конспект урока по математике 3класс | Медведева Елена Ивановна. Работа №331702
Программа «Школьный театр» относиться к общекультурному направлению внеурочной деятельности и обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012 г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643; от 18.05.2015 № 507; 31 декабря 2015 г. №1576.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем в театр», разработанной педагогом дополнительного образования бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Сокольского муниципального района «Дом детского творчества» Дубовиковой Раисой Валериевной и размещенной в реестре сертифицированных программ на Портале персонифицированного дополнительного образования Вологодской области.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вологодского муниципального района «Фетининская основная школа»
СОГЛАСОВАНА
ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
от «____» _____________ г.
протокол № ____
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
№ ____ от ____________г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Школьный театр
Общекультурное направление
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации:1 год
Автор-составитель:
Медведева Елена Ивановна,
Учитель начальных классов
п. Фетинино
2021 г.
Содержание:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование
Введение
Программа «Школьный театр» относиться к общекультурному направлению внеурочной деятельности и обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с дополнениями и изменениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012 г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643; от 18.05.2015 № 507; 31 декабря 2015 г. №1576.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
)
Основная образовательная программа
начального общего образования МБОУ ВМР «
Фетининская
основная школа», принятая на
заседание педагогического совета протокол от 28.08.2019 №1
,
утвержденная приказом директора
от 28.08.2019 № 180
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем в театр», разработанной педагогом дополнительного образования бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Сокольского муниципального района «Дом детского творчества» Дубовиковой Раисой Валериевной и размещенной в реестре сертифицированных программ на Портале персонифицированного дополнительного образования Вологодской области.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов.
Актуальность программы
Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школьном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для обучающихся театрального объединения наиболее привлекательным элементом является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей актуальна в современных условиях, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка.
Педагогическая целесообразность
Программа обусловлена возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Формирование творческой индивидуальности обучающихся средствами актерской и театральной деятельности. Программа призвана расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, художественный вкус, культуру общения, т.к.
Социальная значимость программы определяется возможностью обучения детей разных возрастных категорий и разного социального статуса, в сотрудничестве с семьёй, школой и социальными партнёрами.
Адресат программы – обучающиеся 10-11 лет. Состав постоянный.
Сроки реализации программы:
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов за учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Форма обучения очная: традиционное занятие, репетиции, спектакли, беседы о театре, концерты.
Программа состоит из 2 –х модулей: 1 модуль -1,2 четверть, 2 модуль – 3,4 четверть.
Цель: создание условий для формирования творческой индивидуальности обучающихся средствами актерской и театральной деятельности.
Задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра.
2. Поэтапное освоение детьми азов различных видов театрального творчества.
3. Совершенствование артистических умений детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование умений социального поведения в заданных условиях.
Демонстрация полученных умений (
концерты,
сценки и спектакли для родителей и обучающихся
)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Модуль 1
Предметные результаты:
иметь
представление
об истории возникновения и развития театра,
театральных профессиях;
уметь изготовить
простейшую перчаточную куклу
;
уметь работать с куклой за ширмой;
уметь озвучивать куклу за ширмой.
Личностные результаты
уметь включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
уметь работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.
Метапредметные результаты.
понимать и принимать учебную задачу;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
анализировать причины успеха/неудач, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я еще многое смогу»;
пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
Модуль 2
Предметные результаты:
знать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
знать основы актерского мастерства;
знать основы речевого дыхания и правильную артикуляцию;
знать способы выражения разнообразных эмоциональных состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение и др.).
Личностные результаты:
умение
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
умение
предлагать помощь и сотрудничество;
умение
слушать собеседника;
умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
умение
формулировать собственное мнение и позицию.
Метапредметные результаты:
умение
проявлять самостоятельность и творческую инициативность;
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение
формулировать задачи для осуществления цели.
Оценка результатов обучения
Формой отслеживания, фиксации, демонстрации результатов является протокол результатов предложенного обучающимся теста и прилагаемая к нему аналитическая справка. Оценочные материалы (приложение 1).
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы
1 модуль «Театр. Кукольный театр»:
Театр, что это?
Беседы с просмотром презентаций и видеофрагментов: История возникновения и развития театра, виды театров, театральные профессии. Актерское искусство. Рабочие инструменты актера.
Игра «Театральные профессии» (актёр, режиссёр, дирижёра, балетмейстера, художник, сценограф, композитор, хореограф, бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители).
