Конспект урока литературы по рассказу Шолохова "Судьба человека" | Кабась Ирина Владимировна. Работа №338104
"Судьба человека" - рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека.
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанра.
Задачи: познакомить уч-ся с историей создания рассказа, научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста, показать значения образа героя рассказа; формировать у уч-ся о смысле человеческог бытия, развивать навыки анализа текста,умение выбирать главное, обобщать; выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
I. Концепция
Судьба человека - рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанра
II. Задачи
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей создания рассказа;
- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
- показать значение образа героя рассказа.
Развивающие:
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к героическому прошлому своей страны.
- уяснить нравственные уроки М. А. Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель;- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
III. Оборудование
- текст
- презентация
IV. Ход урока
Вступительное слово
Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ Судьба человека. Но для начала мы обратимся к биографии писателя.
Учитель:
Подпишите в тетрадях число и тему: Михаил Александрович Шолохов.
- Презентация
Беседа по тексту:
- Откройте учебники на странице 155.
- Какие выводы вы можете сделать по названию рассказа? (Рассказ повествует о нелегкой судьбе человека, скорее всего мужчины)
- Ребята, а что такое судьба? Судьба - неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека.БСЭ.
Рок – то, что нельзя изменить. Вообще считается, что в понятии русского человека, судьба обычно – злодейка. То есть что-то неизбежное.
- Какое изображение вы видите перед рассказом? О каком времени идет речь?
А в презентации мы с вами видели, что в 1941 году Шолохов был отправлен корреспондентом в действующую армию.
О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону (Дон – родина писателя) с высоким сутуловатым человеком говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе Судьба человека (1956 г.)
Прочитайте первый абзац. ( До …) Какую информацию мы можем почерпнуть в самом начале рассказа? (Закончилась война; время года – весна, 1946 год)
- От чьего лица ведется повествование? Докажите. (От лица автора-повествователя)
Давайте, пока, оставим ваши предположения и обратимся к тексту. Пробегите глазами первые странички. Какие герои участвуют в диалогах? (мальчик, мужчина, автор, который участвует в диалогах и автор-повествователь)
Ученики читают по ролям до слов Поначалу…
А теперь вновь ответьте на вопрос, от чьего лица ведется повествование.
В начале урока мы рассуждали с вами о смысле названия рассказа. Так вот, название рассказа говорит о судьбе одной личности и целого народа в целом. Но мы с вами к этому еще вернемся на последующих уроках.
Домашнее задание:
Прочитать фрагмент рассказа от слов Поначалу… до слов …оттолкнул.