сформировать первичное представление о целостности художественного мира И.И. Шишкина, умение ориентироваться в жанре картины (пейзаж), в определении темы картины и настроения автора, в особенностях композиционного решения картины, формировать умение, связанное с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, развивать эстетическое мировосприятие учащихся, воспитывать познавательную и эстетическую культуру, духовно-нравственные ценности.

Форма занятия: реальная экскурсия.

Вид экскурсии: тематическая, сопутствующая.

Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему «Экскурсия в школьную картинную галерею»

 

Цель: познакомить с творчеством художника И.И. Шишкина, совершив экскурсию в «школьную картинную галерею».

Задачи: сформировать первичное представление о целостности художественного мира И.И. Шишкина, умение ориентироваться в жанре картины (пейзаж), в определении темы картины и настроения автора, в особенностях композиционного решения картины, формировать умение, связанное с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, развивать эстетическое мировосприятие учащихся, воспитывать познавательную и эстетическую культуру, духовно-нравственные ценности.

Форма занятия: реальная экскурсия.

Вид экскурсии: тематическая, сопутствующая.

 

Ход урока

1. Вступительная беседа

(актуализация знаний учащихся, цель занятия, основные правила)

– Ребята, займите свои места.

– Наше сегодняшнее занятие начнём с загадки:

Не скульптура, не лепнина,

Лишь вчера сотворена,

В рамке на стене она –

Труд художника – … (картина).

– В зависимости от того что изображено на картине, можно определить её жанр. Ребята, послушайте стихотворения-загадки:

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу

Или грушу или торт

Или все предметы стразу

Знай, что это (натюрморт)

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька твой сосед.

Обязательно картина называется (портрет)

 

Если видишь на картине

Нарисована река

Иль ель иль белый иней

Или сод и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется (пейзаж)

 

– Натюрморт, портрет, пейзаж – это жанры изобразительного искусства.

– Художник создаёт картину не сразу, сначала он делает этюды – предварительные наброски для будущего произведения. Работает художник и в мастерской, и на пленэре.

– Знакомо ли вам слово «пленэр»? (ответы учащихся)

– Где можно увидеть сразу много картин? (музей, выставка, галерея)

 

– Что такое галерея? (Специальное помещение, в котором для обозрения размещены произведения искусства; художественный музей. Например, государственное предприятие Третьяковская галерея является государственным музеем. Другой пример – картинная галерея Шилова, являющаяся частным предприятием, но активно поддерживаемая городскими властями.)

– В галереях и музеях посетители могут увидеть подлинные произведения художника – подлинники, копии его работ, а также репродукции. Репродукция… Это слово вам знакомо. Что такое репродукция? Где мы встречались с репродукциями? Верно, когда совершали на уроках и виртуальные экскурсии в музеи.

Репродукция – это воспроизведение изображения техническими средствами (типографские станки, специальные принтеры и т.п.) на бумаге, холсте или другой основе. Современные достижения техники позволяют получать очень качественные репродукции. Порой неискушённый человек даже может принять такую репродукцию за оригинальную работу, особенно если она выполнена на холсте.

Копия – выполняется другим художником (копиистом) и в меру таланта и способностей может быть очень похожа на оригинал. Хороший копиист не скрывает своего авторства и может открыто гордится своими успехами. Например, известно 60 копий «Джоконды» Леонардо да Винчи. Когда же копия выдается за оригинал – это уже называется подделкой. Копию может сделать и сам художник. Например, Саврасов А.К. не раз повторял свою картину «Грачи прилетели».

– Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьную картинную галерею.

– Перед входом в любое учреждение культуры обязательно висят таблички с Правилами посещения. Читаем…

 

 

При нахождении в экспозиционных и выставочных залах Музея посетителям запрещается:

- громко разговаривать;

- пользоваться мобильными телефонами;

- трогать экспонаты, заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;

- отвлекать смотрителей от исполнения ими своих должностных обязанностей;

- проносить и употреблять продукты питания и напитки.

Не забудьте и про правила движения по школе группой и парами. Какие это правила? (ответы учащихся)

– Итак, в путь…

2. Посещение школьной картинной галереи

– Вот мы и пришли. Сколько раз на перемене вы пробегали мимо этого места, торопясь на урок английского языка, или проходили парами в актовый зал. Сегодня мы остановимся здесь и задержимся на некоторое время.

– Мы в школьной картинной галерее. Пришли в гости к великому русскому художнику Ивану Ивановичу Шишкину (портрет).

– Посмотрите на портрет. Кого вы видите? Каким вам представляется художник?

– Вот что вспоминают о нём современники: «С виду суровый, на самом деле добряк… Наружность его была типично великорусская… Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами». И.Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И.И. Шишкина; как зелёный могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью… Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами…» делал изящный и блистательный рисунок.

– Наверное, вам интересно узнать о жизни художника. И.И. Шишкин жил и творил в 19 веке. В январе 2017 г. исполнится 185 лет со дня его рождения.

– Посмотрите на полотна художника. Как назвать их одним словом? Да, Шишкин – художник-пейзажист.

