Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами" | Тебенькова Ксения Владиславовна. Работа №364143
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Правописание частицы НЕ с глаголами". УМК "Школа России". В конспекте представлены разные виды работ (индивидуальная, парныя, групповая, фронтальная) и педагогические технологии (развивающее обучение, опережающее обучение и тд), а также рефлексия, самооценка и взаимооценка. Урок получается нестандартным и интересным.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Конспект открытого урока русского языка по теме:
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
в 3 «Д» классе
Конспект подготовила:
учитель начальных классов
Тебенькова Ксения Владиславовна
г. Красноуфимск
Апрель, 2024
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Педагогическая цель: организовать учебную деятельность по знакомству обучающихся с ролью частицы НЕ; организовать деятельность по отработке умения писать частицу НЕ с глаголами.
УМК «Школа России»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: формирование навыка правописания изученной орфограммы “Частица не с глаголами”.
Задачи урока.
1.Вспомить роль частицы не в словосочетаниях и её раздельное написание с глаголами, развитие умения употреблять и правильно писать не с глаголами, развитие интереса к изучению русского языка.
2.Развитие орфографической зоркости, речи учащихся, создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
3.Способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, воспитание осознанного отношения к выполнению правил культурного поведения, воспитание умения видеть и беречь красоту родной природы.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
вспомнить орфографическое правило о правописании не с глаголом;
уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно её писать;
выработать стойкие навыки написания не с глаголом;
2.Метапредметные:
Регулятивные УУД: определение и формулирование цели и задачи на уроке совместно с учителем, умение планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно применять новые знания.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в паре, участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями сверстников.
3.Личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, авторская презентация, карточки с учебными заданиями («Графический диктант», «Исправь предложения»), книга Г.Остера «Вредные советы», плакаты с изображением правил поведения на природе (формат А4), маркеры.
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО, требованиями рабочей программы по русскому языку 3 класса.
Педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, системно-деятельностный подход, педагогика сотрудничества, проблемное обучение (проблемные ситуации), проектное обучение, развивающее обучение, опережающее обучение, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на уроке и хорошего настроения.
- Проверим готовность к уроку. Теперь откройте ваши тетради и запишите дату и классная работа. Следим за посадкой.
2. Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи говорится:
СЛАЙД
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
-О глаголе. Докажите (глаголы обозначают действие предметов).
- Найдите глаголы в стихотворении, запишите их в тетрадь. 1 мин
- Сколько выписали глаголов? (6)
Проверка: зачитывает 1 человек, остальные проверяют. Если правильно- хлопок в ладоши.
-Чтобы продолжить знакомство с глаголом, давайте вспомним всё то, что мы о нём узнаем. Предлагаю вам выполнить графический диктант.
-Ознакомьтесь с критериями оценивания на доске (0-5; 1\3-4; 4\5-3)
-Найдите в тетради листочки, где вы будете записывать свои ответы.
- Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет -. На работу 2 мин
СЛАЙД
1.Глагол – самостоятельная часть речи.+
2. Глагол отвечает на вопросы кто? что?-
3. Глаголы изменяются по временам.+
4. У глагола существует 2 формы времени.-
5. Глаголы не изменяются по числам.-
6. Сказуемое выражено глаголом.+
7. Глаголы в неопределённой форме имеют окончание –ть, -ти, -чь.+
8. Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.+
9. У глаголов в будущем времени есть суффикс –л-.-
10 Глаголы во 2-м лице ед.ч. имеют окончания. –еш-, -иш- -
- Возьмите в руки простой карандаш. Оцените свою работу в соответствии с критериями на доске.
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки, 1 ошибка.
-А кто не ошибся в 8 вопросе, в 7? (глаголы прошедшего времени лишь во множественном числе не изменяются по родам; окончания –ешь-, -ишь-)
- Все отметки в журнал мы поставим на перемене.
3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вы учитесь в такой замечательной школе. И вы все прекрасно знаете и придерживаетесь школьных правил. Давайте вспомним эти правила:
СЛАЙД
Правила школьника:
Опаздывай на уроки.
Высыпайся на уроках.
Рисуй на парт
е.
Откручивай болты у стульев.
Читай книгу под партой
.
Выкрикивай
с места.
Бегай по коридорам.
Кидайся едой в столовой.
Приносите в класс игрушки и жевательную резинку.
Ходи в грязной
обуви в школе.
- Вот какие замечательные правила. Вы все соблюдаете эти правила? Почему? А что в них не так?
