Статья Конспект урока "Озеро Байкал". Автор: Батурина Валентина Владимировна

Автор: Батурина Валентина Владимировна
УМК "Перспектива".Урок окружающего мира, 3 класс. Тема "Озеро Байкал". Обучающиеся на данном уроке познакомятся с растительным и животным миром Байкала. Узнают, какие рыбы обитают в озере. Рассмотрят экологические проблемы.Поработают самостоятельно в группе и представят полученные знания своим одноклассникам.


Автор: Батурина Валентина Владимировна

МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района Томской области

Батурина Валентина Владимировна учитель начальных классов

УМК «Перспектива» Окружающий мир 3 класс

Тема урока. Озеро Байкал

Цель. Формирование знаний об объекте Всемирного природного наследия, находящегося в России – озере Байкал.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить обучающихся с уникальными особенностями озера Байкал.

Метапредметные.

Познавательные. Узнать местоположение озера, размеры, особенности воды, флоры и фауны.

Регулятивные. Организация самостоятельной работы с целью выяснить, почему озеро Байкал входит в список Всемирного наследия.

Коммуникативные. Умение работать в паре, вести диалог с одноклассниками и учителем, формулировать высказывания.

Оборудование и материалы. Компьютер, презентация, карта России, наглядный материал для работы в паре.

1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок!

Начинаем наш урок!

2.Актуализация знаний

(на экране эмблема всемирного наследия)

-Ребята, давайте вспомним, что обозначает эта эмблема?

(Это эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, квадрат-творение человека)

-Вспомните, что включено в список Всемирного наследия?

(в список Всемирного наследия включены шедевры архитектуры, созданные руками человека и природные объекты исключительной красоты и важности)

В течение нескольких уроков мы изучали и продолжаем изучать некоторые объекты, которые вошли в список Всемирного наследия.

Какие объекты Всемирного наследия мы изучили? Назовите и покажите их месторасположение на карте.

(Деревянные церкви Кижи – Россия, Большой каньон – США, Собор Святого Марка – Венеция, Италия, Национальный парк Серенгети – Танзания, Дворец из белого мрамора – Индия, Вулканы Камчатки – Россия, Московский Кремль – Россия.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним таким объектом.

3.Открытие и фиксирование нового знания

Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, что это за объект и где он находится.

Название этой башни состоит из 10 букв?

На этой башне бьют Кремлёвские куранты?

Собор, в котором венчались великие русские князья, цари императоры?

Эта башня необычной формы?

Здание в Кремле, где находится резиденция Президента?

Княжеская усыпальница, где покоятся князья Дмитрий Донской, Иван третий?

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(озеро Байкал – Россия)

Тема нашего урока «Озеро Байкал»

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо – чаша

Это озеро Байкал

В окруженье дивных скал.

Тему урока определили, давайте сформулируем задачи урока.

(узнать, где находится озеро Байкал; какая глубина озера, какие рыбы живут в озере…)

1.Местонахождение озера.

2. Особенности озера Байкал.

3. Природа Байкала.

-Байкал-это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты. Это природная святыня не только для россиян, но всего человечества.

Обратимся к контурной карте. Найдите озеро Байкал. Какую форму оно имеет.

(озеро имеет форму полумесяца.)

- На контурных картах обведите форму озера.

- Напишите название озера.

Продолжаем работу. Сегодня мы работаем в паре. Давайте вспомним правила работы.

«Правила работы в группе»

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

 

4. Самостоятельная работа с источником информации.

 

Каждая пара получает своё задание, выполняет, записывает в лист ответов, рассказывает остальным ребятам. Слушатели фиксируют, что рассказал нам докладчик.

 

Физминутка

На Байкале красота (руки вперёд)

Посмотри туда (руки к плечам)

Посмотри сюда(вправо)

Наклонились вниз к ногам (руки на пояс, наклон вперёд)

Потянулись к небесам (руки вверх)

Над Байкалом чайки кружат

Полетим за ними дружно (руки на пояс)

Брызги пены, шум прибоя (ходьба на месте)

Над Байкалом мы с тобою!

Тихо сели на песок…

И продолжили урок

 

Задание для 1 группы.

Прочитай текст в учебнике на странице 100 – 102

В рабочей тетради на странице 64 выполни задание № 1.

Приготовься рассказать то, что ты узнал своим одноклассникам.

Задание для 2 группы.

Прочитай распечатанный дополнительный материал про

растения.

Запиши названия растений на лист ответов в колонку «Растения»

Приготовься рассказать то, что ты узнал своим одноклассникам.

 

Задание для 3 группы

Прочитай распечатанный дополнительный материал про

рыб Байкала.

Запиши названия рыб на лист ответов в колонку «Рыбы»

Приготовься рассказать то, что ты узнал своим одноклассникам.

 

Задание для 4 группы

Прочитай распечатанный дополнительный материал про

животных.

Запиши названия животных на лист ответов в колонку «Животные»

Приготовься рассказать то, что ты узнал своим одноклассникам.

 

 

Задание для 5 группы

1. Прочитай распечатанный дополнительный материал про птиц.

2. Запиши названия птиц на лист ответов в колонку «Птицы»

3. Приготовься рассказать то, что ты узнал своим одноклассникам.

 

Задание для группы № 6.

Прочитай текст в учебнике на странице 102 – 103

Обрати внимание на экологические проблемы Байкала. Запомни их.

Расскажи одноклассникам, что наносит вред озеру Байкал.

 

5. Усвоение и закрепление полученных знаний.

Продолжим разговор об особенностях озера Байкал. Расскажите, что вы узнали. Мы внимательно слушаем, запоминаем, записываем основные моменты.

Отчёт первой группы о месторасположении озера Байкал.

Отчёт 2 группы о растениях.

Отчёт 3 группы о рыбах.

Отчёт 4 группы о животных.

Отчёт 5 группы о птицах.

Вывод: Почему же Байкал включён в список Всемирного природного наследия?

По правилам, объект должен иметь хотя бы один из четырёх признаков, которые позволяют ему войти в список Всемирного наследия. Наш Байкал имеет все четыре. Какие же это признаки?

1. Озеро Байкал – самое древнее, самое глубокое на Земле. Из его глубин выходят горячие потоки. Вода в озере чистая, запасы составляют пятую часть всей пресной воды на планете.

2. В озере живут такие растения и животные, которых нет больше нигде на Земле.

3. Природа Байкала. Озеро окружают горы, тайга. Более трёхсот рек и речушек приносят воду в озеро, а вытекает одна Ангара.

4. Разнообразный мир животных и растений. Десять видов растений занесены в Красную книгу. В лесах растут все виды хвойных деревьев. Это неистощимый источник кислорода, необходимого для всего живого на Земле.

 

Отчёт 6 группы об экологических проблемах. Узнаем, что и кто угрожает озеру Байкал и территории вокруг озера?

-Сделаем вывод, что мы узнали об озере Байкал? Одно предложение о том, что запомнили. Что вас удивило?

Вывод (Байкал-это уникальное озеро. Оно древнее. Оно самое глубокое. В нём самая чистая вода. Впадает в нее 300 рек, а вытекает одна Ангара. Очень разнообразный растительный и животный мир. На озере есть растения и животные, которые больше нигде в мире не встречаются)

Запишем д/з У с 100-103, Т с 64№2

В листах самооценки оцените своё настроение и активность на уроке.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x