Название статьи:
конспект урока по русскому языку для 4 класса "Спряжение глаголов" | Мой кабинет. Работа №345831
Дата публикации:
03.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Урок по русскому языку для 4 класса разработан с применением здоровье - сберегающих технологий. В разработке урока русского языка по теме "Спряжения глаголов" проводится работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: осанки, зрения, выработки правильного дыхания.
Во время урока осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Методы используемые на уроке: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, дифференцированные задания, коллективная работа.
Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий Спряжение глаголов
Тема: Спряжение глаголов (закрепление).
Цель: - обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, времена глаголов.
- совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Обучающие: закрепление умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму.
Развивающие: развивать мышление, логику, память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц; воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: осанки, зрения, выработки правильного дыхания.
Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, дифференцированные задания, коллективная работа.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя и учащихся.
Время. Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.
Примечание.
1.Организационный момент.
Минутка чистописания
Гимнастика для рук.
Дорогие, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости – учителя, родители
Давайте поприветствуем их.
Ход урока
Когда мы улыбаемся,мы реже ошибаемся.И чаще награждаемсяподарками судьбы.Когда мы улыбаемся,Мы самоисцеляемся.И силой наполняемся,дарующей успех!
-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Запись даты и выполнение показа в тетрадях.
Сс
сеялка
Здоровье- сберегающий подход
2 мин
Учитель произносит
Самостоятельная работа в тетрадях
3 мин
Позитивный настрой на урок.
2. Активизация знаний учащихся
Словарно-орфографическая работа.
Повторение по теме Глагол.
3. Повторение
изученного.
4. Сообщение темы.
II. Словарно-орфографическая работа.
Заменить сказанное одним словом и записать в тетрадь:
Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)
Желать - хотеть .
Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и тоже действие)
- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)
К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)
Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?
Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”
К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)
Записать глагол г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]
Что обозначает буква Е в данном слове?
Образуйте от словарного слова данного в показе глагол и запишите его - сеять.
Что объединяет все записанные вами слова? Словарные слова –глаголы.
- Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Глагол)
- Расскажите мне, пожалуйста, все, что знаете о глаголе.
Составить кластер на тему: ГЛАГОЛ.
Введение в тему урока.
- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам задание на карточках в парах:
Вставьте в предложения глагол идти в нужной форме.
Как изменяется глагол?
Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.
Я ________________ по дороге.
Ты ______________ по дороге.
Он ________________ по дороге.
Мы _______________по дороге.
Вы _______________ по дороге.
Они _______________по дороге.
А) - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам).
- Кто мне скажет, как называется новый грамматический признак?(Спряжение).
- Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).
- Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
Поддержание интереса к уроку.
Создание проблемной ситуации.
2мин
Развивающее обучение.
2 мин
Развивающее обучение.
2 мин
Развивающее обучение.
5 мин
Работа в парах (1 карточка на двоих).
4 мин
Делают вывод, отвечают на вопросы.
2 мин
5. Физкультминут-ка (слайд 21-25)
Здоровье- сберегающий подход.
1мин
Зрительная гимнастика
6. Повторение
изученного.
Проблемная ситуация.
Замените фразеологизмы одним глаголом:
Бежать со всех ног – торопиться.
Водить за нос – обманывать.
Распускать руки – драться.
Зарубить себе наносу – запомнить.
Витать воблаках – мечтать.
Вставлять палки в колёса – мешать.
Обвести вокруг пальца- обмануть.
Клевать носом- дремать.
Ловить ворон- зевать.
В какой форме стоят все эти глаголы?( В неопределённой форме – начальной форме.)
Задачи: создание проблемной ситуации как прием, активизирующий процесс осмысления материала; использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.а) ( 1 у доски)- Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.- Что это? (Снег). - Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания.- Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?- Проспрягаем глагол МОЛЧАТЬ.(2 ученика у доски).–(слайд 13) У кого совпали ответы- +
Поставьте ударение, сделайте вывод.(Обратить внимание на то, что все личные окончания глаголов стоят под ударением. Ошибиться в них нельзя!)
Здоровье- сберегающий подход.
3 мин
Работа в парах на карточках
Работа в тетрадке.
3 мин
Работа на доске и в тетради
4 мин
7.Самостоятельная работа
Разноуровневые задания
Проверка. Оценивание.
Ребята самостоятельно выбирают
задания.
1 уровень:
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.
Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.
2 уровень:
– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.
Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.
3 уровень:
– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.
Здоровье- сберегающий подход.
Дифференцированный подход.
Самостоятельный выбор.
8 мин
Развивающее обучение.
(Творческое задание)
На доске прикреплены задания.
Карточки с разно-уровневыми заданиями
8.Физкультминутка
Мы сейчас глагол спрягали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?- 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.
Здоровье- сберегающий подход.
2 мин
Выполняют стоя.
9.Закрепление
Самостоятельно выполните тест, записывая только буквы, обозначающие верный ответ.
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: (слайд 2,3,4,5)
Глагол - это
Часть слова
Член предложения
Часть речи
Глагол обозначает
Действие предмета
Признак предмета
Название предмета
В предложении глагол бывает
Чаще всего сказуемым
Второстепенным членом
Подлежащим
Глаголы изменяются
Только по числам
По временам, по лицам, по числам.
Только по временам
-Кто дополнит последний ответ? ( в прош.вр. – по родам)
Самостоятельная работа в тетрадке.
4 мин
Слайды
10. Домашнее задание
С.82-83 № 168
Запись д/з
2мин
11 .Итог.
Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог.
Что такое спряжение глагола?
Как можно определить лицо и число глагола?
Устно.
2 мин
12.Рефлексия
У вас на партах цветочки – стикеры трёх цветов:
красный - урок понравился, было работать не сложно;
оранжевый – на уроке не всё было понятно;
жёлтый- урок не понравился, работать было сложно.
