Конспект урока по литературному чтению | Остапенко Елена Викторовна. Работа №349604. Номер работы: №349604
Цель: Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…»
Задачи:
Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина; продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением; учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему; слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения; развивать поэтический вкус, образное мышление, воображение.
Воспитывающие: учить заботиться о птицах; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», «Берёза»
Цель урока:
-познакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Берёза»;
- дать понятие метафоры, олицетворения;
-сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы;
-научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова
– обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в паре, любовь к родной природе, интерес к музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.
Тип урока: Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность;
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Ход урока
І.Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
ІІ.Проверка домашнего задания.
Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали.
- С авторами каких произведений мы знакомились на прошлых уроках?
- Что вам было задано на дом?
(стих.-е Ф.Тютчева «Чародейкою зимою… )
(проверка домашнего задания)
ІІІ. Мотивация к учебной деятельности.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
ІV.Речевая разминка.
-Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке?
- Закройте глаза, и шепотом произнесите:
«З – И – М – А … »
- Произнесите данное предложение, делая логическое ударение на выделенном слове, следите за знаками препинания в конце предложений.
- С неба падают снежинки?
- С неба падают снежинки.
- С неба падают снежинки!
V.Артикуляционная гимнастика.
–Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки ( повторить 3 р.)
— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
- Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным
Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.
VI. Изучение нового материала. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его так и называют – певцом русской природы. Это Сергей Есенин
1.Знакомство с биографией Есенина
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года В селе Константиново Рязанской губернии, в Подмосковье .Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна, отца – Александр Никитич.
С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.
У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очень испугался, но крепко держался за гриву.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.
Сознательное творчество началось в 16-17 лет.
В его творчестве много стихов о природе.
Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого.
VII.Физкультминутка
VIII. Работа по теме урока.
–Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Поет зима аукает».
1.Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима аукает».
Первичное чтение (Аудиозапись)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)
2. Словарная работа.
Поет
– сильно дует
Аукает
– перекликается
Сосняк
- сосновый лес
Метелица -
ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Стозвоном
– звон 100 сосен (автор.)
Сиротливые
– без родителей
Ставни
- двустворчатый или одностворчатый деревянный затвор у окон.
Озябли - замерзли
3.Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт? (в сосновом, мохнатом)
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)
- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)
Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)
- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)
- Какие они? (седые)
Что значит «седые облака»? (белые)
Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
4.Самостоятельное чтение детьми(« жужжащие чтение»).
5.Чтение «цепочкой» по строчке.
6.Упражнение « Голова и хвост».
7.Чтение « цепочкой» по слову.
Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает…», но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.
(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
_____________облака.
А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.
- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)
- Легко ли быть поэтом?
ФИЗМИНУТКА
IX. Продолжение работы по теме урока. С. Есенин «Береза»
-А сейчас предлагаю вашему вниманию ещё одно стихотворение С. Есенина «Береза» – это первое напечатанное в газете стихотворение С.А.Есенина. Поэту тогда было 19 лет. Вы внимательно послушайте и скажите, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С. Есенина «Береза»?
1.Аудиозапись стихотворения
2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома - тесьма с рядом свободно свисающих нитей.
(Учитель читает стихотворение на с. 196-197.)
3. Беседа по содержанию стихотворения
-Понравилось ли вам стихотворение? (Ответы детей)
-Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С. Есенина «Береза»? (белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая)
-Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную берёзу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения. С чем сравнивает он снег в первой строфе? (с серебром)
-Значит, какой приём использовал автор, когда писал: «принакрылась снегом, точно серебром»? (приём сравнения)
- Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. Прочитайте и скажите: в какой строфе второе сравнение снега с серебром? (4 строфа)
-Прочитайте 2 строфу и найдите метафору. (распустились кисти белой бахромой)
-Прочитайте 3 строфу и найдите метафору. (снежинки в золотом огне)
-В каком значении – в прямом или переносном – употреблено слово «горят»? (в переносном)
-Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, «глаза горят». Снежинки, конечно, не могут гореть, как дрова. А откуда взялся золотой огонь? Что поэт так называет? (свет зари)
-Что такое «заря»? (Ответы детей)
-Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.
-Как я уже говорила, поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Как называется такой приём? (олицетворение)
Учитель: Поработайте в парах. Задача : найти олицетворения в тексте стихотворения. (в первой и последней строфах)
- Прочитайте 4 строфу и ответьте на вопрос: как долго стоит берёза «в сонной тишине»? (Ответы детей)
-От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова «обходя кругом». Сначала заря была на востоке, а потом – на западе. А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (дети читают, отвечают)
-Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.
2.Самостоятельное чтение (« жужжащие чтение»)
3.Чтение парами ( по строфе)
4.Упражнение « Волк и заяц»
5.Чтение стихотворения, расположив учебник наоборот.
6. « Буквоед»
7.Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Берёза»
-Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения. Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? («и стоит берёза в сонной тишине»)
-Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?
Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу? (неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараемся передать чувства автора, его любование берёзой)
-Прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая нужный темп и интонацию. (читают цепочкой по строфам)
-На стихотворение С.Есенина «Берёза» написана музыка. Хотите послушать, как ваша сверстница исполняет? (дети слушают аудиозапись)
X. Рефлексия учебной деятельности
Ребята посмотрите, что изображено на доске? (снежная горка)
- У вас на столах лежат снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и прикрепите ее на самый верх снежной горы. Если вы не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то прикрепите на горку снежинку средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то возьмите самую маленькую снежинку и прикрепите её у низа нашей горки. Посмотрим, что получилось!
X. Итог урока
Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?
-Какое стихотворение прочитали?
- Что такое метафора?
- Олицетворение?
- Что на уроке у вас хорошо получается?
- Над чем ещё надо поработать?
XI. Домашнее задание.
-Читать выразительно стихотворение « Поёт зима - аукает»стр.195; выучить стихотворение « Белая береза» стр.196-197 и нарисовать иллюстрацию к нему.