Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Иван Царевич и Серый волк" | Малахова Надежда Александровна. Работа №321003
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «Г»
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»
Цели: Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк»
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»; познакомить с новыми словами; научить делить текст на части; формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок; развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности
Воспитательные: развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок; сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «Г»
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»
Цели: Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк»
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»; познакомить с новыми словами; научить делить текст на части; формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок; развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности
Воспитательные: развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок; сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф «Ива
н-
царевич и Серый волк»; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний – маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Повторяем хором:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Прочитайте жужжащим способом.
Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда? Верно, их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Все размялись, всем удалось вспомнить ранее изученную сказку? Если вы считаете, что вы справились, нарисуйте на втором вагончике зеленый кружок, если частично – синий, если вы пока недовольны своей работой – красный.
III. Самоопределение к деятельности
Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
- Прочитайте слова на слайде:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
- Как вы их понимаете? Сказки чему-нибудь учат.
Чему учат?Добру, любви, смелости, честности.
Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»
Волк (учитель записывает на доске).
«У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его…»
Иван (учитель записывает на доске).
Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?
Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?
Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.
Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины «Иван царевич на сером волке»).
- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.
А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?
Да, он рисует к сказкам.
Прочитайте название сказки. Кто её автор?
«Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.
Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.
Ребята, я предлагаю вам оценить своего соседа по парте. Вы наверняка слышали, как ваш сосед отгадывал загадки? Может кто-то еще не проснулся, и оценка со стороны поможет ему работать активнее. Выберите для соседа фразу: Ты молодец! Ты почти справился! Ты мог работать лучше.
IV. Открытие нового знания. Знакомство со сказкой, чтение вслух.
- Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.
Словарная
робота по ходу чтения.
Организация работы детей:
Все ли слова вам понятны?
Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.
Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Слово похитник от слова похищать, воровать.
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)
Работа по содержанию сказки.
С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.
Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
Как называется этот прием в сказке? Зачин.
Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
Какой вы представляете себе Жар-птицу?
Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?
Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду. Кто из братьев самый ответственный? Почему?
Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то, что прилечь, чтобы не уснуть.
3. Чтение сказки.
Организация работы детей:
Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.
Учитель распределяет роли.
(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)
Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».
Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.
V. Физкультминутка
Буратино подтянулся
Раз нагнулся , два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видимо не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать…
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по содержанию сказки.
Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?
- Как вез Волк Ивана-царевича?
- Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?
5. Просмотр фрагмента мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк», окончание сказки.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, и узнать, чем завершилась сказка.
Работа по содержанию сказки.
Понравилась вам сказка?
- Изменилось ли ваше отношение к героям, к братьям Ивана-царевича?
Как вы можете описать героев сказки?
- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
1.Волшебный помощник (Серый волк)
2.Предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
Ребята, вы познакомились со сказкой – прочитали её, посмотрели фрагмент мультфильма. На какие 3 части можно разделить текст сказки?.
1. Похищение яблок.
2. Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
Работа в группах.
Перед вами пословицы, вам нужно их прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.
Дети зачитывают выбранные пословицы.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексия настроения на конец урока
Все справились с заданием. Молодцы!
- Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? Почему?
Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)
А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый?
«Долг платежом красен». А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.
И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?Помощь ближнему.
Молодцы! А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).
Рефлексия настроения на конец урока:
Итак, с какой сказкой вы познакомились? Чему научила вас эта сказка?
Что ещё нового вы узнали, чему научились?
Узнали новые слова, учились делить текст на части.
На следующем уроке мы продолжим беседу о сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Дома вам нужно дочитать сказку до конца, приготовиться читать её выразительно.
А так же можете нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
- Ребята, теперь предлагаю вернуться к нашему поезду. У нас остался последний вагончик. В начале урока мы с вами выбирали смайлик, соответствующий вашему настроению, я предлагаю вам поступить так же.
- Какое настроение у вас на конец урока?
Рефлексия деятельности:
- Молодцы! А теперь посмотрите на свои вагончики. У кого на каждом этапе урока все получалось? У кого были затруднения?
Спасибо за урок, до свидания.