Конспект урока по Русскому языку | Биктимирова Таисия Александровна. Работа №354591. Номер работы: №354591
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цели урока: формировать понятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признака однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-презентационное сопровождение урока;
-компьютер;
1. Оргмомент
- Добрый день, ребята!
- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.
- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.
- А еще к нам на урок заглянул необычный гость.
- Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Молодцы!
2. Минутка чистописания
А) Пальчиковая гимнастика
- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию
Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (укладываем руки на парту)
- Отлично, размялись.
Б) Чистописание на листочке
- Подготовьте наши листочки для читсописания.
- Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)
- Вспомним написание. Все внимание на экран.
- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.
Вв // Вв //
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.
- На следующей строке запишите слова :
ветер ветряная безветренный (Обозначим ударение и орфограммы)
- Придумайте предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.
Ветер по морю гуляет.
- Дайте характеристику предложению ( невоскл., повест.)
- Назовите главные члены предложения.
- Молодцы.
В) Запись даты в тетрадь
- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Итак, записываем
Двадцать второе октября.
Классная работа.
- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.
3. Словарная работа.
- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.
- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)
Проверка на экране. Взаимопроверка
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)
- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова –вторую букву ,
Из третьего слова – четвертую букву,
Из четвертого слова – третью букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – последнюю букву
- Какое слово получилось? КОРЕНЬ
- Послушайте сказку о встрече двух корней.
Встретились однажды корень куста и корень слова. - Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто? - А я тоже корень, - отвечает другой. - Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь? - А я живу в словах, - ответил второй. - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет? - Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Услышали их разговор люди и говорят: - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.
- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
4. Работа по теме урока.
- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.
- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)
- Что общего в этих словах? (общая часть)
- Как называется это часть? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.
5. Физминутка
- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.
Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.
-Ветерку очень понравилось.
6. Продолжение работы
- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Еж, ежонок и ежиха,
Слон, слоненок и слониха,
Лис, лисенок и лисица,
Гусь гусенок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.
-Какую семью мы не записали?
-Почему? Ведь у них есть общая часть?
- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?
- Что еще должно быть общее? (Значение)
- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)
- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья оленя (олень, олененок, олениха)
- Итак, какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).
- Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с. 62 нашего учебника в упражнение 109.
Доска разбита на три колонки сущ прил глагол
- Перед вами слова: солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, солёный, синенький, садовый, светлый, синить
- Не читая задания в учебнике, кто догадался , что надо выполнить? (Найти однокоренные слова).
- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)
-А теперь распределим слова по столбикам (по частям речи).
- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.
- Молодцы.
7. Рефлексия
- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)
-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.
- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.
8. Домашнее задание
Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. Учебник с. 62 № 111.
9. Итог
- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.
Что понравилось…
Было интересно…
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.
Урок окончен. Всем спасибо.
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цели урока: формировать понятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признака однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-презентационное сопровождение урока;
-компьютер;
Оргмомент
- Добрый день, ребята!
- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.
- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.
- А еще к нам на урок заглянул необычный гость.
- Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Молодцы!
2. Минутка чистописания
А) Пальчиковая гимнастика
- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию
Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (укладываем руки на парту)
- Отлично, размялись.
Б) Чистописание на листочке
- Подготовьте наши листочки для читсописания.
- Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)
- Вспомним написание. Все внимание на экран.
- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.
Вв // Вв //
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.
- На следующей строке запишите слова :
ветер ветряная безветренный (Обозначим ударение и орфограммы)
- Придумайте предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.
Ветер по морю гуляет.
- Дайте характеристику предложению ( невоскл., повест.)
- Назовите главные члены предложения.
- Молодцы.
В) Запись даты в тетрадь
- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Итак, записываем
Двадцать второе октября.
Классная работа.
- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.
3. Словарная работа.
- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.
- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)
Проверка на экране. Взаимопроверка
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)
- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова –вторую букву ,
Из третьего слова – четвертую букву,
Из четвертого слова – третью букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – последнюю букву
- Какое слово получилось? КОРЕНЬ
- Послушайте сказку о встрече двух корней.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
Услышали их разговор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.
- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
4. Работа по теме урока.
- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.
- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)
- Что общего в этих словах? (общая часть)
- Как называется это часть? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.
5. Физминутка
- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.
Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.
-Ветерку очень понравилось.
6. Продолжение работы
- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Еж, ежонок и ежиха,
Слон, слоненок и слониха,
Лис, лисенок и лисица,
Гусь гусенок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.
-Какую семью мы не записали?
-Почему? Ведь у них есть общая часть?
- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?
- Что еще должно быть общее? (Значение)
- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)
- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья оленя (олень, олененок, олениха)
- Итак, какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).
- Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с. 62 нашего учебника в упражнение 109.
Доска разбита на три колонки сущ прил глагол
- Перед вами слова: солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, солёный, синенький, садовый, светлый, синить
- Не читая задания в учебнике, кто догадался , что надо выполнить? (Найти однокоренные слова).
- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)
-А теперь распределим слова по столбикам (по частям речи).
- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.
- Молодцы.
7. Рефлексия
- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)
-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.
- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.
8. Домашнее задание
Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. Учебник с. 62 № 111.
9. Итог
- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.
Что понравилось…
Было интересно…
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.
Урок окончен. Всем спасибо.