Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рожден для добра" | Чернышева Наталья Евгеньевна. Работа №222603
Автор: Чернышева Наталья Евгеньевна
Модуль Основы светской этики
УМК Школа России
Тема урока Человек рожден для добра
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формировать у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению; формировать представления о
добре и зле, как этических категориях; о взаимоотношениях между людьми.
Задачи урока:
- познакомить с понятием добра и зла, пополнить словарный запас обучающихся
- создавать условия для развития речи, развития мышления, внимания и памяти
- продолжить воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета, формировать стремление совершать добрые дела
администрация города нижНЕГО новгородА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №15»
Районный педагогический конкурс методических материалов
по духовно – нравственному воспитанию
Тема: «Человек рожден для добра»
(Модуль «Основы светской этики»)
Работу выполнила
учитель начальных классов
Чернышева Наталья Евгеньевна
Нижний Новгород
2019
Модуль Основы светской этики
УМК Школа России
Тема урока Человек рожден для добра
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формировать у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению; формировать представления о
добре и зле, как этических категориях; о взаимоотношениях между людьми.
Задачи урока:
- познакомить с понятием добра и зла, пополнить словарный запас обучающихся
- создавать условия для развития речи, развития мышления, внимания и памяти
- продолжить воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета, формировать стремление совершать добрые дела
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник, карточки для самооценивания.
Методы урока: проблемно-поисковый, системно-деятельностный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Литература:
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. - 95 с.
2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
3. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. -159 с.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, удерживать учебную задачу, планировать работу в парах, воспитывать умение преодолевать трудности
Познавательные УУД: умение самостоятельно формулировать цель, осуществлять поиск необходимой информации, формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные УУД: уметь работать в паре, уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли, стремиться быть культурным и воспитанным человеком.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям, развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.
Ход урока
Этап урока
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний
Подготовка к изучению нового материала.
Постановка целей и определение темы урока
Первичное усвоение новых знаний
Работа в группах
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Работа с учебником.
Закрепление знаний.
Работа в парах.
Обобщение полученных знаний.
Рефлексия.
Итог.
Домашнее задание.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.
У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока.
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятиями -это
ЖИЗНЬ – священность, благо.
ЖИЗНЬ – это созидание.
- Что она даёт человеку?
– А человек что может дать жизни?
Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (видео)
-О чем этот фрагмент мультфильма?
- Доводилось ли вам творить добрые дела?
- Какое чувство испытывало ваше сердце?
- А может человек дать жизни просто свою доброту?
- Определите тему нашего урока.
Слайд.
- Ведь именно доброты ждут от человека люди, доброго слова, взгляда мы с вами ждём от родителей от друзей. О доброте звучат многие песни, повествует народное творчество, слагаются сказки.
- А вы любите сказки? Почему?
- А где мы можем найти значения слов добро, зло?
Слайд.
Если нравится тебе, то делай так (2 раза),
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
- Вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а помогут вам ваши одноклассники, которые заранее подготовили задание.
Слайд.
Слайд.
Слайд.
- В учебнике (с.87 – 88) идет речь о других сказочных героях.
- Скажите, почему во многих русских сказках героем является Иванушка-дурачок?
- Видите, он оказывается более умным, ловким, смелым, и смекалистым по сравнению с другими.
- В чем же здесь дело?
Да, он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и недобрых братьев, от хитрых завистников и недоброжелательных попутчиков.
Слайд.
В ком добра нет, в том и правды
мало.
Не одежда красит человека, себя
хвалит.
Доброе дело- а добрые
дела.
Худо тому, плохое на
ум не пойдёт.
Учись доброму, кто добра
не делает никому.
- Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке.
1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?
2. Как преодолеть в себе вспышки злости?
3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?
4. Что ты готов изменить в себе во имя добра?
Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
- Добро и зло творить во власти всех людей ,( Слайд 4)
Добро творить трудней.
У. - Я желаю Вам творить только до
- Предлагаю выполнить ещё одно задание.. Дома вы вырезали из бумаги ладошки. Напишите на них хорошие, добрые дела, поступки, которые вы делали. А может кто – то запишет доброе дело, которое он хочет совершить в ближайшее время.
- Мне хотелось бы закончить урок такими словами:
Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь. Омар Хайям
На странице 89 в учебнике вам предлагают написать сказку о добре, нарисовать сказочный сюжет на тему занятия (по выбору). А ещё подумайте над понятием - милосердие. Что это такое? На следующем уроке нам пригодятся ваши знания по этому вопросу.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку.
Готовит к восприятию материала.
Учитель предлагает сформулировать проблему урока, проверить догадку, открыв учебник на с. 86
Предлагает в группах выполнить задание.
Включает музыку.
Предлагает в парах выполнить задание
Учитель помогает в составлении правил.
Быстро включаются в деловой ритм.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мысли.
- Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом.
- Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков
Смотрят видео.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока «Человек рожден для добра»
- Они интересные, в них много волшебства, в них побеждает добро.
Работа со словарем Ожегова.
Первая группа ищет слово «добро».
Вторая группа – «зло».
Дети выполняют упражнения под музыку.
Ученики загадывают загадки о сказочных героях.
1. Всех животных он вылечить рад:
Верблюжат, страусят, медвежат.
Он лечил бегемотиков,
У которых болели животики.
Он облегчил страданья кузнечика.
Не поверите, с вывихом плечика!
2. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
3. Есть мультфильм- наоборот,
Где мышей боится кот!
Предлагает им дружить.
Хочет с ними дружно жить!
Кот - сплошная доброта,
От усов и до хвоста!
Как звать доброго кота?
Работа по учебнику
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мысли.
- Он другой.
Дети должны собрать рассыпавшиеся пословицы
Самооценка
Ответы детей, самооценка своей деятельности.
Составляют правила доброты:
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться с другом. 4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Ребята выполняют задание индивидуально.
После того, как работа выполнена ребята прикрепляют ладошки на доску.
Записывают домашнее задание
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные: мотивация учебной деятельности.
Познавательные:
логические: установление причинноследственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные: целеполагание
Личностные: интерес к изучению предмета Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждении учебной проблемы
Регулятивные:
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися
Познавательные:
Извлекать информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; объяснять понятия: добро, зло
Коммуникативные:
- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
- слушать и понимать речь других
-умение работать в группе
Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Познавательные:
Извлекать информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме
Личностные:
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, планировать работу в парах, воспитывать умение преодолевать трудности
Коммуникативные: уметь работать в группе, уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли, стремиться быть культурным и воспитанным человеком.
Регулятивные:
Умение контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
уметь договариваться и приходить к общему выводу.
Личностные :
выделение значимых качеств личности
Регулятивные:
определение степени успешности своей работы Личностные:
самооценка учебной деятельности
Регулятивные:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения