Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока литературы в 10 кл. по теме: «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») | Гах Виктория Александровна. Работа №351235

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В представленном конспекте предложен вариант проведения урока по литературе в 10 классе в цикле изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" по теме: «Смерть Базарова». При изучении необходимо учитывать, что Базаров – трагичный герой и рассмотреть двеепричины гибели главного героя:1. Одиночество – Тургенев не показал единомышленников у Базарова и этим самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он все только отрицает, и сам писатель не смог отгадать перспективу развития революционного движения и поверить в неё - это главная причина гибели Базарова в романе.2. Внутренний конфликт героя – мечтая о новом человеке, И.С. Тургенев не верил в возможность гармонического соединения «романтики» и «силы гражданского духа».

Конспект урока литературы в 10 кл. по теме: «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Цели: 1. познавательные:

- проанализировать сцену смерти Базарова;

- выяснить, как проявляет себя Базаров перед лицом смерти;

- показать духовное богатство и силу духа Базарова;

- выяснить, почему Тургенев закончил роман смертью героя; как относится автор к своему герою.

- проанализировать эпилог романа и выявить его значение в композиции произведения.

2.развивающие:

- развитие внимания, воображения, умения слушать;

- развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;

- развитие умения аргументированно отвечать на вопросы;

- развитие чуткости к языку индивидуального стиля писателя.

3. воспитывающие:

- воспитание чувства сострадания, милосердия, сочувствия к людям, друг к другу;

- воспитание интереса к урокам литературы;

- воспитание интереса к творчеству Тургенева.

Средства обучения: презентация, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», иллюстрация Василия Перова «Старики-родители на могиле сына», композиция для чтения учителя: Erik SatieGnossienne No.1

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Оргомент

1.Повторение и введение в тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объяснение нового материала

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись темы в тетрадь. ЦУ

 

 

 

 

 

Аналитическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение эпизода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение эпизода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение эпизода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись вывода в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд. Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставление оценок

У: Здравствуйте, рада вас видеть. На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение романа «Отцы и дети». Как вы помните, сюжет романа представляет собой цепь испытаний. Какие же испытания выпали на долю Базарова?

Теперь его ждет главное испытание – смертью.

Известный литературный критик Д. И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг»

Слайд: Эпиграф («Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»)

Тургенев сказал, что любовь сильнее смерти и страха смерти. Именно эти слова и послужат нам эпиграфом.

Последние страницы романа, посвященные смерти героя – самые важные. По словам Д.И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, что во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

Как вы думаете, какие слова в этом высказывании ключевые? Над чем хочется порассуждать, услышав его?

 

Запишем тему урока в тетради: «Испытание смертью».

На уроке мы проанализируем сцену смерти Базарова, выясним, как ведет себя герой перед лицом смерти, почему Тургенев заканчивает роман смертью героя и как автор к своему герою относится, а еще определим смысловую роль эпилога в композиции романа.

Итак, начнем. Дома вы читали роман с 27 главы и до конца. Что происходит в этих двух главах?

(В них описывается, что происходило с Базаровым перед смертью: возвращение Базарова к родителям, его болезнь, прибытие Одинцовой, смерть, и финал, в котором рассказывают, что происходило после его смерти)

Что почувствовали и как себя повели родители Базарова, когда он приехал домой?

(Они очень обрадовались приезду сына, чувствовали радость, счастье, боялись спугнуть его)

Давайте откроем 27 главу и найдем этому подтверждение. Читаем с «- Я к тебе на целых шесть недель приехал» ДО «- А надоем!».

Как Тургенев передает отношение родителей к сыну?

(Во-первых, Василий Иванович соглашается не мешать Базарову, и учит Арину Власьевну «быть маленько умней», она боится надоесть Енюше, боится с ним даже заговорить)

У: Да, а еще родители совсем не ожидали, что Базаров так внезапно вернется домой, они не верят своему счастью. Не верят еще и потому, что Базаров стал вести себя необычно.

А какие перемены произошли с Базаровым вскоре после того как он приехал к родителям? Идем дальше по тексту:

(Лихорадка работы с него соскочила, и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась в его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества…)

А как вёл себя Базаров во время первого визита к родителям?

(Он избегал их)

С чем связаны такие изменения в Базарове?

