Конспект урока литературного чтения по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб" | Ящук Елена Владимировна. Работа №356890
В разработке представлен конспект урока литературного чтения,целью которого является кратко рассказать о жизни и творчестве русского писателя К.Д.Паустовского; показать особенности изображения характеров героев в произведении; выявить элементы сказки; обсудить нравственные проблемы, поднятые в произведениик
ГБОУ «Мичуринская школа»
администрации Тельмановского м.о. ДНР
Разработка урока литературного чтения для 4 класса на тему
«Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»
Составила
учитель начальных классов
Ящук Елена Владимировна
2018г.
Тема урока : Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: кратко рассказать о жизни и творчестве К. Паустовского; показать особенности изображения героев в произведении; выявить элементы сказки; обсудить нравственные проблемы.
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве К. Паустовского, содержания и героев сказки «Теплый хлеб»; владение элементами анализа текста; умение объяснять значение диалектных и устаревших слов.
Оборудование: учебник-хрестоматия, толковый словарь, презентация, заготовки из картона в форме сердца, краски.
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф: Плох обед, коли хлеба нет
Народная мудрость
Ход урока
Организационный момент
.
Учитель : Прозвенел уже звонок,
Дети: Начинается урок
Учитель. Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя Константина Паустовского. Запишите, пожалуйста , в тетрадях дату и тему урока.
II. Изучение нового материала
1.Работа с презентацией о жизни и творчестве писателя.
2.Работа над эпиграфом.
- Ребята, обратите внимание на эпиграф урока, записанный на доске. Как вы понимаете смысл народной мудрости?
( Что бы мы не ели, не можем обойтись без хлеба)
3. Упражнение «Закончи предложение»
- Произведение называется «Теплый хлеб». А что еще может быть теплым?
Закончите, пожалуйста, предложение «Я думаю, что теплым может быть…»
(День, дом, пальто, чай, взгляд).
- Теплыми могут быть и взаимоотношения между людьми. Нужно дарить тепло окружающим тебя людям
4. Словарная работа. Дети ищут в словаре значение слов
Картуз – мужской головной убор с козырьком
Христорадники – нищие, те, кто побирается, просит «Христа ради»
Дюже – сильно
Треух – зимняя шапка
5.Работа над содержанием сказки.
Беседа по вопросам:
- Какой литературный жанр называется сказкой?
-Какие основные признаки сказки можно определить в произведении «Теплый хлеб»?
-Назовите героев прочитанной сказки (Филька, раненый конь, мельник Панкрат, дети,бабка, сорока, мороз, метель,жители деревни)
- Какие из персонажей реальные, а какие фантастические?
- Какие поступки совершает Филька в начале сказки?
- Почему мальчика прозвали «Ну тебя»?
-Почему в деревне случился лютый мороз?
-Почему так жестоко поступил Филька с конем?
-Каким стал Филька в конце сказки?
-Как он помирился с конем?
III. Закрепление материала
1. Работа над составлением таблицы
Характеристика героев сказки
Герои
Моя характеристика
Авторская характеристика
Филька
Панкрат
Конь
IV. Рефлексия.
1Творческая работа.
Учитель показывает рисунок сердца, одна половина которого синяя, другая – красная.
-Ребята, перед вами лежат картонные заготовки в форме сердец. Я предлагаю вам раскрасить и в тот цвет, каким вы определите сердце Фильки в начале сказки и в конце.
Вывод: Добро всегда побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Совершал ли я в жизни плохой поступок», прочитать рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»