Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока музыки "Тайна звука" | Лариса Вячеславовна Лихолад. Работа №333986

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок –исследование «Тайна звука» проводится во второй четверти 4 класса. И несет в себе основную цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.

Основными задачами урока были:

·       Формирование у учащихся понятия о звуке;

·       Развитие умения проводить мини – исследование   

- о высоте звука   от длины струны,

- о громкости звука от силы удара по инструменту,

- о тембре звука от материала из которого сделан    инструмент.

·       Формирование исследовательского интереса                                                     -  через осознание учебной проблемы                                                        - через соотнесение полученных результатов с выдвинутыми   предположениями.

Конспект урока «Тайна звука»

Цель – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.

Задач:

Формирование у учащихся понятия о звуке

;

Развитие умения проводить мини – исследование

- о высоте звука от длины струны,

- о громкости звука от силы удара по инструменту,

- о тембре звука от материала из которого сделан инструмент.

Формирование

исследовательского интереса

- через осознание учебной проблемы

- через соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями.

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые результаты

Мотивация

Прозвенел звонок для нас,

Вы зашли спокойно в класс,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

 

- Здравствуйте ребята! Очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами проведем урок и попытаемся найти ответы на некоторые вопросы. Посмотрите перед вами лежат листы наблюдений, с ними вам придется работать в течение урока. А сейчас я предлагаю посмотреть на экран и ответить на вопрос, с помощью чего художник нарисовал эту картину?

 

- А теперь ответьте на вопрос с помощью чего написано это стихотворение?

 

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь...

В эти минуты растаять бы можно,

В эти минуты легко умереть

(Огарев Н.П.)

- Молодцы ребята, а теперь прослушайте эту мелодию и ответьте на вопрос, с помощью чего она создана?

 

Правильно, с помощью звуков. Я предлагаю вам посмотреть в ваши листы наблюдений, с которыми вам придется сегодня работать и сформулировать тему сегодняшнего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью красок

 

 

С помощью слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью звуков

 

Тема урока: «Тайна звука»

 

Целепо-лагание

Ребята, о чем бы вы хотели узнать на этом уроке?

 

 

 

Правильно, поэтому целью урока у нас будет узнать, что такое звук.

Узнать что такое звук.

Научиться различать звуки.

Выяснить, какие бывают звуки.

 

Актуализация знаний

Ребята, а вы знаете что такое звук?

Звук – это движение воздуха, возникающее в результате колебаний предмета, издающего звук. (линейка)

Если ударить по любому предмету – он издаст звук.

Звук нельзя увидеть. Но он очень похож на невидимую волну, которая разбегается в разные стороны от звучащего предмета. (тазик с водой и бросить камень)

А еще, он похож на волну по ковровой дорожке, когда вы хотите ее вытряхнуть.

Итак, ребята, ответьте что такое звук?

Давайте возьмем листы наблюдений и отметим в них это определение.

 

Как вы думаете, чем отличаются между собой волны, которые мы видим.

 

Правильно, всего лишь размерами. Их легко можно измерить при помощи линейки, сантиметра, других измерительных приборов.

 

Но можно ли измерить звуковую волну, ведь она невидима?

 

Правильно, нельзя и поэтому для измерения звуков есть специальные понятия. Это высота, громкость и тембр.

 

ВЫСОТА. Давайте подумаем, какие бывают звуки по высоте

 

 

Правильно, а теперь я приглашаю к доске двух учеников, которые помогут нам понять, от чего зависит высота звука.

 

Чтобы проверить, как меняется высота звука, возьмите веревку. Натяните ее как струну, во всю длину. И послушайте, как звенит ваша струна?

 

А теперь сделайте ее вдвое короче и снова послушайте. Слышите?

 

 

 

Так от чего зависит высота звука?

 

Правильно, от длины струны. Отметьте это у себя в листах наблюдений.

 

Точно так же звучит гитара. Чем короче будет отрезок струны, тем выше звук. И гитарист пользуется силой пальцев, чтобы одна и та же струна звучала по-разному.

 

Если пережать струну у самой головы грифа звучащий отрезок будет длиннее, а чем ближе гитарист пережимает струну к корпусу, тем этот отрезок становится короче, а звук выше.

Молодцы! С высотой мы разобрались.

 

Дальше переходим к громкости. Давайте подумаем, какие бывают звуки по громкости.

 

Правильно, а теперь я приглашаю к доске двух учеников, которые помогут нам понять, от чего зависит высота звука. Одному ученику я предлагаю взять бубен, а другому барабан.

 

Предлагаю вам со всей силы ударить в барабан. В бубен.

