конспект урока литературного чтения "Выскочка" | Мой кабинет. Работа №352794
Конспект предназначен для учителей начальной школы.Разработка содержит 8 разнообразных заданий и рефлексию.
Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.
Задачи:
- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;
- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.
- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.
Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.
Задачи:
- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;
- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.
- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.
Личностные:
ЛР1- формирование положительного отношения к процессу познания;
ЛР2- формирование нравственных ценностей учащихся
Познавательные:
ПР1 - уметь находить ответы на вопросы в тексте;
ПР2- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
ПР3- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
ПР4- уметь определять главную мысль текста;
ПР5- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Регулятивные:
РР1- уметь осуществлять взаимный контроль, самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Коммуникативные:
КР1- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
КР2- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
КР3- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ход урока:
I. Мотивционно- организационный момент. СЛАЙД 2
Речевая разминка.
Три Сороки-Тараторки
Тараторили на горке.
- Прочитайте скороговорку все вместе.
Прочитайте:
1 ряд- птичьим базаром
2 ряд- с вопросительной интонацией
3 ряд- с утвердительной интонацией
- Молодцы, ребята!
II. Актуализация знаний. ПР3 КР1 ПР1 ПР2 ПР5 КР1 РР1 ПР2
СЛАЙД 3
На доске 2 портрета: 1) Александр Иванович Куприн; 2) Михаил Михайлович Пришвин.
- С произведением какого из этих авторов мы знакомились на прошлом уроке? (А.И. Куприна)
- Как вы думаете, почему автор подробно описал нам внешний вид каждой собаки?
Внешний вид Барбоса в рассказе описан более подробно, чем внешность Жульки. Описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац. Вначале автор как бы настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки. «Такие собаки, как Барбос отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом». «Основной чертой характера Жульки была деликатная, почти застенчивая вежливость». Барбос был забияка и драчун, в один присест мог съесть половину жареного пасхального индюка. В Жульке же во время еды «было гораздо меньше собачьего, чем в иных человеческих лицах во время обеда».
- О чём хотел сказать Куприн своим читателям?
Жулька совершила подвиг, бросившись защищать Барбоса и окружающих, и прогнала бешеную собаку ценой своей жизни.
Смелость собаки не зависит от ее внешнего вида. Крупная собака может проявить трусость, а маленькая, наоборот, быть смелой.
- Молодцы. (убрать портрет Куприна)
- Посмотрите ещё раз на доску, чей портрет у нас остался? (знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Какие произведения помните?)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина.
- Что вы помните о его биографии?
Михаил Пришвин прожил большую жизнь. Родился он в селе Хрущево - Лёвшино Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии поступил учиться на агронома в Германии, а потом вернулся в Россию. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.
Его рассказы не только увлекают природой, но и помогают познавать мир.
СЛАЙД 4
И начать я бы хотела с таких слов:
М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (читает ученик).
- Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)
- К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.
- А сейчас отгадайте загадки.
1) С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.)
2) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора? Такая с ней морока, Когда трещит... (Сорока.) слайд
— Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках?
Сороки – довольно крупные птицы. Длина взрослой особи может достигать полуметра, а размах крыльев составляет почти метр. Оперение у сорок синевато-черное, с металлическим отливом, а бока – белые. Обитают сороки в разных странах и на разных континентах. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, в непосредственной близости от людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Еще одна особенность сорок, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам. Они тащат к себе в гнезда различные блестящие мелочи и могут даже забраться в жилище человека через открытое окно и нахально порыться в вещах в поисках интересных для них предметов. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. С появлением птенцов сороки становятся шумными и агрессивными, нападая на всякого, кто покушается на их детей. В такое время они могут напасть даже на человека, приблизившегося к гнезду. Когда птенцы подрастут, они выбираются на волю довольно интересным способом – разрушают крышу гнезда. На земле сороки или ходят, или смешно подпрыгивают, как маленькие дети.
- У вас у всех разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.
III. Работа с текстом до чтения.
Прием «Дешифратор» СЛАЙД
- У вас на партах лежат листочки с цифрами название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.
- Произведение М. М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка».
- Кого называют в народе выскочкой? (Ответы детей)
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:
(В словаре зачитывает ребенок)
СЛАЙД 5
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
-Ребята, как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»? (Ответы детей)
-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?
- Как вы считаете быть «выскочкой» правильно?
-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова наша тема? (Ответы детей)
СЛАЙД 6
- Наша сегодняшняя тема «Умей оценивать свои и чужие поступки». А раскрыть эту тему мы попытаемся на примере рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».
- Посмотрите на книгу, иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)
Прием “Предположение”.
- Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?
IV. Работа с текстом во время чтения.
- Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим?
с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?
с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?
с. 92 второй абзац, второе предложение (. и опустила его вниз поленом.)
прием «Вопрос автору» (Для чего она это делала)
с. 92 после третьего абзаца. конец (… на кости есть много охотников.)
- Ответьте на вопросы?
1. Что будет дальше?
2. Как могут развиваться события?
3. Чем закончится текст?
с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Главная мысль?
с. 93 … а я как мне хочется) прием «Вопрос автору» (Зачем она так поступает)
с. 93 … наступали шесть умных сорок.) прием «Антиципация» (Кому достанется все-таки кость)
с. 94 второй абзац (. только бы еще одно мгновеньшко.)
V. Релаксация «Птицы».
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
VI. Работа с текстом после чтения.
- Какие слова непонятны? СЛАЙД7
1. Лексическая работа:
Бдительность – постоянное настороженное внимание.
Улучила – нашла подходящее время.
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Полено – кусок распиленного бревна для растопки
сородичи – родственники.
выводок – птенцы живущие с матерью;
срам – стыд, позор;
2. ПР5 РР1 КР3
- Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?
В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? (с. 92)
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании (Сравнение)
с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?
с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.
- Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация?)
с. 94 (со слов. Только бы ещё одно мгновение.).
- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).
- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?
- Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.
- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)
- Что такое сострадание?
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.
- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?
(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста).
- Почему эта история закончилась именно так? (Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).
- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Как относятся к выскочкам в обществе?
-Какой вывод делает М. М. Пришвин? О чем предупреждает? (М. М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).
СЛАЙД 8
3. Работа с пословицами. КР1 КР2 РР1
-Какие пословицы подходят к рассказу?
Поспешишь – людей насмешишь.
Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.
Нет собаки – заведи друга.
Без хозяина и дом сирота.
Богатством ума не купишь.
VII. Итог урока.
- Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием. (вопрос 6 учебник, с. 95) ПР3 РР1 КР3
- Вернемся к словам, которые говорил М. М. Пришвин.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю» (запись на доске)
Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.
- Сейчас я прошу вас выразить свое мнение о прочитанном произведении, пользуясь листочками, лежащими на ваших партах. Продолжите предложения. (несколько человек зачитывают то, что у них получилось).
VIII. Рефлексия. ПР4 ЛР2 ПР2 КР1 ЛР1 РР1
- Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
Если вам было скучно, неинтересно – то присядьте.
Если вам
всё очень понравилось, вы себя чувствовали отлично – то поднимите руки и хлопните в ладоши.
- Я считаю, вы сегодня были настоящими умниками и умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Спасибо за урок!
IX. Домашнее задание. СЛАЙД 8
Прием «Необычная обычность».
- Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки. (иллюстрации на доске)
(каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)
- Спасибо за урок!