– Шишкина называли «пейзажистом-лесовиком». Понимаете, почему?

– Перед вами картина «Дубовая роща» (1887, Киевский музей русского искусства).

– В нижнем углу – автограф художника (ученик работает с лупой).

– Между задумкой этой картины и её исполнением прошло около 30 лет, по видимому, ровно столько времени понадобилось художнику для того, чтобы достигнуть пика мастерства. Недаром это произведение называют гениальным.

Кажется, что можно войти в этот лес и даже ощутить свежий запах его. Лучи солнечного света на траве прорисованы с высокой точностью, ласковые и тёплые, они будто гладят многовековые могучие стволы дубов. Каждый дубовый листок не просто тщательно прописан, он отмечен своим особым блеском.

– Всмотритесь. Что вы чувствуете?

– «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург)

– Посмотрев на лесную чащу, мало кто пожелает оказаться в подобном месте. Но всмотритесь в сокровища леса! Какая природа вокруг! Разве таким мы видим лес в наше время?! Дороги, линии электропередач, антенны…

– Художник задумывал картину для длительного рассмотрения ее зрителем.

Картина полна мелких деталей … Тут и лисица, и утка, которая улетает из лап хитрой хищницы (ученик работает с лупой).

В 1873 г. Шишкину за картину «Лесная глушь» присуждается звание профессора.

 

«Зима» (Зимний лес) (1890, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург)

– Посмотрите на следующую картину, «Зима». А как бы вы назвали её?

– Другое название картины «Зимний лес». Лес как будто бы окаменел, застыл в оцепенении до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне. Недавно прошёл снегопад. Как мы понимаем это?

– Тишина и покой. Нет ни человеческого, ни звериного следа на снегу…

Но смотрите! Маленький луч солнца проникает сквозь чащу. А на одной из веточек притаилась птичка, которая удивляет взор среди зимнего пейзажа (лупа)

«Цветы на опушке леса» (Третьяковская галерея)

– Мы на опушке леса. Это самая красивая поляна, поскольку сюда часто проникает яркое солнышко, и это помогает цвести разным растениям. Интересно, что это произведение – этюд для картины «Лес на берегу моря».

Помните, что такое этюд?.. А если это этюд, подготовительный набросок, то представьте, какова же тогда сама картина!!!

«Среди долины ровныя» (1883, Киевский музей русского искусства)

– Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство.

Картина «Среди долины ровныя» названа строчкой из песни. Успех полотна превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царём леса», «дедушкой лесов», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.

Почти в середине поля возвышается могучий дуб, который растёт уже не одно столетие. Он один – широкий, высокий, большой и угрюмый, будто наблюдает за всем тем, что происходит вокруг.

 

У художника была нелёгкая судьба. Много горя было в его жизни. У него умерли сыновья. Он один растил дочерей. Думается, что на этой картине художник изобразил себя, вложил в неё всю свою душу и надежду в будущее.

3. Заключительная часть экскурсии, возвращение в класс.

– Наша экскурсия подошла к концу. Но знакомство с жизнью и творчеством Ивана Ивановича Шишкина не закончено.

Здесь в нашей маленькой школьной картинной галерее его картины ожидают вас. Каждая готова вступить в беседу с вами. Чтобы понять замысел художника, надо пристально всматриваться в картину, размышлять перед ней. Наверно, вам захочется ещё прийти сюда.

И.И. Шишкиным написаны почти 500 картин. Они находятся в разных музеях и галереях. Часть – в Третьяковской галерее, куда мы с вами поедем в 3-й четверти.

– Что вам запомнилось из сегодняшней экскурсии? Что удивило?

– Какие картины художника вы знали до экскурсии? Кстати, одну картину вы точно знаете – «Утро в сосновом лесу». (изображена на конфетных фантиках).

IV Закрепление знаний. Игра «Заколдованный лес».

- А мы возвращаемся в класс и занимаем свои рабочие места.

- В заключение нашей экскурсии предлагаю вам поиграть в игру «Заколдованный лес».

Педагог раздает младшим школьникам карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера. Педагог объясняет младшим школьникам, что перед ними рисунок заколдованного леса, но этот рисунок волшебник накрыл шапкой-невидимкой, поэтому многие детали рисунка стали невидимыми. Младшим школьникам предлагается внимательно рассмотреть рисунок, затем превратить все линии в законченные рисунки. При этом педагог отмечает, что лес на рисунке должен быть необычайно красив и полон обитателей, поэтому для раскрытия сюжета можно дополнить рисунок изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или даже сказочных персонажей.

V Рефлексия. Подведение итогов.

Сегодня мы посетили картинную галерею и ознакомились с произведениями Шишкина. Это художник-пейзажист. Шишкина называют также «пейзажистом-лесовиком». Почему? (ответы учащихся). Когда мы изучали произведения искусства Шишкина, нам даже понадобилась лупа. Зачем? (в его произведениях много очень мелких деталей).

Сегодня мы также попробовали себя в роли «пейзажиста-лесовика», использующего в своих картинах много мелких деталей.

Домашнее задание: закончить рисунок, начатый в классе, добавив при этом как можно больше деталей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×