Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока на тему: "Три склонения существительных" | Пашян Рузанна Рубиковна. Работа №352693

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Три склонения имен существительных"

“Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”

Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”. Закрепить знания о склонениях существительных; умение находить начальную форму, определять тип склонения, склонять имена существительные.

 

"Три склонения имен существительных"

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”. Закрепить знания о склонениях существительных; умение находить начальную форму, определять тип склонения, склонять имена существительные.

Задачи:

Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.

Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.

План урока

I. Организационный момент

Основная часть.

Сообщение целей и задач урока.

Актуализация имеющихся знаний.

Словарная работа.

Объявление темы урока.

Составление алгоритма по теме.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.

Индивидуальные задания.

Заключительная часть

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока

Ребята, здравствуйте, рада приветствовать вас на уроке. У нас сегодня очередной урок информационно-аналитической программы «Школьник» из цикла «Путешествие. В океане знаний». Вижу все готовы. Отсутствуют Колесников, Мануков, Куликов.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите одну строчку для темы урока, которую мы запишем позже.

2. Постановка целей и задач.

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова римского философа Сенеки

Non scholae, sed vitae discimus

[ НОН СХОЛЕ, СЭД ВИТЭ ДИСЦИМУС].

Мы учимся не для школы, а для жизни.

- Как вы думаете почему?

- Потому что нас учит жизнь, а школа помогает в этом.

- Чтобы быть грамотным в дальнейшей жизни.

- Школа – это только начало жизни, она учит нас совершать открытия в науке и в языке для нашего будущего.

- Отлично. В качестве напутствия давайте прочитаем слова Михаила Васильевича Ломоносова:

Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”
Михаил Васильевич Ломоносов.

Продолжим открывать тайны русского языка.

Итак, давайте начнем урок

 

3. Работа по теме. Актуализация имеющихся знаний.

О чем будем говорить? Сейчас узнаем.

Являюсь я важнейшей частью речи....
Давно живу в мире этом
Даю названия предметам...

Учитель. Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существительному

На море-окияне, на острове Буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель.

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

 

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

Знакомство с картой “путешествия”.

1.Остров "Припоминай-ка"

2.Остров "Вспоминай-ка"

3.Остров "Объясняй-ка"

4.Остров "Отгадай-ка"

5.Остров "Запоминай-ка"

 

III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной устной речи через составление предложений.

Когда вы выходили из начальной школы, вам подарили сундучок знаний. Вам он сегодня понадобится.

Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения».

Игра "Да/нет"

Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете.

Если согласны, то отвечаете "да", если не согласны «нет».

1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *НЕТ

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА

 

IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.

На экране и оценочном листе записаны словарные слова. Ваша задача вставить пропущенные буквы в словарные слова и записать эти буквы.

Профес..ия, хок..ей, ил..юстрация, бр..шюра, лимон..ый, трен..р, осе..ний, велос..пед, тел..визор.

Склонение.

Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?Это и будет темой нашего урока.

Поднимите руку, у кого получилось слово склонение? У кого получилось другое слово?

 

V. Объявление темы урока. Три склонения имен существительных

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных…)

Цели урока:

1.Знать признаки деления существительных на 3 склонения.

2.Уметь образовывать начальную форму существительных и по ней определять склонение.

3.Склонять обозначенные существительные.

 

А кто вспомнит, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?

Изменение имен существительных по падежам называется склонением.

 

Отправляемся на следующий остров.

 

2). Остров "Запоминай-ка". Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

 

До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

 

Теперь давайте вспомним, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонениям.

 

Послушаем сказку

 

1 скл.

М.р.

Ж.р.

-а, -я

Папа

мама

2 скл.

М.р.

Ср.р.

-

-о, -е

Стол

солнце

3скл.

Ж.р.

-

мышь

 

VI. Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

 

VII Остров «Объясняй-ка»

Давайте составим алгоритм определения склонения.

Алгоритм определения склонения

1.Ставлю существительное в начальную форму И.п, ед.ч.

2.Определяю род.

3.Выделяю окончание.

4.По роду и окончанию определяю склонение

 

 

VIII. Остров "Отгадай-ка ". Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.

 

Отгадай загадки, запиши слова-отгадки в таблицу, определи род, склонение

1.Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …

2.На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков …

3.Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь. Кто это…

4.Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый …

5.По ночам  во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я?..

6) Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …

7) И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?...

8) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник …

9) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это …

10) Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?..

11) Рама деревянная,
Другая часть стеклянная.
На зиму утепляется,
Весной вновь раздевается.

1 скл.

М.р.

 

 

 

Ж.р.

 

 

-а, -я

 

 

 

 

Белка, палатка, цапля

2 скл.

М.р.

 

Ср.р.

-

 

-о, -е

Горох, ёж, барабан, карандаш, пингвин

 

окно

3скл.

Ж.р.

-

Кровать, рысь

 

 

 

Дополнительное задание. Упр. 520.

Ветка-ж.р., 1 скл.

ветвь-ж.р., 3 скл.

яблоко-ср.р., 2 скл.

яблоня-ж.р., 1 скл.

заяц-м.р. 2 скл.

зайчишка-м.р., 1 скл.

соловей-м.р., 2 скл.

соловушка-м.р., 1 скл.

площадь-ж.р., 3 скл.

площадка-ж.р., 1 скл.

сетка-ж.р., 1 скл.

сеть-ж.р., 3 скл.

 

2. Остров "Отгадай-ка". - Ну вот немного и разогрелись. Плывем к следующему острову. А на этом острове стоят 3 скалы. Скалы-это склонения сущ. Давайте повторим склонения имен сущ.

