Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений" 3 класс | Мой кабинет. Работа №351747
Конспект урока по окружающему миру по теме:
«Разнообразие растений»
3 класс
Цели.
Предметные: познакомить с основной классификацией растений.
Метапредметные:
1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.
3) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя «От земли до неба», аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование:
1. Карточки с индивидуальными заданиями.
2. Презентация «Разнообразие растений».
3. Распечатки таблицы.
Конспект урока по окружающему миру по теме:
«Разнообразие растений»
3 класс
Цели.
Предметные: познакомить с основной классификацией растений.
Метапредметные:
1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.
3) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя «От земли до неба», аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование:
1. Карточки с индивидуальными заданиями.
2. Презентация «Разнообразие растений».
3. Распечатки таблицы.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальные задания.
Нескольким человекам выдаются карточки с заданиями.
- Вставь пропущенные слова.
Перегной – минеральные соли - … (растения) – животные – перегной.
Умершим растениям и животным превращаться в перегной помогают … (бактерии).
Почва – это … (верхний) плодородный слой земли.
Самая плодородная почва называется … (чернозёмом).
Плодородие – это свойство почвы, способность давать … (высокий урожай).
2) Фронтальный опрос.
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Как образуется почва?
- Какие живые существа обитают в почве?
- Как они влияют на её плодородие?
III. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
- Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)
- Назовите ещё представителей царства растений.
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.)
Слайд №1
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа
Разнообразие растений.
Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.
Слайд №2
-Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
- Рассмотрите схему на доске.
Растения
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
- На какие три группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы).
- Дополните схему. Напишите название растений в каждой группе.
- Из каких частей состоят все растения? (из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами).
- Отгадайте загадки.
Орган находится в почве, растёт вниз. (Корень)
Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья)
Орган растёт вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель)
Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок)
Орган образуется из цветка, в нём развиваются семена. (Плод)
Органы находятся в плодах, ими растения размножаются. (Семена)
2. Работа по учебнику
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки, видоизменённые листья, у других – листья. Одни растения живут в воде, другие на суше и т. д.)
- Прочитайте текст на странице 70.
-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
Самопроверка по эталону: Слайд №3
-Где растут водоросли? (В воде.)
Слайд №4
-Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
Слайд №5
-Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.)
Слайд №6
-Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и др.)
Слайд №7
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)
Слайд №8
3. Работа в рабочей тетради
№ 1 (страница 29)
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)
После выполнения задания поводится взаимопроверка.
№ 2 (страница 29)
Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте свой ответ. ( В 1 ряду лишнее – морская капуста. Она относится к водорослям, остальные – цветковые. Во 2 ряду лишнее – липа. Она относится к цветковым растениям, остальные – к хвойным.)
Слайд №9, №10. Определите, к каким группам относятся растения.
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в учебнике на странице 72.
- К какой группе относятся данные растения? (К группе цветковых растений.)
- Сколько видов растений на иллюстрации? (3: одуванчик, подорожник, клевер.)
- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение – плоды с семенами. Различия: разные цветки и разные листья.)
Слайд №11
5. Работа в рабочей тетради
№ 4 (страница 29)
-Прочитайте задание и запишите по 3 примера различных видов растений.
Взаимопроверка в парах.
№ 5 (страница 30 - 31)
- Прочитайте стихотворение.
- К какой группе растений относятся яблоня и дуб? ( К группе цветковых растений.)
- Но яблоня и дуб – это растения разных … (видов).
- Выполните задание.
После выполнения задания проводится проверка.
V. Физкультминутка.
Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
VI. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Работа в парах.
Детям выдаются распечатки таблицы.
- Заполните таблицу, используя текст учебника и атлас – определитель «От земли до неба».
Разнообразие растений
Группа
растений
Корень
Стебель
Листья
Размножение
Особенности
жизнедеятельности
Водоросли
Мхи
Папоротники
Хвойные
Цветковые
Проверка по эталону: таблица на доске.
Разнообразие растений
Группа
растений
Корень
Стебель
Листья
Размножение
Особенности
жизнедеятельности
Водоросли
Нет
Нет
Нет
Спорами
Живут в основном в воде
Мхи
Нет
Есть
Есть
Спорами
Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков
Папоротники
Есть
Есть
Есть
Спорами
Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков
Хвойные
Стержневая или мочковатая система
Одеревенелый
В виде иголок
(хвоя)
Семена образуются в шишках
Почти все относятся к вечнозелёным
Цветковые
Стержневая или мочковатая система
Травянистый или одеревенелый
Листовая пластина с черешком
Из цветков образуются плоды с семенами
Очень разнообразны и многочисленны
VII. Рефлексия «Всё в твоих руках».
- На листе бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было интересно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни– фиолетовым.
- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
Слайд №12 «Проверь себя»
IX. Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на странице 69 -73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 73.
2. Рабочая тетрадь: страница 31 №7, №8.