Конспект урока по математике 1 класс Тема: Число и цифра 0 | Кузнецова Мария Сергеевна . Работа №350397
Конспект урока по математике
1 класс
Тема: Число и цифра 0
Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.
Ход урока:
1. Организационный момент:
-Прозвенел давно звонок начинается урок. Мы друг другу улыбнулись к знаниям потянулись.
2.Актуализация опорных знаний
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
-А начнем мы наш урок с математической разминки.
· счет от 2 до 9, от 8 до 4
· назовите число, которое следует за числом 7, 4.
· как получить последующее число?
· на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
· назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
· как получить предыдущее число?
· на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
· назовите соседей числа 5, 9.
· прочитайте по-разному: 7 + 3=10 9 – 4=5
Игра «Звездное небо». Двое учеников у доски. Каждому ученику одно «небо», нужно решить пример и посадить звезду ответ на свое небо.
Проверяем всем классом.
- Ноль – это сколько предметов?
- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?
- Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.
3.Постановка цели урока. Открытие нового.
-Назовите тему урока. (Число ноль)
-Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)
- На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется ….нулем.
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».
Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.
- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?
- Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».
- Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
- Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.
-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)
Физ.минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Обобщение усвоенного.
Работа с учебником
Работа по учебнику (задание 1, с. 70).
– Рассмотрите рисунки. Что заметили?
– Сколько клубничек на первой тарелке? Какой цифрой запишем количество клубничек?
– Сколько клубничек на второй тарелке? Какой цифрой запишем их количество?
– Сколько клубничек на последней тарелке? Как показать, что на последней тарелке нет клубничек?
Ребята, рассмотрим следующий рисунок.
- Сколько смородинок на первой веточке?
- Нолик съел 1 ягодку.
-Сколько осталось? Как запишем? (5 – 1 = 4)
(далее, аналогично, до записи 5 – 5 = 0.
- Что показывает эта запись?
– Для того чтобы показать, что на последней тарелке нет клубничек, в математике используют особое число «нуль» (0), которое можно записать цифрой «ноль» (0).
Анализ образца и письмо цифры 0.
- Ещё раз смотрим на цифру 0.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Ребята, а на что похожа цифра 0? А где мы можем встретить эту цифру?
- А чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)
-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
- Откроем тетрадки и попробуем прописать цифру 0. Письмо «в воздухе», под счёт.
Письмо по контуру (тетрадь)
Самостоятельное письмо. Запись неравенств с 0.
Оценивание (выбор самой удачной цифры 0).
Физ.минутка.
Игра на внимательность. Если я произношу цифру то приседаем, если букву то хлопаем
Работа по учебнику страница 68
А кто вспомнит с какой единицей длины мы познакомились на прошлом уроке математике.(сантиметр)
Какие инструменты помогут нам в измерении отрезков? (линейка).
Кто назовёт правило при измерении линейкой?
Правило при измерении линейкой. Начало отрезка совмещаем с делением 0, число с которым совпадает отрезок, показывает на длину отрезка.
Возьмите в руки линейки и измерьте чему равен розовый отрезок? (9 см)
Зелёный? (6 см)
Голубой? (9 см)
Составьте соответствующие равенства и неравенства и запишем в тетради.
9см = 9см
6 см < 9 см
9см > 6 см
Задание на карточке
Итоги: Чему научились?
Какую тему мы изучали сегодня с вами на уроке?