Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Тема родины в творчестве Н. М. Рубцова. Анализ стихотворения "Звезда полей" | Белозерова Ирина Юрьевна. Работа №352018
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Тема родины в творчестве Н. М. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
Задачи:
-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;
-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.
-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.
Белозерова Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Курганская (коррекционная)
школа-интернат № 25»
г. Курган
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Тема родины в творчестве Н. М. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
Задачи:
-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;
-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.
-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет Николая Рубцова, мультимедиа, звукописи «Звезда полей», альбомные листья, карандаши.
Ход урока
I.Организационный момент. Фонетическая зарядка.
Цель:
Н
астроить учащихся на красивую, грамотную речь. Дать установку.
Р
азвитие фонематического слуха и восприятия.
В
оспитывать интонационную выразительность речи, т.
е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма, тембра.
Слово учителя
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Урок начать готовы? Тогда настраиваемся и читаем выразительно вместе со мной. (текст на доске)
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
На фоне музыки (Ф. Шопен.
Вальс си
минор)
Живя в России, в такой огромной стране, мы должны с вами хорошо знать
свой родной язык, знать русских писателей, поэтов и уметь читать их
произведения.
- 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и в руках он держит смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.
Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
Станислав Куняев оторвал от рукописи лицо и их взгляды встретились.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
2. Формулировка темы, цели и задачи урока. (совместно с учителем и самостоятельно).
- Ребята, как вы думаете, о ком сегодня на уроке пойдет речь?
- Кем был Николай Михайлович Рубцов, и чем он занимался?
3. Знакомство с биографией поэта. Сообщения учащихся.
1 уч. «Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк
Архангельской области. В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду, где
Рубцовых и застала война. Родители Рубцова Мать – Александра Михайловна, отец – Михаил Андриянович. Детей было 7 человек. Николай
был пятым ребенком в семье. Отец ушел на фронт в 1941 году. Мать поэта
умерла в 1942. Детей отправили в разные детские дома. Коля попал в детский дом села Никольского
Тотемского района Вологодской области, здесь прошли детство и юность
мальчика и село Никольское на Вологодчине стало для него настоящей родиной».
2 уч. Среди учеников Рубцов считался одним из лучших. Третий класс Коля закончил
с похвальной грамотой. Тогда же он написал и свое первое стихотворение. «В Никольском Николай Рубцов закончил семилетку. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум г.Тотьмы. Учеба в техникуме длилась по 1952 г По воспоминаниям товарищей он был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гитаре и гармошке, успешно учился, выделялся какой – то особой доверчивостью.
Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. С 1952 – 1953 г.г. он работал
на Белом море кочегаром в архангельском траловом флоте.
3 уч. Николай Рубцовпризван в армию в 1955 году. Служил на Северном флоте.
Служба давалась ему легко, и уже через год он стал отличником
боевой и политической подготовки. Его стихи появляются в армейской печати». «В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в
Литературный институт имени М. Горького. Закончил учебу в 1969 году.
Первый сборник стихотворений «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были
изданы и другие сборники. «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Зеленые цветы» (1971)».
Творческий век Н.М.Рубцова оказался очень коротким. Смерть настигла
его 19 января 1971 года в Вологде. Поэзия Рубцова звучит на многих языках мира, в городах , где жил и работал Рубцов, установлены памятники поэту.
Основные мотивы творчества – родина, природа, русская душа. Любимые образы поэта – свет, звезда, огонек.
Учитель: Мы познакомились с жизнью поэта. Спасибо, ребята, за интересный рассказ, но, чтобы узнать
Н. Рубцова лучше, нам нужно познакомиться с его творчеством.
В преданье старом говорится:
«Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему весь век».
Звезда Николая Рубцова – выдающегося русского поэта – светила недолго, но ярко. «Звезда полей» - одно из лучших его произведений, было написано в 1964 году. Мы познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Звезда полей» в
исполнении мастеров художественного слова, но в начале проведем словарную работу.
Словарная работа.
Объяснение значение
слов
.
«Заледенелый», «полынья», «потрясение», «угасать».