Какой звук вы слышите?

 

А теперь ударьте легонько, не прилагая особых усилий.

Какой звук вы слышите?

 

Правильно ребята. Так от чего зависит громкость?

 

 

Правильно, от силы удара, давайте отметим это в наших листах наблюдения.

 

Ребята, если вы хотите вложить всю силу в извлечение звуков, то вам лучше играть на барабане или бубне.

 

Нам с вами осталось разобраться т третьим измерением звука.

Кто помнит, как оно называется?

 

Тембр звука – это его окраска, но в отличие от красок, которыми пользуются художники эта окраска акустическая, то есть невидимая на глаз.

 

Теперь я приглашаю к доске двух учеников, которые помогут нам понять, от чего зависит тембр звука. Одному ученику я предлагаю взять треугольник, другому мягкую игрушку.

 

Предлагаю ударить

 

По треугольнику. Какой звук вы слышите?

 

По мягкой игрушке. Какой звук вы слышите?

 

Обратите внимание, чем тверже предмет, тем звучание четче, чем мягче, тем звучание глуше.

 

Так от чего зависит тембр звука?

 

 

 

Правильно, давайте отметим это в листах наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук – это волна.

 

Размерами, величиной.

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

Высокие и низкие

 

 

 

 

Длинная струна звучит низко.

 

 

Теперь звук стал наоборот, высоким.

 

От длины струны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громкие и тихие.

 

 

 

 

 

Громкий.

 

 

Тихий.

 

 

От силы удара.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тембр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звонкий

 

Глухой

 

 

 

 

От материала, из которого идет звук.

 

Первичное усвоение новых знаний.

Давайте посмотрим в ваши листы наблюдений и обобщим, что мы сегодня узнали на уроке.

 

Что такое звук?

 

С помощью каких понятий можно «измерить» звук?

 

 

Какие бывают звуки по высоте?

 

От чего зависит высота звука?

 

Какие бывают звуки по громкости?

 

От чего зависит громкость звука?

 

Что такое тембр звука?

 

Какие бывают звуки по тембру?

 

От чего зависит тембр звука?

 

 

 

 

 

Звук, это волна

 

Высота, громкость, тембр.

Высокие, низкие

 

От длины струны

Громкие и тихие

 

От силы удара

 

Это окраска

 

Звонкие и глухие.

От материала, из которого сделан предмет, инструмент.

 

Физминутка

Молодцы ребята, мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть теперь небольшая физ. Минутка

Физминутка под музыку.

 

 

Шумовой оркестр.

Так как мы с вами узнали, что такое звуки и научились их извлекать, я предлагаю вам превратиться в оркестр и исполнить вместе Песенку из мультфильма Маша и медведь «Картина маслом».

 

- Ребята, у каждого оркестра есть свой дирижёр, сегодня вашим дирижером буду я, когда я пуду показывать одной рукой на ряд, значит в инструменты будет стучать этот ряд, когда я подниму две руки, значит будут играть все инструменты сразу.

 

Давайте попробуем без музыки.

 

Молодцы ребята, у вас все получается, теперь попробуем исполнить произведение под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

Совместное исполнение

 

Хоровое пение

Теперь пришло время приготовиться к пению, но для этого нам нужно приготовить свой голосовой аппарат и выполнить дыхательную гимнастику.

 

Предлагаю выполнить учащимся дыхательную гимнастику:

1."Чистим носики”:

вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза;

зажимаем сначала правую ноздрю, затем левую, вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза,

 

2."Греем ладошки”:

Выдох воздуха на ладошки, широко раскрыв рот, 5раз;

 

3."Пёрышко”:

дуем медленно и осторожно на ладошки, вытянув губы трубочкой, чтобы не сдуть пёрышко с ладошки, 5раз;

 

4."Паровозик”:

звук "У-у-у” на медленном выдохе, "Кто дальше уедет?”;

 

5."Ныряем”:

задержка дыхания на счёт до "10”;

 

6.Спокойный вдох и выдох.

 

- Сели прямо, выпрямили спинки, подняли головки, отвели назад лопаточки. Молодцы! Все сидите прямо, красиво. Дыхание подготовили, теперь исполним песенку "Картина маслом”.

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение песни

 

Рефлексия

…, что нового ты узнал на уроке?

 

…, какое открытие ты для себя сделал?

 

…, что было важным для тебя?

 

…, чему вы научились на уроке?

 

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы активно работали на уроке. А сейчас я попрошу оценить урок, если вам понравилось занятие, я попрошу громко прогреметь в ваши инструменты, а если нет, то пусть инструмент остается на столе.

 

Спасибо, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

 

ЗВУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×