Конспект урока по теме : «Онтогенез. Постэмбриональный период развития» | Меженина Татьяна Александровна. Работа №349806
Конспект урока по биологии для 9 класса. Сосдан в рамках ФГОС. Содержит все этапы урока. Прописана деятельность учителя и деятельность ученика.
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов.
Конспект урока № 40
Предмет: Биология
Класс: 9 класс
УМК (название учебника, автор, год издания):
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): Базовый
Тема урока: Онтогенез. Постэмбриональный период развития
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 2 урок раздела.
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить углубление и расширение знаний об онтогенезе на основе изучения особенностей постэмбрионального развития; познакомить учащихся с тремя его периодами; охарактеризовать прямое и непрямое развитие.
2. Развивать навыков познавательных процессов - обобщения полученной информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, развитие коммуникативной компетенции.
3. Воспитывать личностную значимость изучения постэмбрионального периода для сохранения здоровья, потребность в новом знании.
Планируемые результаты:
- предметные: знание о периодах постэмбрионального развития – ювенальный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
- личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
1. Кейс Постэмбриональное развитие (Приложение 1)
2. Карточка Задание № 1 (в форме ОГЭ) (Приложение 2)
3. Карточка Тест дл закрепления (приложение3)
4. Оценочна табличка для проведения этапа рефлексия (приложение 4)
Содержание урока
Этап / подэтап учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1) Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Проверка готовности к восприятию новой информации. Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места ученика.
Приветствуют учителя
2) Проверка домашнего задания в форме ОГЭ
Учитель: у вас на столах карточки с заданиями в форме ОГЭ. Самостоятельно на листочках выполняете. Потом обмениваетесь листочками и проверяем.
Самостоятельная в форме ОГЭ в 2 варианта. После выполнения учитель вывешивает на доску эталон ответов.
Выполняют задания на карточках.
Взаимопроверка
3) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
(Мотивационная актуализация, формулирование темы урока)
Разработка плана урока
Учитель еще раз обращает внимание учеников на схему Онтогенез и его периоды и отмечает, что основную часть жизни организма составляет постэмбриональный период, изучению которого будет посвящен сегодняшний урок.
лайд 4
На основании сказанного, давайте попытаемся определить тему нашего урока.
Постэмбриональный период развития.
Слайд 5
Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.
Определите цель урока.
Онтогенез организма
Эмбриональный
период
Постэмбриональный
Дети формулируют тему, ставят цель урока
Этап усвоения новых знаний
1)Индивидуальная работа, работа с текстом
Заполнение таблицы
Анализ информации
Выступление ученицы (задание было дано заранее) со стихотворением о рождении.
Так, переходным этапом между эмбриональным и постэмбриональным периодами является рождение. Но каждая особь по-своему приходит в этот мир, и сейчас мы рассмотрим с вами основные типы рождения( просмотр видео)
Понятия о рождении как первый этап постэмбрионального развития
Задание к схеме: привести примеры организмов, которым характерен каждый из этих типов рождения.
Учитель: Следующее задание будет сравнить строение и образ жизни организмов на разных этапах развития организма. Вам дан текст учебника и кейс с дополнительной литературой. Нужно заполнить 2 таблицы и проанализировать их.
Кейс. Постэмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие– период от рождения или выхода их яйцевых оболочек до смерти: сопровождается ростом (определенным, неопределенным).
Оно подразделяется на три периода – ювенильный, пубертатный и период старения.
Первый период,ювенильный,продолжается до окончания полового созревания.
Постэмбриональное (послезародышевое) развитие может бытьпрямымилинепрямыми сопровождатьсяполнымилинеполным превращением.При прямом развитии из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Дальнейшее развитие сводится в основном к росту и половому созреванию. При непрямом развитии из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного. Если личинка имеет органы, исчезающие у взрослого животного, такое развитие называютнепрямым с превращением (земноводные, насекомые). Например, хвост и жабры есть у головастика, но отсутствуют у взрослой лягушки. Превращение может бытьполным и неполным.
Задание.
1. Сравните строение и образ жизни майского жука на стадии личинки и взрослого насекомого. Заполните таблицу:
Признаки для сравнения
Личинка
Взрослое насекомое
Место обитания
Питание
Строение тела:
-форма тела
-отделы
-окраска
-органы чувств
2. Сравните строение и образ жизни головастика и взрослой лягушки. Заполните таблицу:
Признаки сравнения
Головастик
Лягушка
Среда обитания
Питание
Органы дыхания
Отделы тела
Окраска
Объясните, какие преимущества даёт организмам непрямое развитие.
Ученица:
Прошло с тех пор немало лет,
Когда свершилось чудо,
Когда явился ты на свет
Неведомо откуда.
Бывает в жизни только раз
Подобное явленье,
Поэтому позволь тебя
Поздравить с днем рожденья.
Работают с учебником, выписывают примеры.
Работают с учебником и дополнительной литературой, заполняют таблицу, сравнивают данные, анализируют и делают выводы о прямом и не прямом развитии.
Ученики объясняют
Второй период – пубертатный – т.е. период зрелости.
Третий период – старение. Старение - это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования. Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма.
2) Этап проверки понимания учащимися нового материала
Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону. (задание в форме ОГЭ)
Задание 1. Установите соответствие между животными и типами их постэмбрионального развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Нильский крокодил
Остромордная лягушка А. прямое
Гребенчатый тритон Б. непрямое
Живородящая ящерица
Среднеазиатская черепаха
Обыкновенная жаба
Серая жаба
Озерная лягушка
Обыкновенный уж
Домовой воробей
Бурый медведь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Учащиеся выполняют письменно задание,
осуществляют взаимопроверку на основе выполненного письменного задания
Динамическая пауза (ФМ)
Физкультминутка
Разминка для глаз
Выполняют упражнения
Заключительная часть урока:
1) Этап закрепления нового материала
Выполнение теста в форме ОГЭ
2) Рефлексия
(подведение итогов урока)
Выполните тест
Задание 1. Выберите три варианта из шести
У насекомых с неполным превращением
A. три стадии развития
B. внешнее оплодотворение
C. личинка похожа на кольчатого червя
D. личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым
E. за стадией личинки следует стадия куколки
F. личинка превращается во взрослое насекомое
Задание 2. Выберите несколько вариантов ответа
Животные с непрямым постэмбриональным развитием
A. Млекопитающие B. Птицы C. Земноводные D. Пауки E. Тараканы
Задание 3.Выберите один вариант ответа
Как называется период от рождения до конца жизни?
A. оплодотворение
B. постэмбриональное развитие
C. индивидуальное развитие
D. эмбриональное развитие
Учитель подводит итоги урока
Выставление оценок.
Заполните табличку и выставите себе баллы за каждый этап урока и поставьте оценку ваших знаний за весть урок
Ф.И.О.
Проверка домашнего задания
(взаимороверка)
Работа на уроке
(с текстом, заполнение таблицы)
Этап проверки усвоения нового материала в форме задания на соответствие
(взаимопроверка)
Этап закреплении (тест)
Самооценка за урок
Выполняют тест, самопроверка
3) Информация о домашнем задании
27; составить словарь урока ( все ученики); составить шесть тестов по выученному материалу ( 26-27) ( высокий уровень).
Записывают Д/З в дневник