Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока литературы К. Паустовский «Теплый хлеб» | Анастасия Алексеевна Макарова. Работа №341450

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Изучение нового материала на уроке литературы. 5 класс

Цели урока:

1. Образовательная:

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

 

МБОУ СОШ № 51 г Брянска

 

Конспект урока литературы

К. Паустовский «Теплый хлеб»

 

Разработан для 5 класса

 

 

Учитель русского языка и литературы

Макарова Анастасия Алексеевна

2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

https://www.chitalnya.ru/work/3739157/

https://nukadeti.ru/skazki/paustovskij-teplyj-khleb

https://урок.рф/images/sbornik_2022_15.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»:

ГЕРОИ И ИХ ПОСТУПКИ

 

Основное содержание урока:

1. Герои сказки и их поступки.

2. Филька и бабушка.

3. Образ сказочного коня.

4. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание.

5. Тема коллективного труда

 

Основные виды деятельности:

1. Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский».

2. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ и инсценированные.

3. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

4. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников.

5. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

6. Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа.

7. Составление плана (цитатного плана) сказки.

8. Составление плана характеристики героев сказки (по группам).

9. Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа.

10. Заполнение таблицы «Цитатная характеристика героев сказки» (по группам).

11. Письменная характеристика одного из героев сказки.

12. Поиск в Интернете иллюстраций к сказке и подбор к ним цитатных подписей.

13. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их защите.

14. Поиск пословиц, поговорок, стихов о хлебе и выявление слов и выражений, используемых в литературе и фольклоре для описания хлеба.

 

Цели урока:

1. Образовательная:

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Оборудование: текст сказки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал

 

Словарная работа: добро, зло, теплый.

Притча о двух волуках

- Ребята, вы познакомились с притчей о двух волках. Давайте обсудим увиденное на интерактивной доске.

-Как вы думаете, почему в притче говорится о двух волках?

- (ответы детей).

-За образами белого и черного волка скрываются два противоположный понятия: "добро" и "зло". Белый волк представлеет собой доброе начало. Черный - злое.

- Какие человеческие качества, прозвучавшие в аниматике, можно отнести к добрым, а какие к злым?

-(ответы детей).

-Зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь - чувства, которые могут разъедать сердце.

-Мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность - чувства, которые могут наполнять сердце.

-Как вы думаете, почему волки борются ? Что служит полем боя для этой битвы? Приходилось ли вам испытывать подобные чувства?

-(ответы детей).

- Человек неидеален. Каждый день его одолевают противоричивые чувства и переживания. Каждому из нас знакомы как любовь,так и ненависть. В нашей душе, которая и является полем битвы, происходит борьба добра и зла.

 

Начертите таблицу в тетради.(добро-зло) Заполните таблицу словами-ассоциациями. Используйте слова для справок.

ЭГОИЗМ, ЗАБОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧЁРСТВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ЩЕДРОСТЬ, БЕССЕРДЕЧИЕ , ВЗАИМОВЫРУЧКА, ЧУТКОСТЬ, РАВНОДУШИЕ, ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ.

2. Беседа по вопросам из раздела «Проверьте себя».

Давайте вспомним литературный жанр, в котором ярче всего показаны добро и зло. Итак, «добро и зло» - являются главными моральными понятиями в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра является зло, которое необходимо либо исправить, либо побороть. Стараться никому не причинить зла – вот главная задача человека.

 

 

В русских народных сказках зло и добро всегда выглядит ярко, и очень хорошо заметно. Отрицательные персонажи в сказке не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет вознаграждено.

 

Сегодня мы с вами проанализируем … цели урока

- А почему сказка называется «Теплый хлеб»?

- Можно ли ей дать другое название? Какое?

- Объясните смысл слова «теплый»? (близкий, добрый, горячий и т. д. )

- А какие значения подходят нашей сказке?

- Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?

- А может ли быть холодным хлеб?

- Как может быть холодным человек, сердце?

- Какие смыслы имеет название?

( 1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).

 

а что еще может быть Тёплым. Теплым может быть…. Что?( взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда, хлеб...)

Русский народ всегда очень трепетно, уважительно относился к хлебу. Об этом говорят многочисленные пословицы. Какие вы знаете пословицы?

Хлеб всему голова.

На соль пьется, на хлеб спится.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без хлеба куска везде тоска.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Не хлебом единым жив человек.

Земля - матушка, а хлеб батюшка.

Хлеб - всей жизни голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Будет хлеб - будет и обед.

Хлеб да соль - это труд да любовь.

Хлеб да вода - крестьянская еда .

Объясните смысл некоторых пословиц.

