Конспект урока на тему: "Рынок труда.Безработица" | Луганская Инна Николаевна . Работа №338284
Конспект для проведения урока на тему:"Рынок труда.Безработица " поможет учителю качественно провести урок обществознания в 10классе.Он составлен в соответствии с требованиям к уроку по ФГОС.В конспекте раскрывается понятие рынка труда, его участники, особенности.Учащимся предлагается обсудить проблему:"Зачем государство устанавливает МРОТ и как он может повлиять на количество людей живущих за чертой бедности.Как осуществляется государственная политика занятости населения, какие существуют нормативно-правовые акты, регулирующие процесс занятости населения.
Конспект урока: « Рынок труда. Безработица»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рынок труда», создание условий для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её причинах, последствиях и мерах государственного регулирования.
Задачи урока:
обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум , МРОТ, безработица, её виды.
развивающая – развитие навыков аналитического мышления; развитие умений работать с различными источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, выявлять причинно-следственные связи, с последующей реализацией ЗУН при выполнении ЕГЭ.
воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе; формирование у учащихся потребности к профессиональному самоопределению и рациональному поведению на рынке труда.
Педагогические технологии: ИКТ, элементы технологии проблемного обучения.
Оборудование: «Обществознание», учебник для 11 класса под редакцией
Л.Н. Боголюбова, мультимедиа презентация.
Тип урока: изучение нового материала
План урока
1.Рынок труда: механизм функционирования.
2.Причины и виды безработицы.
3.Государственная политика в области занятости
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
Рынок труда и его функционирование.
Труд – один из главных факторов производства, от него зависит, как будут использоваться другие факторы – земля, капитал, предпринимательские способности .
Все мы собственники своего труда и можем продать его тому, кто в нем нуждается. Таким образом, формируется рынок труда.
Что же такое рынок труда? Назовите его основных участников. Какие еще виды рынков вы знаете?
Рынок труда похож на другие рынки, например на рынки товаров и услуг, но у него есть и особенности.
Учащимся предлагается сравнить рынок труда с другими видами рынков и найти общие черты и особенности.
Общие черты.
-1) На всех рынках продаются товары. Вопрос: что продается и покупается на рынке труда?
-2) На всех рынках действуют основные рыночные механизмы. Какие? Что влияет на предложение и от чего зависит спрос на рынке труда?
-Какой фактор является определяющим в спросе, предложении и цене на рынке труда? Ставка заработной платы.
-Что такое заработная плата? Назовите ее основные виды.
В результате действия основных рыночных механизмов складывается равновесная цена.
-Как вы думаете, она возможна в условиях рыночной экономики? Почему трудно достичь равновесия на рынке труда? ( ответы учащихся)
Особенности рынка труда.
1) Товар – услуги труда, предлагаемый на этом рынке, весьма неоднороден (разные специальности, разные местности).
Ценой труда является ставка заработанной платы, которая менее подвижна, чем цены на другие товары, и от ее уровня зависят условия жизни граждан.
Отношения работодателя и наемного работника, как отношения господства и подчинения, всегда порождают противоречия и борьбу
Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы (
МРОТ
). Он определяется
прожиточным минимумом -
уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека
. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей
Многие страны, в том числе и Россия, законодательно определяют минимальный размер заработной платы и его обязательность для всех работодателей.
Учащимся предлагается обсудить проблемы.
1)Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности?
-Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.
2. Причины и виды безработицы.
Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения.
Изучение данного пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Учитель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника , фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.
Все население страны делится на экономически активное и экономически неактивное ( пассивное). Составление схемы
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
- Работа над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу.
В РФ безработными признаются граждане, которые
не имеют работы и заработка
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы
готовы приступить к работе
Основные виды безработицы
Фрикционная
Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую
- смена места жительства;
- недовольство зарплатой;
- разочарование в профессии.
Особенность – непродолжительность.
Структурная
Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
- изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность – исчезновение и появление профессий.
Циклическая
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
- возникает в период спада;
- исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.
Сезонная
Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)
Подведение итогов работы.
3.Государственная политика занятости
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателя) и предложения трудоспособного населения.
Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого повышением занятости, требуется:
появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов.
поощрение предпринимательской активности;
привлечение внутренних и иностранных инвестиций.
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс занятости населения в РФ:
Трудовой кодекс РФ
ФЗ «О занятости населения в РФ»
Федеральные, территориальные и местные программы.
Основными инструментами осуществления политики занятости являются активный и пассивный методы.
Учитель приводит примеры;( учащиеся определяют метод)
1. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Активная политика 2. Создание новых рабочих мест. Активная политика
3.Информация о рынке труда. Активная политика
4. Увеличение размера пособий по безработице. Пассивная политика.
5. Поддержка предпринимательской активности безработных Активна политика.
Подведение итогов работы.
Домашнее задание. П.10