Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока по литературному чтению | Ольга Викторовна Конашенкова. Работа №314729. Номер работы: №314729

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Продолжать знакомить обучающихся с творчеством Н.А. Некрасова; прививать детям интерес к литературе, к чтению; учить выражать свои мысли, чувства при помощи интонации; прививать любовь к природе; расширять кругозор обучающихся, развивать речь и память.

Знакомство детей с произведением Н. Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотворения, нравственно-этическое оценивание поступка Саши, включая самоотношение и самооценку,произвольное, осознанное построение речи.

 

МБОУ Духовщинская СШ им. П.К Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

по теме:

 

 

Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)

(4 «А» класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила и провела

учитель начальных классов

Конашенкова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовщина,

 

2022-2023 уч.год

Урок № 24      Дата проведения: 30.11.22 г

Тема: Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).

 

Цель: Продолжать знакомить обучающихся с творчеством Н.А. Некрасова; прививать детям интерес к литературе, к чтению; учить выражать свои мысли, чувства при помощи интонации; прививать любовь к природе; расширять кругозор обучающихся и развивать речь.

Задачи урока:

- Знакомство детей с произведением Н. Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотворения.

УУД: - Личностные УУД нравственно-этические оценивание поступка Саши, включая самоотношение и самооценку.

- Развитие познавательных общеучебных УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания, слушать и слышать художественное слово (читает учитель), соотносить текст с иллюстрацией, выборочное чтение, выразительное чтение. Развитие познавательных логических УУД анализ, синтез, на основе построения цепи рассуждений при определении жанра произведения.

- Развитие регулятивного УУД на основе соотнесения текста и его модели, осознание качества уровня усвоения выразительного чтения стихотворения Некрасова «Саша» (отрывок), уметь принимать различные точки зрения собеседника, отстаивать свою точку зрения.

- Развитие коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, сравнение своего варианта выполнения задания с предложенными другими учениками, оценка действий партнера в процессе выразительного чтения стихотворения при работе в паре.

 

Оборудование: картинки о зиме, портрет Н.А.Некрасова, картина «Первый снег» Пластова.

Литературное чтение: 4 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014,

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Оргмомент урока.   (слайд № 1)

II.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

(Выразительное чтение стихотворения И.И. Никитина «В синем небе плывут над полями»; несколько человек рассказывают наизусть)

III. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися. (Вступительное слово учителя.)

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся (заочно) в деревню. Хорошо там зимой. Мы собрались вместе в теплой деревенской избе. А на улице холодно, снег покрыл всё вокруг: дороги, поля, а мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом в зимних шубах деревья, спят подо льдом рыбы и другие обитатели. А нам вместе уютно и тепло. А хранит это тепло русская печка, горит, потрескивает лучина. Вот в такие длинные зимние вечера и рождались у наших предков сказки, шутки, загадки, пословицы да прибаутки.

- А я предлагаю вам отгадать загадку:

Неожиданно метели

С воем жутким налетели.

Осень в страхе убежала,

А она хозяйкой стала.  (Зима)

- Назовите зимние месяцы.

- Любите ли вы зиму? За что?

II. Работа по картине «Первый снег». (слайд № 2)

- Посмотрите внимательно. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Наблюдали ли вы, как падают первые снежинки? (летят, падают, кружатся, порхают, словно пух)

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 Посмотрели на картину, а теперь послушайте рассказ про одного мальчика, который тоже любил это время года, любил играть в игры, устраивать развлечения, очень любил животных. Лошади – одни из самых любимых животных. Сестра вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. 18 раз он упал с лошади, благо была зима – мягко». Всю свою жизнь он не боялся трудностей, очень рано стал вырабатывать в себе волю, силу, упорство и настойчивость.

Вы хотите узнать имя этого мальчика? Давайте послушаем ваших одноклассников.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с жизнью писателя. (слайд № 3) (рассказывают два ученика)

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря по новому стилю 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии, ныне Винницкой области. Здесь в 36ом егерском полку служил его отец капитан Алексей Сергеевич Некрасов. Мать поэта Елена Андреевна была дочерью украинского помещика Андрея Семеновича Закревского.