А что сделал Филька с хлебом, когда не дал его коню? (бросил в снег)

 

В годы Великой Отечественной войны кусочек хлеба в 125 граммов спасал жизнь жителей блокадного Ленинграда.

В чем смысл названия рассказа?

Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки.

 

Учащиеся делятся на группы и отвечают на вопросы.

ПЕРВАЯ ГРУППА

-В какое время разворачивается повествование произведения? Как люди переносят тяготы военных лет?

-Сюжет повествования разворачивается в военное время в простой деревне. Тяжело, трудно живут крестьяне, не хватает продуктов. Старый мельник Панкрат, приютив покалеченного коня, волей случая оказавшегося в Бережках, не в состоянии прокормить беднягу. Селяне по-доброму относятся к лошади и помогают в меру своих сил. Лишь злой и агрессивный Филька, равнодушный к окружающим и чужим заботам, больно обижает коня.

-Как отразился на жителях поступок Фильки?

-Бездушие обернулось катастрофой для деревни: наступил лютый холод, предвестник голодной смерти.

 

 

 

ВТОРАЯ ГРУППА

- Как Филька пытается поправить сложившуюся ситуацию? Кто ему помогает принять правильное решение? Каким Филька предстает в начале произведения, а каким в конце?

-Желая помочь справиться с общим несчастьем, парнишка предлагает свой выход из критического положения. Сознавая, что был неправ, Филька делает всё возможное, чтобы компенсировать свой необдуманный шаг, и в финале мирится с конем, угощая его теплым хлебом. Хотя в самом начале сказки главного героя можно охарактеризовать как недоверчивого, бессердечного, черствого мальчика.

Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением даже свою бабушку. Сначала в его сердце нет доброты ни к людям, ни к животным. Жестокость своего поступка паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показывает жителям деревни свои положительные качества, заставляет поверить ему.

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

-Какова роль Панкрата-мельника в повествовании произведения?

Важным персонажем сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.

-Расскажите о композиции произведения?

В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает бессердечный поступок мальчика, навлекший печальные последствия на всех жителей. Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.Умелое сочетание автором сказочных и реальных мотивов создает единую композицию, воплощая замысел Паустовского. Устаревшие обороты и фольклорные выражения придают повествованию особый колорит.Развязкой сказки становится примирение мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого.

НА ОСНОВЕ УСЛЫШАННОГО РЕБЯТА ФОРМУЛИРУЮТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Писатель уверен в том, что вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек имеет шанс изменить положение, загладить свою вину, исправиться и стать милосерднее.

Выполните тест на знание текста.

Найди неверные утверждения.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

Немецкий снаряд ранил коня в голову.

Коня взял к себе мельник Панкрат.

Жил в Овражках со своей бабкой мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя.

В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

Панкрат посоветовал Фильке изобрести спасение от стужи.

Всем известно, что ворона — самая болтливая птица на свете, и потому сороки ей не поверили.

Картинки индивидуально)

 

Выразительное чтение

Анализ эпизода "Разговор бабки с Филькой" (от слов "Метель начала затихать к вечеру..." до слов: "-Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих").

-Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся "от злобы людской", "мужик, обидевший солдата, помер "от охлаждения сердца".)

-Как вы понимаете выражение "от охлаждения сердца"?

-Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

-Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

-В чем же мудрость сказки "Теплый хлеб"? (Если уж человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить; лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)

 

 

А теперь немного разомнемся:

Физкультминутка

БОЖЬИ КОРОВКИ

Божьей коровки папа идет,

Следом за папой мама идет,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними самые малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

Папа семейку учиться ведет.

А после школы домой заберет.

(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.

На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.

На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.

Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

1 группа - Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

2 группа - Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

Вопрос классу:

- Изменился ли Филька в конце сказки?

- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

1. Найти в тексте эпитеты и записать в тетради.(Чудесный хлеб, рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, звонкие березовые дрова.)

2. Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:

Льготного срока не будет.

Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

Хлеб-соль подносить.

Не только человеку извинения требуются.

Бери хлеб, мирись!

- Так, в чём же смысл сказки?

- Чему она нас учит?

- Как объяснить название сказки?

- Когда вы особенно волновались?

- Что было особенно интересно?

- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

Обобщающая беседа, подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание

Групповое задание.

Выбрать из сказки ключевые цитаты и заполнить таблицу «Цитатная характеристика героев сказки» (по группам).

Пользуясь цитатами таблицы, составить письменную характеристику одного из героев сказки: Фильки, бабки, Панкрата, раненого коня (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания ( по желанию учащихся)

 

Найти в Интернете иллюстрации к сказке Паустовского и подобрать к ним цитатные подписи.

Нарисовать свои иллюстрации и придумать к ним подписи.

Ответить на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и выполнить задание 1 из раздела «Обогащаем свою речь».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×