Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русь расправляет крылья" | Кравченко Алина Олеговна. Работа №316192

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Русь расправляет крылья" 

 

УМК «Школа России»

Автор, название учебника: А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс.

Тема: «Русь расправляет крылья»

Цель урока – формирование представлений учащихся о возрождении Руси в 13 веке, о роли Сергия Радонежского и Ивана Калиты в возвышении Московской Руси.

Задачи урока:

-           Обучающие: познакомить обучающихся с основными историческими деятелями 13 века; выделить условия, способствовавшие возвышению Московского княжества;

-           Развивающие: развивать навыки извлечения информации из виртуальной экскурсии; речь обучающихся; логическое мышление (умение обобщать, сравнивать и т.д.)

-           Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей родины, патриотические чувства.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС НОО): от 2 до 4 на урок 

-           Предметные: учащийся узнает период возрождения Руси, историю Москвы в период правления Ивана Калиты; учащийся научится пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

-           Метапредметные:

Познавательные УУД: учащийся получит возможность научиться: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию.

Регулятивные УУД: учащийся получит возможность научиться: формировать умения двигаться к намеченной цели, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: учащийся получит возможность научиться: задавать и отвечать на вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

-                   Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; освоение социальной роли обучения;

Оборудование и материалы: Учебник А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой по предмету Окружающий мир 4 класс (2 часть); презентация «Русь расправляет крылья»; ноутбук, проектор, экран.

 

ХОД УРОКА

Этап урока,

Деятельность

Деятельность

Планируемые результаты

 

планируемое время

учителя

обучающихся

 

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

Личностные

 

 

 

 

 

К-коммуникативные)

 

 

Организационный этап.

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. Мы начинаем наш урок.

 

Приветствие учителя и одноклассников. Подготовка к уроку.

 

 

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; освоение социальной роли обучения.

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить материал, который вы изучили на прошлом уроке. Для этого я проведу устный тест. Вы готовы?

Слайд 1

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

2. Какой город первым оказался на их пути?

3.Какой город долго сопротивлялся монголам?

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси на­несли:

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

7. Какое прозвание получил новгородский князь после побе­ды над шведами?

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

- Молодцы! Вы все отлично справились с первым заданием. Теперь откройте учебники на странице 43. Посмотрите на название параграфа. Как он называется?

Слайд 2

- «Русь расправляет крылья»

- Как вы понимаете это выражение? Если вы затрудняетесь ответить, тогда давайте поставим задачи к нашему уроку. (Что бы вы хотели сегодня узнать?)

Отлично! Задачи мы поставили, теперь нам нужно их достигнуть!

 

 

 

 

 

-Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Батый             

- Рязань 

- Козельск

- дань

- шведы

- Александр

- Невский 

- 5 апреля 1242 г.

 

 

 

 

- Название параграфа: «Русь расправляет крылья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Задачи:

-               получить представление о возрождении Руси;

-               узнать больше о событиях на Руси.

 

 

Р.: учащийся получит возможность научиться: формировать умения двигаться к намеченной цели, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

 

 

 

Актуализация знаний.

Слайд 3.

- На доске вы видите историческую карту. Найдите Северо-Восточную Русь и назовите ее города.

- Проверьте себя. Все города, указанные на слайде, вы назвали?

Слайд 4.

- А теперь мы переходим к маршрутному листу виртуальной экскурсии. Всего у нас будет три остановки, на каждой остановке вы узнаете что-то новое.

 

(Находят Северо-Восточную Русь)

 

- В Северо-восточной Руси находятся города: Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль

 

-Да

 

П.: учащийся получит возможность научиться: осознавать познавательную задачу.

 

 

 

Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 5.

- Первая остановка-Возрождение Руси. На слайде вы видите текст с пропусками, чтобы их заполнить вам необходимо внимательно следить за моим рассказом и записывать в тетрадь или черновик недостающие слова.

- Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских крае. Природа давала все необходимое для жизни – земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озера, богатые рыбой.

     Князья северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами.  Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремесла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники.

    Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

   Возникали новые монастыри. Нередко, бывало так: поселился монах – затворник в дремучем лесу, а к нему потянуться люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

Запись пропущенных слов в тетрадь (орды, Москва, Владимир, бронники, лучники, монастыри)

 

П.: учащийся получит возможность научиться: извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

 

 

 

Первичная проверка понимания

- Давайте сверимся с вашими ответами. У вас будет взаимопроверка, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 

Слайд 6

Слайд 7

 - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Вы видите название древнерусских профессий (некоторые из них сохранились и по сей день), сверху будут появляться изображения этих профессий. Вам необходимо соотнести их.

Слайд 8

- Следующая остановка нашей экскурсии - Тро́ицкий Монастырь (в наше время Троице-Сергиев). Около города Радонежа в середине 14 века возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий. Его начали называть Сергием Радонежским. К старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси.

- А сейчас мы сделаем небольшую остановку.

- Итак, что вы узнали нового? Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали.

Обмен тетрадями. Взаимопроверка работы соседа по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят изображение древнерусской профессии с изображениями, появляющимися на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы узнали про то, как возрождалась Русь, некоторые древнерусские профессии, а также про Троицкий Монастырь. Еще мы узнали о том, кем был Сергий Радонежский.

 

 

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; освоение социальной роли обучения.

 

 

Первичное закрепление

Объясните значение слов: Монастырь, Радонеж, Сергий Радонежский, Бронники, Щитники

Слайд 9

- Сверьте ваши ответы с доской. Все ли правильно вы назвали?

- И последняя остановка нашей экскурсии — это история древнерусского князя Ивана Даниловича.

— А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита». С.66.

Слайд 10

- Действительно, ребята. Иван Даниилович всегда носил с собой кошель (калиту). На слайде вы можете увидеть реплику калиты.

Слайд 11

 

- Как при Иване Калите стали называть крепость?

— Какими стенами его обнесли?

Слайд 12

- Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В 13 веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В 14 веке великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

— Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

Слайд 13

(Шапку Мономаха — символ власти.)

- Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти — регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой — круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 в. киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце 15 в. Тогда усиливалась власть потомков Владимира — московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва — «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в 14 в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца 17 в., а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

-Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

-Радонеж – город древней Руси.

-Сергий Радонежский - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

-Бронники - профессия и род деятельности, заключающийся в изготовлении доспехов и брони.

-Щитники - мастера, изготавливающие щиты.

 

Работают с текстом самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос.

 

-Ивану Данииловичу дали прозвище Калита, потому что он всегда носил с собой кошелек (калиту) наполненный деньгами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кремль.

 

-Дубовыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Московские князья получили в наследство от Ивана Калиты Шапку Мономаха.

Учащийся узнает период возрождения Руси, историю Москвы в период правления Ивана Калиты; учащийся научится пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

П.: учащийся получит возможность научиться: читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию.

 

К.: учащийся получит возможность научиться: отвечать на вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

 

 

 

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- И так, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какие задачи ставили на урок?

- Удалось достичь поставленных задач?

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

- На сегодняшнем уроке мы познакомились с темой «Русь расправляет крылья».

 

- Получить представление о возрождении Руси;

- узнать больше о событиях на Руси.

 

-Да, нам удалось решить поставленные задачи.

 

-Мы узнали о возрождении Руси; о древнерусских профессиях; про Троицкий Монастырь; узнали о том, кем был Сергий Радонежский и Иван Калита.

 

 

 

 

 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, наш урок подходит к завершению, но перед тем, как закончить, предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке дополнив фразы, указанные на доске.

Слайд 14

Дополните фразы:

-Сегодня я узнал…

-Я научился…

-Было трудно…

-Было интересно узнать, что…

- У меня получилось…

 

 

 

 

 

 

Список источников:

1.                  Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016. 224 c.

2.                  Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. Ч.1: к учебнику А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой «Окружающий мир. 4 класс. Ч. 2». ФГОС (к новому учебнику) / Е. М. Тихомирова. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 94 с.

 

 

Прикрепленные файлы:
39bad2fe33a19bb0b43ed32d992b9db9.docx
Пожалуйста, подождите.
x
×