конспект урока по русскому языку 10 класс | Улитина Татьяна Александровна. Работа №345091
Урок русского языка по теме "Научный стиль речи, его признаки и разновидности (подстили)". Технологическая карта. Тип урока: открытие новых знаний. Учащиеся в ходе урока работают фронтально, в группе, индивидуально; учатся самостоятельно анализировать тексты, делать выводы, обучаются самоанализу. Для выполнения заданий ученики вовлекаются в частично-поисковую работу. При закреплении полученных знаний выполняют творческую работу. В конце урока ученики работают над тестом, самостоятельно (сверяя свои ответы с правильными) определяют уровень усвоения своих знаний по теме.
Технологическая карта урока русского языка.
2020-2021 учебный год
Тема урока: Научный стиль речи, его признаки и разновидности (подстили).
Подготовила учитель краевого государственного казённого общеобразовательного учреждения «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №5» Улитина Татьяна Александровна.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля.
Технологии урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Задачи урока:
1. Закрепление знаний об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;
2. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Закрепление навыков исследования текстов разных стилей и типов речи.
4. Закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний.
5. Развитие интереса к исследовательской деятельности.
6. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме
Результаты урока:
Предметные
- Понимать, что такое стилистическая норма.
- Развивать языковое чутьё, чтобы видеть особенности стилистики научного стиля.
- Узнавать в тексте лексику научного стиля, термины.
- Различать научный стиль и его подстили.
Метапредметные
Личностные:
- умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;
Регулятивные:
- установление целевых приоритетов;
Познавательные:
- самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- формулирование проблемы.
Коммуникативные:
- умение обосновывать и доказывать собственное мнение;
- слушать и вступать в диалог;
- участвовать в обсуждении проблем;
- содействовать тем, от кого зависит достижение целей.
Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М., «Просвещение» 2018 г.
Дидактический материал по русскому языку, презентация к уроку.
этап урока
Деятельность учителя
(применяемые технологии, приёмы)
Деятельность учащихся
(формы организации деятельности)
организационный момент
Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Организует подводящий к теме диалог на основе наблюдения о многообразии норм русского языка, подводя диалог к стилистическим нормам.
Подготовка к работе.
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Материал для наблюдения: тексты выдаются учителем и проектируются на доску (слайд презентации)
Работа по теме урока.
даны тексты с различными стилями речи.
Вопрос
: к какому стилю речи относится каждый из текстов?
Слайды 3-6
1) Директору ООО «Людмила»
Назарову В. И.
от Васильева Петра Федоровича
заявление.
Прошу принять меня на работу в ООО «Людмила» на должность менеджера отдела продаж с 28 сентября 2017 года с окладом 27 500 рублей 00 копеек по штатному расписанию.
Васильев П. Ф.
28.09.2017 г.
2) Невероятное событие! В глухой деревне N жители обнаружили послание от внеземной цивилизации! Ученые многих стран мира пытаются выйти на связь с инопланетными существами, и наконец-то будет сделан первый шаг к сближению межгалактических планет. И как мы гордимся, что это событие произошло именно в нашей стране и именно нашим ученым первым удастся наладить внеземное общение. Новые открытия стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировом рынке.
3) Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
4) Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
Вопрос: что вам помогло определить стиль речи текстов?
(нужно понять цель создания текста).
Выводы учащихся выведены на слайде 7
Слайд 7
Создать документ.2.Убедить в чем-то читателя.3.О чем-то рассказать.4. Создать художественный образ.
Слайд №8
Задание: изучить таблицу. Найти признаки первых четырёх стилей в данных ранее текстах.
О каком стиле речи вы не говорили?
(о научном)
? Что такое, по-вашему, научный стиль речи?
? Сегодня речь пойдёт о научном стиле, попробуйте сформулировать тему урока.
Лекция о зарождении, особенностях научного стиля речи.
Работа с учебником: выписать в тетрадь основные черты научного стиля речи.
Выписать разновидности подстилей и их основные признаки.
Учащиеся зачитывают тексты и определяют стили.
Работа с презентацией.
Публицистический стиль.
Разговорный, художественный, официально-деловой, научный.