Мысли Базарова занимает чувство, которое он еще недавно отрицал. Меняется отношение Базарова ко многому: как к природе, так и к родителям. Образ Базарова противоречив, потому что Тургенев заставляет своего героя измениться в течение романа. Главный герой смог полюбить, понять чувство родных. Базаров стал утомляться от собственных же правил жизни. Иначе говоря, его установка на «ломание других» начала его самого заметно томить.

В нем произошел надлом, который где-то внутри поселил сомнения в том, что все то, во что прежде свято верил герой, так уж незыблемо.

Что вы можете сказать о внутреннем состоянии Базарова, что с ним происходит?

Базаров ощущает тоску и это состояние закономерно, ведь он, отвергая все и вся, разрушая все старое, не знает, что можно возвести на расчищенном месте, и надеется на других людей. Деятельность, лишенная цели, скоро наскучивает. Именно поэтому достаточно скоро Базаров забрасывает свои научные труды.

Как Базаров пытается излечиться от своей тоски?

Скука и уныние вынуждают его помогать своему отцу в его медицинской практике. Сталкиваясь с простыми людьми, крестьянами, помогая им, Базаров пытается хоть в какой-то мере заполнить внутреннюю пустоту, создавшуюся вследствие отторжения всего человеческого в себе.

Вывод: Автор словно подготавливает читателя к тому, что совсем скоро должен произойти финал жизни человека, жизненная теория которого не выдержала столкновения с реальностью. И действительно, совершенно случайно Базаров заражается смертельной болезнью. Что вы можете сказать о поведении умирающего Базарова?

Давайте прочитаем эпизод болезни. (гл 27)

Что вы можете сказать о поведении умирающего Базарова?

Базаров остается Базаровым, даже несмотря на изменения, которые в нем начали происходить. Он все равно имеет холодный рассудок, он исследователь, врач, и отдает себе отчет в том, что его дни сочтены.

Давайте найдем этому подтверждение в тексте (гл 27)

У: Вот что писал по этому поводу А.П. Чехов: СЛАЙД

«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Вы согласны с высказыванием Чехова? Почему?

Соглашается или не соглашается Базаров принять причастие перед смертью? (27 гл. дальше) Давайте найдем ответ в тексте. Внимательно прочитаем!

(По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. «Ты подумай, каково-то…», - начинает Василий Иванович и не договаривает. Базаров, чтобы не обидеть отца, «промолвил наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «но мне кажется, спешить еще не к чему». Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, т.к. если человеку лучше, за священником посылать не надо.

Значит, и перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти ждет «рай». Но Базаров не обольщается этим. Как сказал Писарев: «нигилист остается верен себе до последней минуты».)

Понятно, почему Базаров не хочет звать священника. Но почему он отказывается тревожить Аркадия и велит послать к Одинцовой?

Потому что Аркадий «в галки попал» - то есть стал семейным человеком. Базаров понимает, что Аркадию не до него сейчас. Да и чем он может помочь: дни Базарова сочтены, он умирает и в нем раскрывается «романтик». С возникшим и разгоревшимся чувством любви Базаров справиться не может и хочет попрощаться с Одинцовой. Можно сказать, что открытие себя самого, открытие новой способности - способности любить меняет Базарова настолько, что его последним желанием становится желание проститься с любимой женщиной, пусть не разделившей его любви.

Давайте прочитаем тот эпизод, в котором Одинцова приехала к Базарову:

диалог Базарова и Одинцовой. (от «- Ну, спасибо….» до «.. пусть она погаснет».

 

Почему Одинцова, несмотря на мысль , которая промелькнула в её голове (что она не любит его) не боится заразиться от Базарова?

Одинцова показана живым человеком. Она же не может наверняка знать любит она его или не любит точно, всё-таки любовь – очень сложное чувство, которое так просто не описать и не объяснить. Возможно, она просто пытается себя обмануть, потому что перед ней страшное – смерть дорогого ей человека. Все-таки она действительно не боится от него заразиться – садится рядом с ним, целует его в лоб, дает ему напиться, к тому же она приехала к нему и привезла с собой врача. По крайней мере он точно ей дорог и в этом сомнений нет.

А почему не боится – в тексте сказано: «подала напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша». А может быть, она боялась, что он умрет. Она приехала просто из уважения, она обязана была его навестить. Это был ритуальный, бесстрастный поцелуй. (В идеале должна получиться эта дискуссия)

Почему Базаров стал ближе нам перед смертью?