-Добавить в предложения частицу НЕ. Ученик выходит к доске и дописывает НЕ.
-Что вы знаете о частице НЕ? (пишется с глаголами раздельно)
- Запишите в тетрадь два совета, которые вы считаете очень важными или придумайте свои. Обязательно подчеркните частицу НЕ. На работу 1 мин
-Назовите тему урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами)
-Предположите, чему будем сегодня учиться? (Повторим написание частицы НЕ с глаголами. Вспомнить какое значение она придаёт словам)
Гимнастика для глаз: «День. Ночь. Дружба» (На слово «День» дети смотрят в окно, услышав слово «Ночь» - закрывают глаза, «Дружба» - поворачиваются друг к другу, улыбаются и подмигивают каждым глазом по очереди. Учитель в разброс называет эти слова несколько раз. Смотрит, кто из детей самый внимательный).
4. Первичное закрепление в изменённой ситуации.
-Вспомните, из какого произведения эти строки:
СЛАЙД
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
- Григорий Остер «Вредные советы» (показать книгу). На уроке литературы мы знакомились с тремя вредными советами. Кто вспомнит их?
-Почему автор выбрал такое название «Вредные советы»? (не нужно следовать этим советам)
- Чему учит это произведение? (Учит быть умным человеком и не слушать чужих глупых советов. Учит не поступать так, как в ней написано).
- Предлагаю вам сейчас побыть в роли настоящих писателей и придумать свои вредные советы, которые смогут научить других определенным правилам (работа в паре или индивидуальная). Время на работу:1 мин
Разноуровневые задания:
1. 1 группа детей придумывают свои советы на листочках.
2. 2 группа детей работают на карточках (для слабых и кто выполнил первым).
Задание: Прочитай. Исправь предложения.
Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Теряй без пользы и минуты: из минут состоят часы.
Чтобы с тобой дружили, нужно обманывать, подводить друзей.
-Прочитайте свои вредные советы. Как из них сделать полезные советы? (добавить частицу НЕ)
- Какое значение вносит частица НЕ?
(Когда частица НЕ стоит перед глаголом, предложение из утвердительного становится отрицательным. Частица НЕ придает словам отрицательное значение).
-Как пишется НЕ с глаголами? Сформулируйте правило.
ИГРА на платформе learningapps «Слова-исключения» (в ходе решения задания дети узнают, что в русском языке есть такие глаголы, которые с частицей НЕ пишутся слитно).
https://learningapps.org/display?v=p6f9e5tvc24
- Что нового узнали, выполнив это задание?
5. Физминутка:
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот
Не качайтесь, не кружитесь,
Не топайте, не хлопайте,
Не тянитесь, не шагайте,
Не шепчите, не молчите.
Не моргайте, не приседайте,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
-Впереди долгожданные майские праздники. Поднимите руку те, кто из вас любит отдыхать на природе всей семьёй?
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Работаем в паре.
-Но для начала скажите, пожалуйста, что такое плакат? Чем он отличается от рисунка?
(Плакат - визуальное изображение идеи или сообщения, временно отображаемое с целью продвижения ее среди массы зрителей. Хотя он может содержать и текст, и изображение. По-другому реклама, либо призыв)
Задание: Я вам раздала картинки, кому попался рисунок. Вам нужно составить небольшой текст-призыв о том, как нужно вести себя на природе весной, и взрослым, и детям, используя глаголы с частицей НЕ. Написать один призыв. Выполняем работу на листе маркером. Время: 2 мин
Проверка. По завершению работы каждая пара вывешивает свой плакат на доску.
– Проверим, что у вас получилось (обращаем внимание на написания частицы не с глаголами).
– Молодцы!
- Какие плакаты вам нравятся? Соответствует призыв на плакате теме урока?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Откройте дневник. Запишите домашнее задание. Предлагаю вам на выбор: 1. Из художественных произведений выписать три предложения с употреблением частицы НЕ с глаголами. 2. Записать 3 пословицы с частицей НЕ. 3. Придумать небольшую сказку про частицу НЕ (оформить на листе А4).
8. Рефлексия.
СЛАЙД
Продолжи:
Мне удалось…
Меня удивило…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за…
9. Итог урока:
СЛАЙД.
- Давайте прочитаем все хором пожелания друг другу и гостям!
Не ругайтесь,
Не дразнитесь,
Не стоните,
Не деритесь,
Не кричите,
Не спешите,
Вместе –НЕ- не напишите!
- Спасибо за урок!