Конспект урока по окружающему миру "Пустыни" | Мой кабинет. Работа №351082
Конспект урока, предоставит возможность учителю организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира, осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог. Воспитывать потребность бережного отношения к окружающему миру.
Учитель: Валеева Ж.К.
Тема урока: Зона пустынь.
Класс: 4
Цели:
Познавательная:
- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;
Развивающие:
- развивать УУД:
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературой.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Коммуникативные УУД:
-осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог;
- грамотно задавать вопросы и строить ответы;
-слушать и понимать речь других.
Воспитательные:
-воспитывать потребность бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (умение работать в группах), а также исследовательский метод изучения нового материала.
Форма организации работы в классе: фронтальная, работа в группах.
Оборудование: карта природных зон России, карточки для игры «Правда Ложь», кейсы с материалами и вопросами.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Билетик на вход (ученики выбирают цветные кружочки: красные, жёлтые, синие и зелёные)
Снова пришел долгожданный миг -
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Проверка домашнего задания Corners (Конэрс)
Учащиеся подходят к выбранному углу, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.
-Если бы у вас была возможность оказаться в любой природной зоне, то какую бы вы выбрали?
Подумайте 3 секунды.
4 угла:
1.Зона Арктических пустынь
2.Тундра
3.Леса России
4.Зона степей
Пройдите к вашему углу классной комнаты и найдите партнера для разговора.
- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?
-Чье мнение было для вас неожиданным?
III. Изучение нового материала.
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
1.Загадка:
Природная зона
Со скудною флорой.
Сухой, жаркий климат —
Барханов просторы.
Безлюдное место,
Здесь мало осадков —
Песок, Миражи и,
Колодцев нехватка.
Тут Змеи, Верблюды,
И ветра картины.
Как люди назвали
Ландшафт тот? (пустыня)
Пожалуйста, подберите однокоренные слова к слову «пустыня»: пустой, пустота, пустоватый, пустотный, пустышка, впустую, попусту, пустовать, опустошённый, опустошать, пусто, пустырь, пустошь.
Кто готов подтвердить гипотезу «В пустыне вовсе не пусто!!!»
2.Работа над новой темой урока в группах.
Учитель, выполняет, роль консультанта.
Билетик на вход (цветные кружочки: красные, жёлтые, синие и зелёные)
- Образуйте группы по цветам.
Работа в группах. Материал самостоятельно изучается по учебнику, дополнительными источниками информации и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступают к изучению новой природной зоны.
Организация работы с кейсами.
У нас осталось 3 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разделены на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
На столах у вас лежат учебник и несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 10 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления, выбрав в своей группе одного выступающего.
1 группа «Географы» (красный)
Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.
Карточка — «помогай-ка» для «географов»:
1)Где находятся пустыни в России (описать и показать на карте)
2)Поверхность пустыни.
3)Климат в пустыне
План-задание Географам:
Прочитайте текст учебника и информационную карту.
Определите по карте место расположения зоны пустынь. Каким цветом обозначена?
Закрасьте зону пустынь на контурной карте России.
Используя дополнительный материал, дайте характеристику климатическим условиям зоны пустынь в разное время года. Впишите в ментальную карту пропущенные слова.
Дайте определения понятиям - оазис, барханы.
Подготовьте небольшое выступление с опорой на ментальную карту.
Информационный лист для группы географов
Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.
Какое географическое положение занимают пустыни?
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.
Барханы – песчаный наносный холм в пустыне.
Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.
Каковы особенности климата пустыни?
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца
2 группа «Ботаники» (зелёный)
Эта группа поможет разобраться с особенностями растений пустыни.
Карточка — «помогай-ка» для «ботаников»:
1)Названия растений.
2)Особенность растений.
3)Значение для пустыни.
План-задание Ботаникам:
Прочитать текст учебника, пользуясь дополнительным материалом, назовите приспособления растений к природным условиям пустыни. Впишите в карту пропущенные слова.
Информационный лист для группы ботаников
А) Верблюжья колючка.
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Б) Джузгун.
Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния.
В) Колосняк.
Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.
Особенность растений пустыни в том ,что они должны как меньше испарять влаги добывать воду на большой глубине или иметь свой большой запас воды Растения в пустыне не образуют сплошного покрова, как в степи, а растут редко, далеко друг от друга.
Выделите особенности растений
Растения (по высоте) _____________.
Поскольку в пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.
Листья растений похожи на _________.
Растения появляются только во время _________.
3 группа «Зоологи» (синий)
Познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.
Карточка — «помогай-ка» для «зоологов»:
1. Названия животных
2. Приспособленность к жизни в пустыне
3. Особенности внешности, питания, жизни.