В нем ярко раскрылась «романтика»

Приведите примеры, что он сказал? о

н произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «… я любил вас! Прощайте… послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда.. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.)

 

А как вы считаете, почему Базаров стал перед смертью мягче?

Остается нерешенным один вопрос: об отношении Базарова к главному содержанию его жизни – к борьбе. Осталось ли оно тем же или изменилось?

(Говорит он об этом мало, и это вполне естественно, так как было бы бессмысленно говорить о политике в последние часы жизни с Одинцовой или отцом, а больше говорить было не с кем – с Аркадием Базаров уже расстался. И все же он вспоминает о цели своей жизни: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!». Хоть и были разочарования в жизни, но Базаров не изменил своему призванию «а мы драться хотим… Нам других подавай! Нам других ломать надо!, (24 гл))

У: Значит, и в самом деле «нигилист остается верен себе до последней минуты», как сказал Писарев, великолепно знающий этот тип людей.

Смерть особенно тяжела и неожиданна для Базарова. Он не может с гордостью сказать, что успел сделать какое-то дело. Он не оставляет учеников и последователей, которые могли бы сохранить память о нем.

На пороге смерти Базаров подводит черту под своими спорами о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России.

Так нужны ли или нет Базаровы России? (Текст, разговор с Одинцовой)

(Сам Базаров на свой вопрос «Я нужен России?» отвечает: «Нет, видно не нужен». Может быть, он и раньше это осознавал, т.к. был неубедителен в своих ответах на вопросы ПП о жизненных перспективах тех людей, к которым сам принадлежал.

Так почему же Тургенев заканчивает свой роман смертью главного героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Запись в тетрадь

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Две причины:

1. Одиночество

2. Внутренний конфликт героя (Тургенев считал, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как не верил в возможность гармоничного соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как борец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте).

У: Причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранилась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой поставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.

В критике существовало мнение, что заражение Базарова было отнюдь не случайным: оно трактуется как своеобразное самоубийство. Можно ли согласиться с этим?

Случайной или закономерной является для вас смерть героя? Почему?

Как автор относился к своему герою?

(Тургенев с симпатией относился к своему герою и неоднократно повторял, что Базаров «умница», «герой». «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели)

Почему Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг»?

(Не желая умирать, Базаров до последнего боролся с болезнью, беспамятством и болью. До последней минуты он не теряет ясного сознания. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и , главное, остался верен себе и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.)

У: Смерть Базарова героична. Писарев сказал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера…, такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью».

Нас привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. + Вывод. (Нужны ли Базаровы)

Прокомментируйте слова Тургенева: «Я попытался в нем представить трагическое лицо». В чем, по-вашему, трагизм образа Базарова?

(Базаров – трагичный герой. Он сломлен превосходящими его силами и обстоятельствами, но Базаров не сдался. Страдания и смерть подчеркивают его достоинство и величие. Достоевский увидел в страданиях Базарова «признак великого сердца»).

Запишем: Базаров – трагичный герой. Две причины гибели главного героя:

1) одиночество – Тургенев не показал единомышленников у Базарова и этим самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он все только отрицает, и сам писатель не смог отгадать перспективу развития революционного движения и поверить в неё, это главная причина гибели Базарова в романе.

2) внутренний конфликт героя – мечтая о новом человеке, Тургенев не верил в возможность гармонического соединения «романтики» и «силы гражданского духа».

Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главноеельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству,, к поэтическому восприятию мира. Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.

28 глава играет роль эпилога. Что это за элемент композиции?

(Эпилог – заверщающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части )

Что мы узнаем о дальнейшей судьбе героев романа? Открываем 28 главу, давайте поищем в тексте. Читаем

Чтение учителя

(Мы узнаем о судьбе Анны Сергеевны, которая «недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению», и о жизни Аркадия, неописанной в книге: «он сделался рьяным хозяином». Иначе говоря, автор затронул жизнь каждого героя).

А теперь давайте внимательнее рассмотрим картину Василия Перова. Она называется «Старики- родители на могиле сына».

Что вы видите на картине?

Что вы чувствуете, глядя на нее?

В каких тонах она выполнена?

