Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока по Русскому языку | Биктимирова Таисия Александровна. Работа №354591. Номер работы: №354591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

 

Цели урока: формировать понятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признака однокоренных слов.

 

Задачи:

 

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.

 

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;

 

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

 

Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.

 

Оборудование урока:

 

-презентационное сопровождение урока;

 

-компьютер;

 

 

 

1.     Оргмомент

 

- Добрый день, ребята!

 

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.

 

- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.

 

 - А еще к нам  на урок заглянул необычный гость.

 

- Кто он? Попробуем угадать.

 

Летит без крыльев и поет

 

Прохожих задирает.

 

Одним проходу не дает,

 

Других он подгоняет. (Ветер)

 

- Молодцы!

 

2. Минутка чистописания

 

А) Пальчиковая гимнастика

 

- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию

 

Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)

 

Ветер листики считал:

 

Вот дубовый,

 

Вот кленовый,

 

Вот рябиновый резной

 

Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)

 

Вот последний лист с осинки

 

Ветер бросил на тропинку. (укладываем руки на парту)

 

- Отлично, размялись.

 

Б) Чистописание на листочке

 

- Подготовьте наши листочки для читсописания.

 

 - Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)

 

- Вспомним написание. Все внимание на экран.

 

- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.

 

Вв  //  Вв  //

 

-Давайте пригласим  ветер заглянуть  в  наши   листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.

 

- На следующей строке запишите слова :

 

ветер ветряная безветренный (Обозначим ударение и орфограммы)

 

- Придумайте  предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.

 

 Ветер по морю гуляет.

 

- Дайте характеристику предложению ( невоскл., повест.)

 

- Назовите главные члены предложения.

 

- Молодцы.

 

В) Запись даты в тетрадь

 

- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.

 

Я тетрадь свою открою

 

И, как надо, положу.

 

И от вас сейчас не скрою,

 

Ручку правильно держу.

 

Сяду прямо, не согнусь,

 

За работу я возьмусь.

 

- Итак, записываем

 

Двадцать второе октября.

 

Классная работа.

 

- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.

 

3. Словарная работа.

 

- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.

 

 - Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой  буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.

 

Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)

 

Проверка на экране. Взаимопроверка       

 

- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)

 

- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:

 

Из первого слова – первую букву,

 

Из второго слова –вторую букву ,

 

Из третьего слова – четвертую букву,

 

Из четвертого слова – третью  букву,

 

Из пятого слова – третью букву,

 

Из шестого слова – последнюю букву

 

- Какое слово получилось? КОРЕНЬ

 

- Послушайте сказку о встрече двух корней.

 

Встретились однажды корень куста и корень слова.          - Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?         - А я тоже корень, - отвечает другой.         - Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?         - А я живу в словах, - ответил второй.          - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?         - Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.          Услышали их разговор люди и говорят:         - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.

 

- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?

 

- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)

 

4. Работа по теме урока.

 

- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.

 

- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)

 

- Что общего в этих словах? (общая часть)

 

- Как называется это часть? (корень)

 

- Как называются такие слова? (однокоренные)

 

- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.

 

 

 

5. Физминутка

 

- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.

 

 Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.

 

-Ветерку очень понравилось.

 

6.  Продолжение работы

 

- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.

 

 На лесной полянке

 

Летом, спозаранку

 

Собрался лесной народ –

 

Все водили хоровод.

 

Перепуталась родня,

 

Не поймут, где, чья семья.

 

Долго велся разговор,

 

Разгорелся даже спор!

 

Тут сова на ветку села,

 

Всем молчать она велела

 

И сказала: «Я, друзья,

 

Расскажу, где, чья семья.

 

Еж, ежонок и ежиха,

 

Слон, слоненок и слониха,

 

Лис, лисенок и лисица,

 

Гусь гусенок, гусеница»

 

Молодец, сова, умна,

 

Но ошиблась и она.

 

Догадайтесь же, друзья,

 

Чья не встретилась семья?

 

- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.

 

-Какую семью мы не записали?

 

-Почему? Ведь у них есть общая часть?

 

- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?

 

- Что еще должно быть общее? (Значение)

 

- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)

 

- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья  оленя (олень, олененок, олениха)

 

- Итак,  какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).

 

- Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с. 62 нашего учебника в упражнение 109.

 

Доска разбита на три колонки сущ прил глагол

 

- Перед вами слова: солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, солёный, синенький, садовый, светлый, синить

 

- Не читая задания в учебнике, кто догадался , что надо выполнить? (Найти однокоренные слова).

 

- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)

 

-А теперь распределим слова по столбикам (по частям речи).

 

- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.

 

- Молодцы.

 

7. Рефлексия

 

- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)

 

-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.

 

- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.

 

8. Домашнее задание

 

Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. Учебник с. 62 № 111.

 

9. Итог

 

- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.

 

Что понравилось…

 

Было интересно…

 

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.

 

Урок окончен. Всем спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

Цели урока: формировать понятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признака однокоренных слов.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование урока:

-презентационное сопровождение урока;

-компьютер;

 

Оргмомент

- Добрый день, ребята!

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.

- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.

- А еще к нам на урок заглянул необычный гость.

- Кто он? Попробуем угадать.

Летит без крыльев и поет

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

- Молодцы!

2. Минутка чистописания

А) Пальчиковая гимнастика

- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию

Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной

Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (укладываем руки на парту)

- Отлично, размялись.

Б) Чистописание на листочке

- Подготовьте наши листочки для читсописания.

- Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)

- Вспомним написание. Все внимание на экран.

- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.

Вв // Вв //

-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.

- На следующей строке запишите слова :

ветер ветряная безветренный (Обозначим ударение и орфограммы)

- Придумайте предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.

Ветер по морю гуляет.

- Дайте характеристику предложению ( невоскл., повест.)

- Назовите главные члены предложения.

- Молодцы.

В) Запись даты в тетрадь

- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.

Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

И от вас сейчас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Итак, записываем

Двадцать второе октября.

Классная работа.

- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.

3. Словарная работа.

- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.

- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.

Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)

Проверка на экране. Взаимопроверка

- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)

- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:

Из первого слова – первую букву,

Из второго слова –вторую букву ,

Из третьего слова – четвертую букву,

Из четвертого слова – третью букву,

Из пятого слова – третью букву,

Из шестого слова – последнюю букву

- Какое слово получилось? КОРЕНЬ

- Послушайте сказку о встрече двух корней.

Встретились однажды корень куста и корень слова. 
        - Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
        - А я тоже корень, - отвечает другой.
        - Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?
        - А я живу в словах, - ответил второй. 
        - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
        - Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. 
        Услышали их разговор люди и говорят:
        - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.

- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)

4. Работа по теме урока.

- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.

- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)

- Что общего в этих словах? (общая часть)

- Как называется это часть? (корень)

- Как называются такие слова? (однокоренные)

- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.

 

5. Физминутка

- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.

Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.

-Ветерку очень понравилось.

6. Продолжение работы

- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.

На лесной полянке

Летом, спозаранку

Собрался лесной народ –

Все водили хоровод.

Перепуталась родня,

Не поймут, где, чья семья.

Долго велся разговор,

Разгорелся даже спор!

Тут сова на ветку села,

Всем молчать она велела

И сказала: «Я, друзья,

Расскажу, где, чья семья.

Еж, ежонок и ежиха,

Слон, слоненок и слониха,

Лис, лисенок и лисица,

Гусь гусенок, гусеница»

Молодец, сова, умна,

Но ошиблась и она.

Догадайтесь же, друзья,

Чья не встретилась семья?

- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.

-Какую семью мы не записали?

-Почему? Ведь у них есть общая часть?

- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?

- Что еще должно быть общее? (Значение)

- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)

- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья оленя (олень, олененок, олениха)

- Итак, какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).

- Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с. 62 нашего учебника в упражнение 109.

Доска разбита на три колонки сущ прил глагол

- Перед вами слова: солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, солёный, синенький, садовый, светлый, синить

- Не читая задания в учебнике, кто догадался , что надо выполнить? (Найти однокоренные слова).

- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)

-А теперь распределим слова по столбикам (по частям речи).

- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.

- Молодцы.

7. Рефлексия

- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)

-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.

- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.

8. Домашнее задание

Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. Учебник с. 62 № 111.

9. Итог

- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.

Что понравилось…

Было интересно…

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.

Урок окончен. Всем спасибо.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×