Кукольный театр.
Беседы с просмотром презентаций и видеофрагментов: Типы кукол (верховые, низовые, средние куклы). Актер играет в открытую. Работа над кукольным спектаклем (перчаточная кукла) со спектаклем. История театра кукол на Руси.
Просмотр видео с кукольным спектаклем.
Творческая мастерская: изготовление простейшей перчаточной куклы.
Работа с литературными произведениями:
Русская народная сказка «Гуси –лебеди» (Чтение сказки. Распределение ролей. Работа с куклами перед ширмой. Отработка движений куклы перед ширмой. Движение куклы за ширмой. Работа над кукольным спектаклем «Гуси-лебеди». Изготовление декораций для спектакля «Гуси-лебеди. Репетиция спектакля. Запись спектакля «Гуси-лебеди на видеокамеру. Просматривание и обсуждение спектакля, что и как получилось. Выступление со спектаклем «Гуси –лебеди»)
2 модуль «Я - артист»:
Пантомима
Беседы с просмотром презентаций и видеофрагментов: Искусство пантомимы. Особенности пантомимы. Беспредметные действия. Враги и друзья пантомимы. Упражнения: «Невидимое сделать видимым», «Открыть-закрыть», «Скатерть-самобранка», «Надевание одежды», «Передача нагрузки, веса», «Перетягивает, тащит, борется».
Беседы с просмотром презентаций и видеофрагментов: Иллюзия тьмы. Передача эмоций частями тела. Сила жеста. Преображение.
Упражнения: «В квартире выключили свет», «По темному лесу», «Оркестр».
«Приемы пантомимы: шаг, бег на месте, подъем и спуск по лестнице, облокачивание». Этюды: «Метро», «Грузчики», «Олимпийские игры», «Скороговорки».
Игра «Поменяться местами».
Актерские навыки
Беседы с просмотром презентаций и видеофрагментов: Понятие о разговорном жанре, умении рассказывать выразительно и правильно. Орфоэпические и интонационные нормы чтения. Правильное дыхание, артикуляция. Основы движений, мимики, речевые подражания. Виды эмоций, реакций и т.п.
Упражнения: «Скороговорки», «Ходьба с изменениями», «Животные в цирке»,
«Одновременный поклон и хлопнуть в ладоши», «Слушаем и обыгрываем звуки», «Кислое яблоко», «Упражнения со стульями», «Точь в точь», «Что я делаю?», «Живая скульптура», «Насос и мяч», «Встань по пальцам», «Гладим животное», «Прочитай быстро текст», «Озвучиваем мультфильмы» (дети просматривают мультфильм и придумывают к нему текст, затем его озвучивают), «Танец-экспромт», «Кукла-марионетка»
Театрально-игровое творчество. Ролевые игры.
Игры: «Закончи предложение», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем», «Отгадываем и придумываем загадки», «Цвета», «Я ведущий», «Тень», «Что общего», «Ассоциации», «Пофантазируй и изобрази», «Покрывало», «Путаница»
Работа с литературными произведениями: С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек», русск.народ.сказки «По щучьему велению» (читаем, придумываем сценки, распределяем роли, репетируем, готовим декорации, костюмы).
Концертная программа «Я –артист» (подбор стихов, песен, танцев, сценок, репетиции, выступление).
Кадровое обеспечение
Занятия проводит учитель начальных классов Медведева Елена Ивановна.
Материально-техническое и методическое обеспечение
Для успешной реализации программы имеется просторное помещение (не менее 2 м² на одного обучающегося) с хорошим освещением, оснащенное следующим оборудованием:
рабочие столы и стулья для индивидуальной работы обучающихся;
стол и стул для педагога;
учебная доска (мел и губка);
Инструменты и материалы:
- бумага потребительская формат 210*297мм – 1 пачка;
- бумага листовая для офисной техники 210*297мм- 1 пачка;
- шариковые ручки – 15 шт.;
- клей ПВА- 5 шт.;
- ножницы – 10 шт.;
- нитки №40 – 5 шт.
Оборудование:
- мультимедиа,
- экран,
- компьютер с выходом в интернет,
- колонки.
Методическое обеспечение
Технологии обучения:
В данной программе используются четыре технологии: «Технология игровой деятельности», «Технология проблемного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология группового обучения».