Прослушивание стихотворения «Звезда полей» в исполнении
В. Астраханцева. (Во время актерского чтения учащиеся должны в тексте стихотворения подчеркнуть слова (простым карандашом), которые чтец выделяет интонацией).
Восприятие и первичное осознание нового материала
.
- Понравилось ли вам чтение стихотворения? А само стихотворение?
- Какие картины вы увидели, слушая стихотворение? (Яркая звезда, полынья, мгла заледенелая, осенний холм, зимний холм, шумный город, жители города, зимний простор, морозная ночь, 12 часов, зима, страна спит).
Попробуйте, одним словом, назвать чувство, которое вы испытали, услышав стихотворение. (Спокойствие, волнение, грусть, свет, радость, счастье...)
- Чтобы лучше понять идею, чувства, образы стихотворения, увидеть замысел поэта и проанализировать лирическое произведение, вам нужно внимательно и выразительно прочитать его,
7. Подготовка и выразительное чтение стихотворения учащимися.
8. Аналитическая беседа с учащимися по содержанию стихотворения.
- О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины)
- Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли).
- Какой главный образ в стихотворении? (Образ звезды, потому что несколько раз встречается в тексте)
– Когда светит(горит) звезда? «Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром...», «Звезда полей горит, не угасая...», т. е. звезда горит всегда: ночью, осенью, зимой... – вечно.)
– Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)
– Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)
– Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»?
(Это современники поэта. Следует сказать, что стихотворение появилось в пору, когда жители деревень переселялись в города. А городская жизнь, суета, занятость не оставляют времени любоваться звездой. Люди перестают видеть красоту вокруг, но Звезда горит для всех, она всем рада, несмотря на занятость и невнимание людей)
– Где же звезда «восходит ярче и полней»? («И только здесь, во мгле заледенелой, // Она восходит ярче и полней...».
- А где это здесь? (т. е. на родине поэта).
Лирический герой делает вывод, что только на его родине звезда полей светит ярче и полней.
- Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы?
(Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос – малая родина поэта).
- Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине?
(Нежную любовь к родной земле - родину мою, 1 строфа)
- Во второй строфе герой восхищается красотой русской земли. Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации (любуется красотой: над золотом осенним, над зимним серебром, волнение: в минуты потрясений он понял что-то такое, чего раньше не знал, он удивлён).
Герой тоскует по родине, где он родился и вырос, по её тихой красоте (звезда тихо горит, радость, что горит звезда, грусть, что мир суетен, что время быстротечно.
Таким образом,
лирический герой испытывает любовь к родной земле, сознает свою принадлежность к ней.
- Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль стихотворения? От чего счастлив лирический герой?
(«И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей!»)
Значит, именно звезда несет счастье герою.
- Итак, в чём же смысл названия стихотворения? Чем является для Рубцова
звезда? (Звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека). Для Рубцова символ Родины – Звезда (звезда для него – это идеал, путь, мечта, помощь, тепло, защита, любовь, слава, которая оберегала его, светила ему всегда, и за это он признателен звезде.
- А почему не просто звезда, а звезда полей?
(Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими.)
- Так что хотел сказать автор своим произведением? (Только на родине может быть счастлив человек, поэтому с большой любовью он пишет о своей родине и родной природе).
9. Физминутка (проводит учащийся).
10. Слово учителя.
Мы говорили с вами о Рубцове, как о поэте, но обратите внимание, на доске у меня записано, что он еще и песенник. Почему? Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Многие стихи Рубцова стали песнями. Поэт исполнял их под гитару. На его стихи написано разными композиторами более 120 песен. Послушаем романс «Звезда полей» (это стихотворение, положенное на музыку).
- Какое впечатление произвел на вас этот романс? (Звучит и взволнованная радость, и восхищённая нежность, и тихая грусть).
- Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует средства художественной выразительности.
- Какие средства художественной выразительности вы знаете? Вспомним определение. (эпитеты метафоры, олицетворения).
11. Практическая работа с проверкой задания.
Задача детей определить каким цветом выделен тот или иной троп в тексте
стихотворения.
12. Рефлексия.
- Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в
начале урока?
- Для Н. Рубцова символ родины – звезда, а для вас?
11. Комментированное выставление отметок.
12. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей»
Звезда полей
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…...