План-задание Зоологам:
Прочитать текст учебника, пользуясь дополнительным материалом, назовите приспособления животных к природным условиям пустыни. Впишите в карту пропущенные слова.
Информационный лист для группы зоологов
Какие животные обитают в пустыне?
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.
1) Верблюд.
Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей.
2) Сайгак.
Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмы, поскольку на такой местности становится беспомощным.
3) Тушканчик.
Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках.
5) Песчанка.
Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами.
6) Ушастый еж и лисичка – корсак.
Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков.
Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые.
7) Пресмыкающиеся.
Обитают: песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми.
Выделите особенности животного мира:
Животные (по размерам) ___________.
Передвигаются ________.
Окраска ___________ цвета.
Ведут ________ образ жизни.
4 группа «Экологи» (жёлтый)
Погрузят нас в проблемы, которые существуют в зоне пустынь.
Карточка — «помогай-ка» для «экологов»:
1.Чем занимаются люди в пустыне?
2.Экологические проблемы пустыни.
3.Заповедники.
План-задание Экологам:
Прочитать текст учебника и информационную карту.
Информационный лист для группы экологов
Экологические проблемы пустыни и охрана природы.
1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды.
2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне.
- Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай.
- Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки.
- Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки. Для сохранения природы полупустынь и пустынь создан заповедник “ Черные земли”.
проблемы пустыни неумеренный выпас скота неумеренное орошении браконьерство
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.
Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
3. Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята, учёные, выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли научных сотрудников, которым не знакома эта проблема (природная зона). И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы учёным.
4. Подведение итогов работы групп. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
IV. Закрепление изученного материала.
– Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам в своей группе составить “синквейн”.
Правила написания синквейна:
На
первой
строчке записывается одно слово –
существительное
. Это и есть тема
синквейна
.
На
второй
строчке пишутся два
прилагательных
, раскрывающих тему
синквейна
.
На
третьей
строчке записываются три
глагола
, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна
.
На
четвертой
строчке размещается целая
фраза
, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом,
высказывает свое отношение
к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая
строчка – это
слово-резюме
, т.е. слово, отражающее суть темы.
Ответы детей. Например:
Пустыня.
Необъятная, песчаная.
Печет, обманывает, завораживает.
Жарко и хочется пить.
Природная зона.
V. Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу.
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
Чтобы закрепить наши новые знания поиграем в игру «Правда Ложь». (работа индивидуально, ученик с помощью карточки отвечает на вопросы)
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды (правда).
Зона пустынь сменяет зону степей (правда).
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности (ложь).
Верблюд не может долгое время находиться без воды (ложь).
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину, почти 20 метров, добывая влагу (правда).
Причина появления подвижных песков – чрезмерный выпас скота и вырубка саксаула (правда)
7.Пустыни в России есть в низовьях Волги, Терека и Урала (правда)
8.Под кроной саксаула можно укрыться от солнца (ложь)
VI. Домашнее задание.
Найти в интернете сайт про пустыни и приготовить сообщение « В пустыне вовсе не пусто!».
Ресурсный материал.
I.
Карточка — «помогай-ка» для «ботаников»:
1.Названия растений.
2.Особенность растений.
3.Значение для пустыни.
Карточка — «помогай-ка» для «зоологов»:
1. Названия животных
2. Приспособленность к жизни в пустыне
3. Особенности внешности, питания, жизни.
Карточка — «помогай-ка» для «экологов»:
1.Чем занимаются люди в пустыне?
2.Экологические проблемы пустыни.
3.Заповедники.
Карточка — «помогай-ка» для «географов»:
1.Где находятся пустыни в России (описать и показать на карте)
2.Поверхность пустыни.
3.Климат в пустыне
II. Правила написания синквейна:
На
первой
строчке записывается одно слово –
существительное
. Это и есть тема
синквейна
.
На
второй
строчке пишутся два
прилагательных
, раскрывающих тему
синквейна
.
На
третьей
строчке записываются три
глагола
, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна
.
На
четвертой
строчке размещается целая
фраза
, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом,
высказывает свое отношение
к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая
строчка – это
слово-резюме
, т.е. слово, отражающее суть темы.
III. Игра: « Ложь Правда».
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого
воздуха, но мало воды (
правда
).
Зона
пустынь сменяет зону степей
(правда
).
Бархан – это растрескавшийся
глинистый участок поверхности (ложь
).
Верблюд не может долг
ое время находиться без воды
(ложь
).
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину
,
почти 20 метров
,
добыва
я влагу
(правда
).
Причина появления подвижных песков – чрезмерный выпас скота и вырубка саксаула (правда)
7.Пустыни в России есть в низовьях Волги, Терека и Урала (правда)
8.Под кроной саксаула можно укрыться от солнца (ложь)