Формы занятий: познавательная игра, творческая мастерская, беседа, просмотр презентаций, фильмов.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Фильмы: «Мечта ставшая жизнью»(режиссер Е. Кузьминова), «Остров спасения» (Режисер Ю.Д. Половников); кукольные спектакли,.
Презентации в формате PowerPoint: Международный фестиваль «Живая старина», «Голоса истории», «История театра в России», «Искусство пантомимы», «Кукольный театр», «История кукольных театров в России».
Дидактические материалы:
- карточки с творческими заданиями;
- карточки с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления, воображения;
- карточки с изображением эмоций и чувств человека;
-карточки с недорисованными картинками
-сценарии спектаклей («Кошкин дом», «Дюймовочка», «Теремок», «Приключения Буратино» и др.)
-Маски сказочных героев.
- выкройки перчаточных кукол.
Информационное обеспечение
Литература для педагога
Борунова
С.Н. Орфоэпический словарь русского языка. – М., 1987.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М., 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/
Д.В.Григорьев
,
П.В.Степанов
. – М, 2010.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М., 2011.
Перова Е.Н.,
Цуканова
М.И. Сценарии литературного клуба. – М., 2007.
Смолина Е. Пока горит свеча: Нестандартные праздники, литературные гостиные, театрализованные представления в школе. – М., 2006.
Андрачников
С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
Интернет ресурсы для педагога
- slavskii.narod.ru›HTML/DE_31.htm.
ru.wikipedia.org›Система Станиславского.
zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›id…
urok.1sept.ru›статьи/600117/
mir-teatra.blogspot.com›p/blog-page_23.html
- Онлайн-уроки по технике пантомимы. youtube.com
Литература для обучающихся:
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Произведения русской и зарубежной литературы.
Розенталь
Д.Э.Говорите
и пишите по-русски правильно. М., 2007.
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
Генералова
И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
Интернет ресурсы для обучающихся
- Мастер Класс "Знакомство с театральной куклой"youtube.com.
- kuklaperchatka.ru›kukolnyy-teatr…2016-09-06…k…
- Кукольный спектакль "Огниво" (студия кукол "Ёжики" Ярославль)youtube.com
- Кукольный спектакль - сказка про Ёжика от центра развития детей 'Ай да Умница!'youtube.com.
- Онлайн-уроки по технике пантомимы. youtube.com
-Московский театр Бемби Натальи Бондарчук. Красная шапочка спектакль для детей. youtube.com.
- Детский спектакль «Новые уши короля». youtube.com.
Т
ематическое
план
ирование
№
Наименование темы
Теория
Практика
Всего
Основные виды деятельности
1 модуль «Театр. Кукольный театр»
1
Театр, что это?
1
1
Беседа, просмотр презентации, упражнения, игры
2
Кукольный театр.
2
13
15
Беседа, просмотр презентации, видео,
упражнения, игры, мастерская творчества, репетиция, выступление
2 модуль «Я-актер»
3
Пантомима
1
1
2
Беседа, просмотр презентации, упражнения, игры
4
Актерские навыки
1
3
4
Беседа, просмотр презентации, упражнения, игры, мастерская творчества, репетиция, выступление
5
Театрально-игровое творчество
2
10
12
Беседа, просмотр презентации, упражнения, игры, мастерская творчества, репетиция, выступление
Всего: 34 часа
Приложение 1
Оценочные материалы
Викторина
«Готов ли ты пойти в театр?»
Цель: определить уровень теоретических знаний обучающихся по театральной терминологии и правилах поведения в театре
1 раунд
Правильные ответы отмечены знаком *
1. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?
а) Не нужно.
б)* Нужно.
в) Желательно, но не обязательно.
2. В какой одежде лучше всего посещать театр?
а) В свитере и джинсах.
б) В легкой декольтированной одежде.
в)* В нарядной одежде по сезону.
г) В брючном костюме.
3. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
а) Нет.
б) Сколько угодно.
в) В любом, кроме большой меховой шапки.
г)*Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.
4. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.
б)* Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?
а) Можно, если успеваешь это сделать первым.
б) Желательно.
в)* Нежелательно.
6. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
а) Можно.
б)* Нельзя.
в) Нежелательно.
7. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?
а) Можно, если у вас хороший слух и голос.
б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.
в)* Нельзя.
8. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?
а) Можно.
б) Нежелательно.
в)* Нельзя.
9. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?
а) Громким свистом и топаньем ногами.
б)* Криками «браво» и вставанием.