У: Ребята, в эпилоге есть и часть, посвященная Евгению. Я прочитаю ее вам. (выразительное чтение учителя. Музыка Erik SatieGnossienne No.1 + на слайде картина В. Перова)

Как вы понимаете последние слова автора?

(В этой сцене мы видим торжество и утверждение вечной жизни природы. И поэтому цветы на могиле его героя говорили о «вечном примирении и о жизни вечной»).

Почему цветы на могиле Базарова говорят нам о вечном примирении и о жизни бесконечной? Почему они растут? Мы видим торжество и утверждение вечной жизни природы.

Как в эпилоге проявляется отношение автора к герою?

Сам Базаров, вспомните, говорил о себе – «из меня лопух расти будет» - а все же цветы это не лопух. Цветы это как символ того, что жизнь продолжается. Лежа в тени стога, Базаров скажет Аркадию: «Ну, будет он (мужик) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет…» К чему же пришел герой?
(Базаров, утрируя, очень точно выражает свою мысль: мы суетимся, чего-то добиваемся, но человек ничтожен перед лицом вечности, перед лицом жизни бесконечной)

Что символизируют елочки?

А елочки ,может быть, символизируют самого Базарова – колючие, неприступные. А еще ель – символ вечной жизни.

 Что же означают песни птиц?

Это романтизм, который отрицал Базаров, и часть живой жизни, победившей этого героя. Птицы поют гимн окружающему миру, поют на заре, приветствуя солнце, радуясь новому дню. Они же соединяют героя с небом, то есть с Богом.

А зачем нам эпилог, почему же Тургенев не закончил роман сценой смерти своего героя?


( Потому, что жизнь продолжается и без этой сильной личности)

В эпилоге есть реминисценция из творчества А.С. Пушкина.

 

Раздатка текста:«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Какое духовное открытие совершает поэт?

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Здесь тоже торжествует природа, вечная жизнь. Писатель в последних строках приоткрывает нам тайну своего романа, примиряя читателей и геров, обращая их взоры от будничных, быстротечных, переходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человеческая, смешны его «идейные битвы»о вечная жизнь, вечная любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь».

Почему на кладбище к Базарову приходят только отец с матерью?

Потому что он – смысл их жизни, их гордость, они его любят.

Какой походкой идут они и почему?
Потому что самое страшное горе, которое может постичь человека в этой жизни, пригнуло их и давит тяжким грузом на их старческие плечи, поэтому походка их «отяжелевшая».

Живут ли они?

Наверное, только у могилы сына, когда «припадут и станут на колени, и долго плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем…»

Почему после этих стоит многоточие? О чем оно говорит?

Многоточие дает возможность остановиться и подумать о многом: о смысле жизни, о судьбе Базарова, о судьбе родителей.

О чем молятся родители? Что просят они у Бога?

Может, о смерти себе, чтобы скорее увидеть своего Енюшеньку. Может, о прощении бунтовавшему сыну. Можно только гадать. Но пока им остаются только воспоминания о нем, таком родном, но не понятом до конца.

Описание построено на антитезе. Гниющие поникшие кресты, запустение, заброшенность, но живая жизнь, жизнь бесконечная воцарилась именно здесь.

Какие глаголы «умирания» употребляет автор? Много ли их?

Глаголов «умирания» автор употребляет мало: «гниют», «поникли», «похоронен», «лежит».

А какие глаголы «жизни», «движения» мы встречаем?

Глаголов «жизни» и «движения» мы встречаем очень часто: «заросли», «сдвинуты», «дают», «бродят», «окружает», «приходят» и т. д. 

Какие эпитеты придают печальный вид сельскому кладбищу?

Эпитеты: каменные плиты, ощипанные деревца, скудная тень, два дряхлых старичка. Да и само слово «кладбище» напоминает о проходящем времени. Скоро и эти «два дряхлых старичка» успокоятся, соединятся со своим сыном, и тогда уже никто из людей не придет к могиле человека, мечтавшего горы свернуть, след свой оставить в истории.


Что хочет сказать автор последними словами?
Давайте проанализируем их.
«О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни.

Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано?

Один - единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной.

Вот мы и вернулись к нашему эпиграфу. Получается, что любовь сильнее смерти и страха смерти.

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к Базарову по мере чтения романа?

За активную работу на уроке оценки получают…

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×