Конспект урока литературоного чтения 1 класс, Л.Пантелеев «Две лягушки». | Лыткина Лилия Владимировна. Работа №310001
Урок литераатурного чтения 1 класс, сказка Л.Пантелеева «Две лягушки».
Цели урока:
Обучающие:
1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
Развивающие:
1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.
Оборудование: компьютер.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный ,поисково-исследовательский.
Тема урока: Л.Пантелеев «Две лягушки».
Цели урока:
Обучающие:
1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
Развивающие:
1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.
Оборудование: компьютер.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный ,поисково-исследовательский.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мы друг другу повернулись
Мы друг другу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
II. Постановка целей урока.
1.Послушайте загадку и определите, о ком мы будем сегодня читать?
«Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка
Кто это? (лягушка)
2. - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.
- Чем они питаются? (Мошками, комарами)
3. А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски),а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.
Какие задачи урока мы поставим? Дополните предложения:
Познакомиться … (с произведением)
Охарактеризовать … (главных героев)
Определить … (главную мысль)
III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет.
IV. Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию.
1). Выполнение речевого упражнения, (работа в паре по листочкам друг другу.)
2). Словарная работа
-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?
-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ?
-Это слова синонимы.
-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.
-Канава – неглубокая выемка в грунте, обычно предназначенная для направления потока воды.
- Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем-нибудь гниющем, сыром.
2. Прослушивание произведения.
3. Беседа по первым впечатлениям.
-К какому литературному жанру относится это произведение?
- К какой сказке? (авторской о животных)
-Какая лягушка вам понравилась и чем?
Гимнастика для глаз
-Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1,2,3,4,5,)
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
--Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1,2,3,4,5,)
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
4.Повторное чтение сказки хорошо читающими детьми.
Работа по содержанию.
- Где жили две лягушки-подружки? (Жили они в одной канаве)
-Что случилось однажды с лягушками? (Однажды ночью вышли они погулять)
-Как они оказались в горшке со сметаной? (Они забрались в погреб, стали там играть и прыгать).
- Что с ними произошло? (Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной). Стали тонуть.
- Как повела себя лягушка- лентяйка? (Поплавала немножко, побарахталась и думает: «Всё равно мне отсюда не выбраться, перестала барахтаться и утонула»
- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают? (Она превращается в масло)
- Как повела себя вторая лягушка? ( Вторая лягушка была не такая: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю»).
- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? (Ничего, пока силы есть буду барахтаться!)
-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить? (Я ведь ещё живая, значит, надо жить. А там – что будет!)
- В каких словах содержится главная мысль сказки?(Не падай духом! Не умирай раньше смерти!)
-Чему учит эта история? (Высказывания детей)
Физкультминутка
5. Составление сравнительной характеристики героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». (Работа в группе)
Напомним правила работы:
Умей выслушать.
Не перебивай.
Вырази своё мнение.
- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.
-Какими были лягушки по характеру.
- Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.
1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая.(Картинка вёсёлой лягушки).
2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая.(Картинка унылой лягушки)
VI. Обобщение.
-Какая главная мысль прочитанной сказки?
-Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»?
-Какой вывод ты для себя сделал?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие задачи мы поставили в начале урока? (На доске)
Достигли мы их?
- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
- Какой конец вам больше нравится?
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- Повторите главную мысль сказки.
-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.
- Хочется ли вам прочитать другие сказки и рассказы Л.Пантелеева.
А где мы можем найти эти книги? Выставка книг.