в) Громкими и ритмическими аплодисментами * (кроме концерта классической музыки).
10. Как вручить цветы актеру, певцу?
а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.
б)* Подойти к сцене и вручить исполнителю.
в) Передать через работников театра, концертного зала.
2 раунд
Разгадывание кроссворда
По горизонтали:
1.Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)
2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).
3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)
4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)
5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)
6. Предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих, (части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое)? (Бутафория)
7.Искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли? (Грим)
8.Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)
9.Художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната)? (Декорации)
10.Объявление о спектакле? (Афиша).
За каждый правильный ответ обучающиеся получают 1 балл. В конце викторины подсчитывается общее количество баллов у каждого учащегося и определяется уровень теоретических знаний.
15-20 правильных ответов (3 балла)– высокий уровень теоретических знаний
7-14 правильных ответов (2 балла) жетонов – средний уровень знаний
1-8 правильных ответов (1балл) – низкий уровень знаний
Игра-викторина «Знатоки театра»
Цель: Определить уровень теоретических знаний учащихся по театральной терминологии, истории театра, театральных профессиях.
В викторине участвуют все учащиеся. Викторина состоит из 3 раундов.
«Театральный словарь»
«Театральные профессии»
«Из истории театра»
В каждом раунде учащиеся отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ они получают 1 балл. В конце викторины подсчитывается количество баллов у каждого учащегося и определяется уровень теоретических знаний.
правильных ответов (3 балла)– высокий уровень теоретических знаний
11-24 правильных ответов (2 балла) – средний уровень знаний
1-10 правильных ответов (1балл) – низкий уровень знаний
Первый раунд «Театральный словарь»
Как называется место, где выступают актеры?
(Сцена)
Объявление о спектакле?
(Афиша).
Человек, исполняющий роль на сцене?
(Артист).
Перерыв между действиями спектакля?
(Антракт).
Рукоплескание артистам?
(Аплодисменты).
Как называются шторы, открывающиеся перед представлением?
(Занавес)
Как называется действие, которое происходит на сцене?
(Спектакль)
10.Художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната)?
(Декорации)
Предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих, (части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое)?
(Бутафория)
Искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли
? (Грим)
Второй раунд «Театральные профессии»
Кто пишет пьесы для представлений
(Драматург)
Кто руководит постановкой спектакля
(Режиссер)
Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклю
(Композитор)
Работник театра, подсказывающий слова во время спектакля
(Суфлер)
Работник театра, отвечающий за освещение сцены
(Осветитель)
Работник театра, занимающийся гримом артистов
(Гример)
Кто создает костюмы для актеров
(Костюмер)
Кто оформляет сцену в театре
(Художник-декоратор)
Кто изготавливает и подает артистам разные, нужные им при выходе на сцену вещи
(Бутафор)
Кто пропускает посетителей в фойе или зрительный зал и проверяет билеты
(Контролер-билетер)
Третий раунд «Из истории театра»
1. Что означает слово «театр»?
В переводе с греческого «зрелище»
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»
2.. Что послужило прообразом театра?
Охота на животных
Обрядовые игры
Природные явления
3. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого возник европейский театр?
В Древней Греции
В Древнем Риме
Во Франции
4.Герой устного народного творчества, актер кукольного театра
Петрушка
Скоморох
5.Какие виды театров вы знаете?
Ответ: театр комедии, театр музыкальной комедии, театр драмы, оперный театр, театр миниатюр, театр балета, камерный театр.
6. Какие виды театров для детей вы знаете?
Ответ: театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду.
7. К какому виду относятся куклы-марионетки?
К настольным куклам
К напольным куклам
К теневым куклам
8. Когда отмечается Международный день театра?
27 апреля
27 марта
27 августа
27 мая
Оценочные материалы
Диагностика самостоятельности обучающихся
Диагностическая карта
Оценка творческих способностей обучающихся
Показательное выступление (спектакль)
Уровень творческих способностей обучающихся определяется на основе средне-оценочного балла.Оценка результатов проводится по трех-бальной шкале.
«1б» - свойство слабо проявляется;
«2б»- проявляется на среднем уровне;
«3б» - проявляется на высоком уровне.
Общее количество баллов суммируется и делится на количество критериев. Средний балл является условным определением уровня творческих способностей учащихся.
Средний балл:
2,5 - 3 -высокий уровень;
1,5 -2,4 -средний уровень;
1 - 1,4 - низкий уровень