Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока по русскому языку по теме: "Имя Числительное". 4 класс. | Евдокимова Ирина Владимировна. Работа №351310

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок по русскому языку в 4-м классе.

Тема «Имя числительное»

Тип урока: изучение изученного материала.

Цель:

Углубить имеющиеся  знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи,  различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями «простое» и «сложное» числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Урок по русскому языку в 4-м классе

Учитель: Евдокимова И. В.

Тема «Имя числительное»

Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тип урока: изучение изученного материала.

Цель:

Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями «простое» и «сложное» числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

 

Ход урока:

I. Организация класса.

- Тринадцатое марта.

Классная работа.

- Какое слово относится к изучаемой нами теме?

- К какой части речи относится это слово?

2. Минутка чистописания.

Т т Т т Т т трудолюбие

3. Словарная работа. Актуализация опорных знаний.

Алфавит, сентябрь, восемь

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- К какой части речи они относятся?

- Что общего у всех имён существительных?

- Составьте предложения с этим числительным.

- Задача сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать всё, что вы знаете о числительном, проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

- Расскажите об имени числительном как части речи.

(Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.)

- Какие бывают по значению имена числительные?

(По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.)

(Слайд № 3)

- На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Приведите примеры.

( Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).)

- На какие вопросы отвечают количественные имена числительные? Приведите примеры.

( Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).)

4.Морфологические признаки числительных.

(Слайд № 4)

- Как могут изменяться количественные числительные?

(Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют.)

- Как могут изменяться порядковые числительные?

( Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.)

5.Простые, сложные и составные числительные.

(Слайд № 5)

- Какие бывают числительные по особенностям строения?

( По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.)

- Какие числительные простые? Приведите примеры.

( Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.)

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.)

6.Мягкий знак на конце и в середине числительных.

(слайд № 6)

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.

- В каких числительных мягкий знак пишется на конце слов? Приведите примеры.

( В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.)

- В каких числительных мягкий знак пишется в середине слов? Приведите примеры.

( В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.)

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.

Работа в парах (2 человека работают у доски).

- 1 вариант просклонять по падежам числительное – восемьсот.

- 2 вариант просклонять по падежам числительное – пятьдесят.

Взаимопроверка.

7. Физминутка

Если в числительном есть Ь в середине – сделать хлопок над головой, если на конце слова присесть. (Слайд 7,8)

- 17, 50, 600, 15, 800, 80, 19, 900, 16, 500.

8. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения № 1.

2. Выполнение упражнения № 2.

9. Работа с ребусами.

А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

 

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

У про100й 100ножки

100тоит по100ять

И у той 100ножки

Опыт перенять!!!

 

 

10. Работа в группах.

(СЛАЙД 9)

Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.

(Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.)

11. Закрепление знаний по правописанию числительных. (задание на листочках)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо. (слайд 10)

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

Проверка. (Слайд 11)

12. Упражнение в правописании имён числительных – работа в группах.

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

14. Итог урока. Оценка результатов работы. Рефлексия. (слайд 12)

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите магниты к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числитель-ное”.

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.

Обобщение знаний об именах числительных.

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. (слайд 13)

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

 

 

 

 

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

 

 

 

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

 

 

 

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

 

 

 

3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест Имя числительное.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? Подчеркните это числительное.

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Цифрами записаны количественные числительные. Подчеркни строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 102

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

3. Подчеркни строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

4. Установи соответствия:

Шестнадцать а) Простое

семьсот

Один б) Сложное

пятьдесят

5. Подчеркни, в записи каких числительных пишется ь знак.

а) 60

б) 16

в) 5

6. Подчеркни числительное:

А) пятница В) воскресный С) повторить D) четыре

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×