В 1823 году вышел в отставку его отец в чине майора и вместе с семьей переехал в родовое имение Грешнево, расположенное в 20км от Ярославля, неподалеку от реки Волги. Здесь в доме отца меленький Некрасов научился «любить» и «ненавидеть». Здесь, видя, как тянут лямку бурлаки, услышав их песни, «подобные стону», поэт впервые назвал «Волгу рекою рабства и тоски». 16 летним юношей Некрасов уехал в Петербург. Очень трудно жилось ему в это время, он оказался в столице без друзей, без знакомых, без денег. Ему приходилось испытывать нужду, голод, неуверенность в завтрашнем дне. Чтобы не голодать, он брался за любую работу: составлять афиши, разбор бездарных книг, описание сказок по заказам книготорговцев. Вместо фамилии стояли две буквы Н.Н.

Николай Алексеевич скончался 8 января 1878 года из-за болезни.

 

А какие произведения написал Некрасов?  (слайд № 4)

(«Перед дождем», «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «В тот год осенняя погода…», «Славная осень», «Не ветер бушует над бором»).

V I. Первичное усвоение знаний. Знакомство с поэмой «Саша».

- Ребята, Н. Некрасов написал большое произведение: поэму, мы же с вами познакомимся только с отрывком из неё, который (образно) назовём стихотворением.

Чтение отрывка учителем.

а) – Какой вы представляете себе Сашу? Нравится ли вам она? Чем?

- Что вы можете сказать о няне? Как к ней относится няня?

- Из каких слов видно, что няня любит свою воспитанницу? Зачитайте (выборочное чтение).

- А как поэт относится к своей героине? Что он говорит про неё?

- Каким чувством наполнено стихотворение?

- Как его нужно читать?  (слайд № 6)

- Разберём подробнее один фрагмент поэмы «Саша» - «В зимние сумерки нянины сказки…», в нём создаётся светлое, радостное настроение. Лирический герой с умилением любуется беззаботными шалостями Саши, восхищается морозным зимним утром. Стихотворение проникнуто задором, весельем, возвышенным настроением, радостью от поры юности, беззаботным счастливым временем. 

б) Самостоятельное чтение отрывка детьми.

Объяснение слова «Сани» - в древнерусском языке сань – значило «змея». Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей. Неядовитая змея – полоз. Вот так тесно переплетались друг с другом слова: сани, змеи, полозы, полозья.

VI. Физкультминутка. (слайд № 5)

 VI I. Выразительное чтение стихотворения. 

Подготовка к выразительному чтению.  (слайды № 7, 8 )

VI I. Первичное закрепление.

1)   Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  - Какая из этих пословиц подходит к этому стихотворению?

   - Составьте пословицу и объясните ее смысл.

1) Декабрь год кончает,                      всякий молод

2) В зимний холод                              да стоять не велит

3) Зима спросит,                                а зиму начинает

4) Мороз не велик,                    по пояс мойся

5) Холода не бойся,                        шубы греет

6) Топор лучше что летом делал                                  

- Почему пословицы под цифрой 2 и 5 подходят к этому стихотворению?

- А за что вы любите русскую зиму?

VIII. Рефлексия. ( слайд № 9 )

Итак, давайте обобщим наши ощущения и переживания. Продолжите высказывания:

Я почувствовал(а), что…

Мне не понравилось…

Мне захотелось…

 

IX. Итог.

Д/з: 1) Подготовить выразительное чтение стихотворения (* по желанию выучить наизусть)

  2) Нарисовать иллюстрацию к произведению. Завершение урока (слайд № 10)

Резерв (при наличии времени)

Конкурс «Загадки!».

1) Старик - шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (мороз)

 2) Скатерть бела всю землю одела. (снег)

 3) Серебряной бахромой

На ветках висит зимой. А весной на весу

Превращается в росу. (иней)

 

- Ребята, давайте прочитаем ещё небольшой отрывок из одной части поэмы и ответим на заданный вопрос (слайд № 11).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×