конспект урока по русскому языку в 3классе | Миронова Екатерина Ивановна. Работа №343530
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок формирует умения анализировать свои действия и управлять ими, научит овладевать способами выполнения заданий поискового характера, аргументированно отвечать и делать выводы; развивать умения кнтролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и усовияи его вполнений.
Конспект урока русского язык в 3 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце
имён существительных женского рода».
УМК «Школа России»
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык» 3класс
Цель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные; определять её грамматические признаки (род, число); применять ранее изученные правила правописания; определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы; анализировать свои действия и управлять ими; овладевать способами выполнения заданий поискового характера, аргументированно отвечать и делать выводы; развивать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Оборудование:учебник, тетрадь, карточки с заданиями, сигнальные карточки-светофоры, ТСО проектор и экран, доска и мел.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, начать наш урок я хотела бы такими словами:
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное».
2. Минутка чистописания.
-Запишите в тетрадях сегодняшнее число , «Классная работа»
-Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, С, Щ? ( С)
-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ-обозначают шипящие звуки)
Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ.
-Какие из этих звуков парные? ( ж- ш)
-Что нужно делать, если они встретятся на конце слова?( подобрать проверочное слово чтобы правильно написать)
Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? ( жи, ши, ча, ща, чу, щу)
3. Актуализация знаний
-Прочитайте слова.
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, товарищ, ковш, мышь.
-Что общего в этих словах? ( В конце слова встречаются шипящие.)
- Что необычного вы заметили в написании данных слов?
-А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
-Зачем же она тогда нужна в русском языке? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)
-Найдите в слова, где он указывает на мягкость согласного. (Предпологаемые ответы: рожь,мышь,дочь,вещь)
-Могут ли звуки Ж и Ш быть мягкими? (нет)
-Нужно ли звукам Ч и Щ мягкий знак чтобы стать мягким звуком? (нет)
4. Самоопределение к деятельности.
Дети сомневаются
- Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.
-Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами.
семья радость товарищ помощь
здоровье день силач дочь
вьюга кольцо гараж молодёжь
счастье лень малыш брошь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Какой можно сделать вывод? ( ь знак в последнем столбике в словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).
-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).
-Кто может сформулировать цель нашего урока?
Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.
5. Открытие детьми нового знания.
Работа в парах на карточках те же слова : Нож, рожь, врач, дочь, вещь, товарищ, ковш, мышь.
Прочитайте задания. Определите род имён существительных. Запишите слова в тетрадях в две группы. Первая группа женский род, а другая мужской род.
Понаблюдайте где пишется ь ,где не пишется.
Сделайте вывод и попробуйте составить схему.
Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих.
6. Физкультминутка.
Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.Если назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.- приседаете.
Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.
7. Упражнения в написании сущ. с шипящим на конце.
Работа с правилом стр.31.
-Прочитайте правила про себя.
-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?
-На что он показывает?
-А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? ( ь не пишется)
Первичное закрепление. Работа над упражнением 53.(У доски 2 ученика. Первый записывает существительные мужского рода, другой – женского рода).
Самопроверка.
Работа с деформированным предложением. Развитие речи.
Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.
-Составьте предложение.( Верный товарищ всегда приходит на помощь.)Запись в тетрадях.
-Обозначьте орфограммы. (Самопроверка с помощью светофоров.)
-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
-Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят?
Знаете ли вы пословицы о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл береги. Старый друг, лучше новых двух.)
Вторичное закрепление. Упр.57. Самопроверка. ( правильное выполнение задания
Самостоятельная работа.
Запишите слова в два столбика: в 1-с мягким знаком, во2-без ь.
-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).
-Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).
-После вечера наступает-…(ночь).
-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).
-Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).
-В поле колосится золотая-…(рожь).
-Непроходимая, лесная-…( глушь).
-Футбольное соревнование-…(матч).
-Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).
- Место, где купаются и загорают-…( пляж).
Взаимопроверка.
8. Рефлексия.
Давайте попробуем закончить фразы наиболее вам подходящее к этому уроку
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
9. Домашнее задание.
Упр.54, 55 и выучить правило на с.31.
10. Итог урока.
-Какую проблему мы с вами решали на уроке? ( Почему в одних сущ. после шипящих пишется ь , а в других нет.)
-Когда же пишется мягкий знак? Вывод.
Оценка работы учеников.