Аза этими скалами растет густой лес. А в этом лесу можно встретить разных животных. Название каждого животного является именем существительным, а, значит, имеет склонение.

 

3. Задание №3. "Цифровой диктант".Следующее задание – цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: 112 + 211= 323, 223-112=111. (Два ученика у доски).

Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань

Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

Ох, молодцы! Вот замечательно!

Можно самим составлять такие примеры и играть с друзьями. Правда?

 

Остров «Сравнительное языкознание»

-Ребята, мальчик Матиас из Австралии написал письмо о столице Краснодарского края.

Что вы можете сказать о письме?

-Прочитайте письмо.

 

Krasnodar is a beautiful town. I can’t forget Krasnodar. I remember how we walked in the evening Krasnodar. My hometown is more of Krasnodar. You can be proud of Krasnodar. I often think of Krasnodar.

 


- Внимание задание! Прочитайте письмо, обсудите, о чем оно и потренируйтесь выразительно прочитать.

- О чем оно? Кто сможет рассказать на русском языке?

Матиас сам решил написать это же письмо и на русском языке. Прочитайте его.

- Что заметили?

Краснодар - красивый город. Я не могу забыть Краснодар. Я помню, как мы гуляли вечером по Краснодар. Мой родной город больше Краснодар. Краснодар можно гордиться. Я часто думаю о Краснодар.

 

- Почему Матиас допустил ошибки? (он не знал, что в русском языке слова изменяются по падежам или склоняются»

- А теперь исправьте ошибки в письме Матиаса. Прочитайте.

Краснодар - красивый город. Я не могу забыть Краснодар. Я помню, как мы гуляли вечером по Краснодару. Мой родной город больше Краснодара. Краснодаром можно гордиться. Я часто думаю о Краснодаре.

 

Остров «Фразеология»

Как вы понимаете выражение: После дождичка в четверг?.(шутливая погов. о том, что произойдёт не скоро или неизвестно когда).

- Какие еще фразеологизмы о том, «что будет неизвестно когда или вряд ли произойдет » вы знаете?

Бабушка надвое сказала

Вилами по воде писано

Ждать у моря погоды - Ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся

Строить воздушные замки

 

 

4. Домашнее задание. На выбор. На оценку "3" - 1 задание. На оценку "4" - 2 задание. На оценку "5" - 3 задание.

1.Упр. 521 (5 примеров на каждое склонение).

2. Составить цифровой диктант из 5 примеров-склонений существительных.

3. Найти во фразеологическом словаре выражения на тему «Трудолюбие»

 

Продолжим выполнение заданий.

Вот и выполнили мы с вами задания по теме "Три склонения имен существительных".

VIII. Проверить свои знания по этой теме вам поможет тест.

1. Найди существительное женского рода:

а) к бабушке;

б) во дворе;

в) в озере.

2. Найди существительное 1 склонения:

а) лицо;

б) папе;

в) в городе.

3. Найти существительное 2 склонения:

а) читать книгу;

б) отойти от дороги;

в) искать брата.

4. Найди ошибку:

а) в густом камыше;

б) идти по тропинки;

в) сидеть на ветке.

5.Укажите вариант, в котором правильно дана характеристика слова жизнь:

а) существительное, мужского рода, 2 склонения;

б) существительное, женского рода, 1 склонения;

в) существительное, женского рода, 3клонения.

 

Взаимопроверка (обмен тетрадями)

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа

4.Выставление оценок.

XI.Рефлексия деятельности на уроке

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось

Какой вид задания вам понравился больше остальных? Почему? (Интересный, легкий).

 

5. Задание №1. "Четвертый лишний". Выпишите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

а)юноша, домохозяйка, актриса, пианистка;

б)соглашение, доверие, озорство, огорчение;

в)кенгуру, эму, почему, Балу;

г)майка, лейка, зайка, двойка;

д)метель, оттепель, тополь, медаль;

е)лекарь, окунь, ударь, вратарь;

ё)стремя, племя, пламя, двумя;

ж)окно, волокно, давно, бревно;

з)вещь, лещ, ночь, дичь;

и

)санки, варежки, грабли, брюки;

к)молоко, родня, доброта, борода.

 

6. Игра "Учитель". Задание. Найдите ошибку в ответе ученика, объясните, почему вы так считаете:

а)к служебным частям речи относятся союз, предлог, частица, наречие;

б)имена существительные изменяются по родам, числам и падежам;

в)ко 2-му склонению относятся имена существительные шампунь, летопись, шалаш, чучело;

г)к одушевленным существительным относятся слова семья, человек, народ, кукла;

д)к несклоняемым существительным относятся слова пенальти, жалюзи. дети, ралли.

Молодцы! Справились с заданием.

 

 

 

5. Резерв.Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения (1 скл., 2 скл., 3 скл.).

Ласточка, кролик, портфель, дорога, гриб, племя, столица, скворечник, гостья, пальто, ручища, медвежонок, варенье, речка. городок, знамя, мальчишка. здание, тень, соль. планетарий, ущелье, гость. иней, мороженое, яблонька, щенок, опушка, болото, живопись, гармонь, деревня. озерцо, луна, месяц, солнышко.

 

 

Список использованной литературы

 

Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов

, Л. А.

Тр

остенцова

и другие

. 5—9 классы: пособие для учителей

общеобразоват

. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —12-е изд.,

перераб

. — М.

: Просвещение, 2015

.

Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы,

контрол.-

тренировоч

. задания, создание текста / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2012.

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2011.

 

Ссылки на источники:

 

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Электронный тренажер "Три склонения имен существительных"

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Основные правила грамматики русского языка

http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×