Выберите подходящее высказывание и составьте букет.
Здоровье- сберегающий подход.
Игра. 2 мин
ГЛАГОЛ
Скачать работу
Тема: Спряжение глаголов (закрепление).
Цель: - обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, времена глаголов.
- совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Обучающие: закрепление умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму.
Развивающие: развивать мышление, логику, память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц; воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: осанки, зрения, выработки правильного дыхания.
Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, дифференцированные задания, коллективная работа.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя и учащихся.
Время. Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.
Примечание.
1.Организационный момент.
Минутка чистописания
Гимнастика для рук.
Дорогие, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости – учителя, родители
Давайте поприветствуем их.
Ход урока
Когда мы улыбаемся,мы реже ошибаемся.И чаще награждаемсяподарками судьбы.Когда мы улыбаемся,Мы самоисцеляемся.И силой наполняемся,дарующей успех!
-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Запись даты и выполнение показа в тетрадях.
Сс
сеялка
Здоровье- сберегающий подход
2 мин
Учитель произносит
Самостоятельная работа в тетрадях
3 мин
Позитивный настрой на урок.
2. Активизация знаний учащихся
Словарно-орфографическая работа.
Повторение по теме Глагол.
3. Повторение
изученного.
4. Сообщение темы.
II. Словарно-орфографическая работа.
Заменить сказанное одним словом и записать в тетрадь:
Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)
Желать - хотеть .
Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и тоже действие)
- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)
К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)
Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?
Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”
К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)
Записать глагол г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]
Что обозначает буква Е в данном слове?
Образуйте от словарного слова данного в показе глагол и запишите его - сеять.
Что объединяет все записанные вами слова? Словарные слова –глаголы.
- Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Глагол)
- Расскажите мне, пожалуйста, все, что знаете о глаголе.
Составить кластер на тему: ГЛАГОЛ.
Введение в тему урока.
- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам задание на карточках в парах:
Вставьте в предложения глагол идти в нужной форме.
Как изменяется глагол?
Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.
Я ________________ по дороге.
Ты ______________ по дороге.
Он ________________ по дороге.
Мы _______________по дороге.
Вы _______________ по дороге.
Они _______________по дороге.
А) - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам).
- Кто мне скажет, как называется новый грамматический признак?(Спряжение).
- Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).
- Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
Поддержание интереса к уроку.
Создание проблемной ситуации.
2мин
Развивающее обучение.
2 мин
Развивающее обучение.
2 мин
Развивающее обучение.
5 мин
Работа в парах (1 карточка на двоих).
4 мин
Делают вывод, отвечают на вопросы.
2 мин
5. Физкультминут-ка (слайд 21-25)
Здоровье- сберегающий подход.
1мин
Зрительная гимнастика
6. Повторение
изученного.
Проблемная ситуация.
Замените фразеологизмы одним глаголом:
Бежать со всех ног – торопиться.
Водить за нос – обманывать.
Распускать руки – драться.
Зарубить себе наносу – запомнить.
Витать воблаках – мечтать.
Вставлять палки в колёса – мешать.
Обвести вокруг пальца- обмануть.
Клевать носом- дремать.
Ловить ворон- зевать.
В какой форме стоят все эти глаголы?( В неопределённой форме – начальной форме.)
Задачи: создание проблемной ситуации как прием, активизирующий процесс осмысления материала; использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.а) ( 1 у доски)- Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.- Что это? (Снег). - Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания.- Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?- Проспрягаем глагол МОЛЧАТЬ.(2 ученика у доски).–(слайд 13) У кого совпали ответы- +
Поставьте ударение, сделайте вывод.(Обратить внимание на то, что все личные окончания глаголов стоят под ударением. Ошибиться в них нельзя!)
Здоровье- сберегающий подход.
3 мин
Работа в парах на карточках
Работа в тетрадке.
3 мин
Работа на доске и в тетради
4 мин
7.Самостоятельная работа
Разноуровневые задания
Проверка. Оценивание.
Ребята самостоятельно выбирают
задания.
1 уровень:
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.
Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.
2 уровень:
– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.
Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.
3 уровень:
– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.
Здоровье- сберегающий подход.
Дифференцированный подход.
Самостоятельный выбор.
8 мин
Развивающее обучение.
(Творческое задание)
На доске прикреплены задания.
Карточки с разно-уровневыми заданиями
8.Физкультминутка
Мы сейчас глагол спрягали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?- 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.
Здоровье- сберегающий подход.
2 мин
Выполняют стоя.
9.Закрепление
Самостоятельно выполните тест, записывая только буквы, обозначающие верный ответ.
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: (слайд 2,3,4,5)
Глагол - это
Часть слова
Член предложения
Часть речи
Глагол обозначает
Действие предмета
Признак предмета
Название предмета
В предложении глагол бывает
Чаще всего сказуемым
Второстепенным членом
Подлежащим
Глаголы изменяются
Только по числам
По временам, по лицам, по числам.
Только по временам
-Кто дополнит последний ответ? ( в прош.вр. – по родам)
Самостоятельная работа в тетрадке.
4 мин
Слайды
10. Домашнее задание
С.82-83 № 168
Запись д/з
2мин
11 .Итог.
Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог.
Что такое спряжение глагола?
Как можно определить лицо и число глагола?
Устно.
2 мин
12.Рефлексия
У вас на партах цветочки – стикеры трёх цветов:
красный - урок понравился, было работать не сложно;
оранжевый – на уроке не всё было понятно;
жёлтый- урок не понравился, работать было сложно.
Выберите подходящее высказывание и составьте букет.
Здоровье- сберегающий подход.
Игра. 2 мин
ГЛАГОЛ