Стиль, использующийся в научных статьях и учебниках.
Научный стиль речи и его особенности.
Составление плана лекции.
Работа с учебником. Стр. 202-204.
стр.207-208
Постановка учебной задачи.
Мотивация познавательной деятельности
Предлагается сформулировать задачи урока.
Предлагает решение проблемной задачи :
Задание в группах: работая со справочной литературой, дополнить сведения о научном стиле речи. (Материал продублирован в слайдах №№ 11-16).
Группа 1 – выявление основных характеристик научного стиля.
Группа 2 – выявление лексических и морфологических особенностей научного стиля.
Группа 3 – выявление синтаксических особенностей научного стиля.
Группа 4 – выявление подстилей.
Выступление представителей от каждой группы.
Приведённый ниже текст предлагается каждой группе для анализа с целью приведения примеров, подтверждающих теорию.
Луна единственный естественный спутник Земли и самый близкий к Солнцу, потому что у Меркурия и Венеры нет спутников. Пятый по величине естественный спутник в Солнечной системе. Обращение Луны вокруг Земли продолжается почти 28 суток, точнее 27,32. Этот период называют сидерический месяц.
Гравитация Луны вызывает на Земле морские приливы и отливы. Ученые в грунтах с Луны обнаружили следы воды в виде льда.
Луна единственный астрономический объект на котором был человек, первым был Нил Армстронг в 1969.году.
Задание: вернуться к слайду № 8 и заполнить последнюю колонку. (Работа фронтальная).
Текст выводится на экран для самопроверки.
Вопросы. Докажите, что это текст.
Докажите, что это текст научного стиля.
Научиться отличать текст научного стиля от текстов других стилей речи. Знать лексические, синтаксические особенности. Знать подстили и их отличия от научного стиля речи. Повторить правила пунктуации и орфографии.
Записывают текст, объясняют пропущенные знаки препинания и орфограммы, вызвавшие затруднение.
.
Текст научного стиля. Признаки:
текст выражает общее научное понятие,
в нём употребляется специальная лексика и терминология.
.
Практическое задание.
(отработка навыков, закрепление полученных знаний).
Задание: составить предложения в разных стилях с заданным учителем словом (учитель предлагает несколько слов, выбирают ученики самостоятельно: парус, воздух, аптека). Ученикам предложены тексты художественных произведений для работы над примерами художественного стиля. Полученные в результате работы предложения зачитывают вслух. (По желанию). После заслушивания примеров просмотр слайда № 19.
Задание: определить подстили текстов. (Тексты на каждой парте).
А) Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.
(научно-популярный)
Б) Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получившую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.
(Собственно научный)
В) «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава, растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)»
(Научно-учебный).
Оценивание. Устная оценка собственной деятельности на уроке.
Письменная самостоятельная творческая работа.
Работа с текстами. В тетрадях записывают ответы, кратко обоснуют свой ответ.
Самостоятельно оценивают свою работу.
Рефлексия
Ответы на вопросы
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- было интересно узнать, что…
- мне было непонятно…
Выполнение теста с самопроверкой.
Отвечают на вопросы, выполняют тест с самопроверкой (самостоятельно проверяют уровень полученных знаний)
Тест.
1 Главная задача научного стиля речи
А) непосредственное повседневное общение
Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
В) изображение и воздействие на читателя
2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи
А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
В) общественно-политическая лексика
3 Термины относятся к
А) общеупотребительной лексике
Б) узкоспециальной лексике
В) общественно-политической лексике
4 Важнейшее качество термина
А) однозначность
Б) многозначность
5 Тепло, скорость, колёса - это
А) заимствованные термины
Б) исконно русские термины
6 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса
А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
Б) макрокосмос, стереофония, наладчик
В) монорельсовый, автобиографический, полифонический
7 Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять
Б) энергия, деталь, скорость
В) величина, орфоэпия, персонаж
8 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,
называется
А) неологизмом
Б) архаизмом
В) термином
9 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон
А) общеупотребительном
Б) узкоспециальном
ОТВЕТЫ
1-Б
2-А
3-Б
4-А
5-Б
6-В
7-Б
8-В
9-Б