Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

конспект урока по русскому языку в 3классе | Миронова Екатерина Ивановна. Работа №343530

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок формирует умения анализировать свои действия и управлять ими, научит овладевать способами выполнения заданий поискового характера, аргументированно отвечать и делать выводы; развивать умения кнтролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и усовияи его вполнений.

Конспект урока русского язык в 3 классе

 

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце

 

имён существительных женского рода».

 

УМК «Школа России»

Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык» 3класс

 

Цель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные; определять её грамматические признаки (род, число); применять ранее изученные правила правописания; определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы; анализировать свои действия и управлять ими; овладевать способами выполнения заданий поискового характера, аргументированно отвечать и делать выводы; развивать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

 

Оборудование:учебник, тетрадь, карточки с заданиями, сигнальные карточки-светофоры, ТСО проектор и экран, доска и мел.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

- Ребята, начать наш урок я хотела бы такими словами:

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

 

- Сегодня мы  продолжим изучение темы «Имя существительное».

 

2. Минутка чистописания.

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число , «Классная работа»

-Какая буква в ряду лишняя    Ш, Ж, Ч, С, Щ? ( С)

-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ-обозначают шипящие звуки)

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ.

-Какие из этих звуков парные? ( ж- ш)

-Что нужно делать, если они встретятся на конце слова?( подобрать проверочное слово чтобы правильно написать)

Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? ( жи, ши, ча, ща, чу, щу)

 

3. Актуализация знаний

-Прочитайте слова.

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, товарищ, ковш, мышь.

-Что общего в этих словах? ( В конце слова встречаются шипящие.)

- Что необычного вы заметили в написании данных слов?

 

-А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

-Зачем же она тогда нужна в русском языке? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)

 

-Найдите в слова, где он указывает на мягкость согласного. (Предпологаемые ответы: рожьышь,дочь,вещь)

-Могут ли звуки Ж и Ш быть мягкими? (нет)

 

-Нужно ли звукам Ч и Щ мягкий знак чтобы стать мягким звуком? (нет)

 

4. Самоопределение к деятельности.

 

Дети сомневаются

- Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

-Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами.

семья радость товарищ помощь

здоровье день силач дочь

вьюга кольцо гараж молодёжь

счастье лень малыш брошь

С данными словами проводится аналогичная работа.

 

Какой можно сделать вывод? ( ь знак в последнем столбике в словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).

-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).

-Кто может сформулировать цель нашего урока?

 

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.

 

5. Открытие детьми нового знания.

 

Работа в парах на карточках те же слова : Нож, рожь, врач, дочь, вещь, товарищ, ковш, мышь.

 

Прочитайте задания. Определите род имён существительных. Запишите слова в тетрадях в две группы. Первая группа женский род, а другая мужской род.

Понаблюдайте где пишется ь ,где не пишется.

Сделайте вывод и попробуйте составить схему.

 

Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих.

 

6. Физкультминутка.

 

Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на концесли назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.- приседаете.

Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.

 

7. Упражнения в написании сущ. с шипящим на конце.

 

Работа с правилом стр.31.

-Прочитайте правила про себя.

-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?

-На что он показывает?

-А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? ( ь не пишется)

 

Первичное закрепление. Работа над упражнением 53.(У доски 2 ученика. Первый записывает существительные мужского рода, другой – женского рода).

Самопроверка.

Работа с деформированным предложением. Развитие речи.

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.

-Составьте предложение.( Верный товарищ всегда приходит на помощь.)Запись в тетрадях.

-Обозначьте орфограммы. (Самопроверка с помощью светофоров.)

-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

-Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят?

Знаете ли вы пословицы о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл береги. Старый друг, лучше новых двух.)

Вторичное закрепление. Упр.57. Самопроверка. ( правильное выполнение задания

 

Самостоятельная работа.

Запишите слова в два столбика: в 1-с мягким знаком, во2-без ь.

-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).

-Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).

-После вечера наступает-…(ночь).

-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).

-Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).

-В поле колосится золотая-…(рожь).

-Непроходимая, лесная-…( глушь).

-Футбольное соревнование-…(матч).

-Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).

- Место, где купаются и загорают-…( пляж).

Взаимопроверка.

 

8. Рефлексия.

Давайте попробуем закончить фразы наиболее вам подходящее к этому уроку

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

9. Домашнее задание.

Упр.54, 55 и выучить правило на с.31.

10. Итог урока.

 

-Какую проблему мы с вами решали на уроке? ( Почему в одних сущ. после шипящих пишется ь , а в других нет.)

-Когда же пишется мягкий знак? Вывод.

 

Оценка работы учеников.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×