Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

конспект урока литературного чтения "Выскочка" | Мой кабинет. Работа №352794

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект  предназначен для учителей  начальной школы.Разработка содержит 8 разнообразных заданий и рефлексию. 

Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.

Задачи:

- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.

- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка.

Задачи:

- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.

- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

Личностные:

ЛР1- формирование положительного отношения к процессу познания;

ЛР2- формирование нравственных ценностей учащихся

Познавательные:

ПР1 - уметь находить ответы на вопросы в тексте;

ПР2- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

ПР3- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

ПР4- уметь определять главную мысль текста;

ПР5- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Регулятивные:

РР1- уметь осуществлять взаимный контроль, самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Коммуникативные:

КР1- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

КР2- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

КР3- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ход урока:

I. Мотивционно- организационный момент. СЛАЙД 2

Речевая разминка.

Три Сороки-Тараторки

Тараторили на горке.
- Прочитайте скороговорку все вместе.

Прочитайте:

1 ряд- птичьим базаром

2 ряд- с вопросительной интонацией

3 ряд- с утвердительной интонацией

- Молодцы, ребята!

 

II. Актуализация знаний. ПР3 КР1 ПР1 ПР2 ПР5 КР1 РР1 ПР2

СЛАЙД 3

На доске 2 портрета: 1) Александр Иванович Куприн; 2) Михаил Михайлович Пришвин.

- С произведением какого из этих авторов мы знакомились на прошлом уроке? (А.И. Куприна)

- Как вы думаете, почему автор подробно описал нам внешний вид каждой собаки?

Внешний вид Барбоса в рассказе описан более подробно, чем внешность Жульки. Описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац. Вначале автор как бы настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки. «Такие собаки, как Барбос отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом». «Основной чертой характера Жульки была деликатная, почти застенчивая вежливость». Барбос был забияка и драчун, в один присест мог съесть половину жареного пасхального индюка. В Жульке же во время еды «было гораздо меньше собачьего, чем в иных человеческих лицах во время обеда».

- О чём хотел сказать Куприн своим читателям?

Жулька совершила подвиг, бросившись защищать Барбоса и окружающих, и прогнала бешеную собаку ценой своей жизни.
Смелость собаки не зависит от ее внешнего вида. Крупная собака может проявить трусость, а маленькая, наоборот, быть смелой.

- Молодцы. (убрать портрет Куприна)

- Посмотрите ещё раз на доску, чей портрет у нас остался? (знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Какие произведения помните?)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина.

- Что вы помните о его биографии?

Михаил Пришвин прожил большую жизнь. Родился он в селе Хрущево - Лёвшино Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии поступил учиться на агронома в Германии, а потом вернулся в Россию. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.

Его рассказы не только увлекают природой, но и помогают познавать мир.

 

СЛАЙД 4

И начать я бы хотела с таких слов:

М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (читает ученик).

- Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)

- К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

- А сейчас отгадайте загадки.

1) С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.)

2) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора? Такая с ней морока, Когда трещит... (Сорока.) слайд

— Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках?

Сороки – довольно крупные птицы. Длина взрослой особи может достигать полуметра, а размах крыльев составляет почти метр. Оперение у сорок синевато-черное, с металлическим отливом, а бока – белые. Обитают сороки в разных странах и на разных континентах. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, в непосредственной близости от людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Еще одна особенность сорок, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам. Они тащат к себе в гнезда различные блестящие мелочи и могут даже забраться в жилище человека через открытое окно и нахально порыться в вещах в поисках интересных для них предметов. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. С появлением птенцов сороки становятся шумными и агрессивными, нападая на всякого, кто покушается на их детей. В такое время они могут напасть даже на человека, приблизившегося к гнезду. Когда птенцы подрастут, они выбираются на волю довольно интересным способом – разрушают крышу гнезда. На земле сороки или ходят, или смешно подпрыгивают, как маленькие дети.

- У вас у всех разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.

 

III. Работа с текстом до чтения.

Прием «Дешифратор»  СЛАЙД

- У вас на партах лежат листочки с цифрами название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.

- Произведение М. М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка».

- Кого называют в народе выскочкой(Ответы детей)

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:

(В словаре зачитывает ребенок)

СЛАЙД 5

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

-Ребята, как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»(Ответы детей)

-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?

- Как вы считаете быть «выскочкой» правильно?

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова наша тема? (Ответы детей)

СЛАЙД 6

- Наша сегодняшняя тема «Умей оценивать свои и чужие поступки». А раскрыть эту тему мы попытаемся на примере рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».

- Посмотрите на книгу, иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

Прием “Предположение”.

- Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

IV. Работа с текстом во время чтения.

- Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим?

с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?

с. 92 второй абзац, второе предложение (. и опустила его вниз поленом.)

прием «Вопрос автору» (Для чего она это делала)

с. 92 после третьего абзаца. конец (… на кости есть много охотников.)

 

- Ответьте на вопросы?

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

 

с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Главная мысль?

с. 93 … а я как мне хочется) прием «Вопрос автору» (Зачем она так поступает)

с. 93 … наступали шесть умных сорок.) прием «Антиципация» (Кому достанется все-таки кость)

с. 94 второй абзац (. только бы еще одно мгновеньшко.)

V. Релаксация «Птицы».

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

 

VI. Работа с текстом после чтения.

- Какие слова непонятны? СЛАЙД7

1. Лексическая работа:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

сородичи – родственники.

выводок – птенцы живущие с матерью;

срам – стыд, позор;

2. ПР5 РР1 КР3

- Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? (с. 92)

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании (Сравнение)

с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация?)

с. 94 (со слов. Только бы ещё одно мгновение.).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа(самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).

- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

- Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

- Что такое сострадание?

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста).

- Почему эта история закончилась именно так? (Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

-Какой вывод делает М. М. Пришвин? О чем предупреждает? (М. М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

СЛАЙД 8

3. Работа с пословицами. КР1 КР2 РР1

-Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Нет собаки – заведи друга.

Без хозяина и дом сирота.

Богатством ума не купишь.

 

VII. Итог урока.

 

- Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием. (вопрос 6 учебник, с. 95) ПР3 РР1 КР3

- Вернемся к словам, которые говорил М. М. Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю» (запись на доске)

Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.

- Сейчас я прошу вас выразить свое мнение о прочитанном произведении, пользуясь листочками, лежащими на ваших партах. Продолжите предложения. (несколько человек зачитывают то, что у них получилось).

 

VIII. Рефлексия. ПР4 ЛР2 ПР2 КР1 ЛР1 РР1

- Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

Если вам было скучно, неинтересно – то присядьте.

Если вам

всё очень понравилось, вы себя чувствовали отлично – то поднимите руки и хлопните в ладоши.

- Я считаю, вы сегодня были настоящими умниками и умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Спасибо за урок!

 

IX. Домашнее задание. СЛАЙД 8

Прием «Необычная обычность».

- Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки(иллюстрации на доске)

(каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)

 

- Спасибо за урок!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×