Конспект урока по теме «Учимся писать сочетания жи, ши» | Орлова Валерия Александровна. Работа №314437
Работа на начальной ступени обучения строится на основе федеральных государственных стандартов второго поколения. В соответствии с ними приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Такой подход существенным образом изменил порядок взаимодействия педагога и обучающегося. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его личностного и индивидуального развития; мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение запланированного результата: воспитание индивидуальности и самостоятельности каждого ребенка. В своей педагогической практике эту проблему я решаю, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Работая в 2017-2018 учебном году по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, я пришла к выводу, что именно метод проектов оптимально сочетается с основными принципами этой системы, что позволяет вводить проектную деятельность практически с первых дней школьного обучения.
РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Работа на начальной ступени обучения строится на основе федеральных государственных стандартов второго поколения. В соответствии с ними приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Такой подход существенным образом изменил порядок взаимодействия педагога и обучающегося. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его личностного и индивидуального развития; мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение запланированного результата: воспитание индивидуальности и самостоятельности каждого ребенка. В своей педагогической практике эту проблему я решаю, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Работая в 2017-2018 учебном году по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, я пришла к выводу, что именно метод проектов оптимально сочетается с основными принципами этой системы, что позволяет вводить проектную деятельность практически с первых дней школьного обучения. Компоненты системы Л.В.Занкова включают в себя:
• достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
• раскрытие перед учащимися целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; определение ведущей роли теоретических знаний; осознание процесса учения; прохождение учебного материала быстрым темпом; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся;
• типическими свойства системы преподавания являются: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
• приоритетная форма организации обучения - от ученика. В процессе обучения учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения спорных вопросов (коллизий), нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности. На уроке ученик сам делает открытие, а не получает знания в готовом виде. Делая открытие, ребёнок использует ранее полученные знания, переносит их в новые условия, находя сходство и различие. Практически на каждом уроке школьники рассматривают новую ситуацию, решая один или несколько проблемных вопросов. В основе каждого проекта также лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника — «проект» и т.д. Существует точка зрения, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Мой опыт позволяет говорить о том, что проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, разумеется, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Однако введение в систему обучения проектной работы следует осуществлять постепенно. На первых этапах обучения речь идет, скорее, о решении проектных задач. Чем же отличается проектная задача от проекта? Под проектной задачей я имею в виду задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта). Отличие от проекта заключается в том, что для решения этой задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных. В качестве примера можно привести введение на уроке математики в 1 классе понятия «задача». На этом уроке обучающиеся определяют, чем математическая задача отличается от текста, какие существуют составные части задачи. В результате нескольких последовательных шагов, анализируя предложенный материал, дети делают выводы о том, что не каждый текст является задачей, выделяют компоненты задачи (условие, вопрос, решение, ответ). К концу урока формируется новый проектный продукт: конкретное представление о математической задаче. Решение проектных задач осуществляется чаще всего в ходе групповой работы. Подобная организация деятельности имеет несколько положительных эффектов:
• обучающиеся получают эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения;
• пробуют свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
• приобретают опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование). «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно», - считал Л. Выготский.
Таким образом, в ходе решения проектных задач дети получают необходимую им базу для перехода к более сложной деятельности. Следующим шагом становится организация непосредственно проектной деятельности. Анализ моего опыта ведения проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет с уверенностью сказать, что успешный проект строится на сильных сторонах обучающегося, его внешнего окружения. И в начальной школе эта работа определяется целью, направленной на развитие личности и способностей каждого ребенка, при этом педагог ориентируется на умения и навыки, которые сформировались в дошкольный период. Все дети от природы любознательны. Но уровень подготовки к исследовательской деятельности у всех детей, разумеется, разный. Есть дети, чья природная любознательность поддерживалась и развивалась еще в дошкольном возрасте. Эти ученики уже мотивированы на исследовательскую деятельность. У второй группы обучающихся подобная склонность еще не сформирована. Поэтому в работе учителя начальных классов определяются две задачи: первая – поддержание и дальнейшее развитие интереса у детей, мотивированных на проектно-исследовательскую деятельность, и вторая – деформирование подобной мотивации у тех обучающихся, у которых ее пока нет. Работа с первой группой детей заключается в том, чтобы познакомит детей с многообразием источников информации (книги, цифровые носители и т.д.), научить получать нужные данные, анализировать их, делать свои выводы, представлять результаты своей работы. Работа со второй группой имеет цель мотивировать учеников к исследовательской деятельности, а затем сформировать умение находить ответы на поставленные вопросы, развивать уверенность, смелость и способность взаимодействовать в группе. Таким образом, мы выделили две условные группы в составе класса: группа детей, у которых интерес уже сформировался и группа, у которой интерес предстоит сформировать. Однако в процессе работы никаким образом не стоит подчеркивать это разделение. В противном случае у детей второй группы может возникнуть неприязнь и потеря ими интереса к исследовательской деятельности вообще. Эффективно организовать взаимодействие всех обучающихся в ходе проектной деятельности позволяет коллективная работа всего класса над одним проектом. Преимущество этого способа организации состоит в том, что, внося свой посильный вклад в общую работу, ребенок присваивает общий результат и воспринимает его как собственный. Повышается самооценка детей обеих групп, которая приводит к дальнейшему развитию личности. Первым исследовательским проектом, выполненным в 1 классе, стал проект по математике «Любимая цифра». Планируемыми результатами проекта были: подведение итога изучения темы “Числа от 1 до 10 и число 0”; знакомство родителей с учебными достижениями учащихся; повышение интерес к предмету математика; сплочение детского и родительского коллектива через участие в совместном проекте. Работая по проекту, дети ответили на вопросы:
• Что такое число и что такое цифра?
• Как пишутся цифры?
• Как люди научились считать?
• Как числа получили имена?
• Как мы используем числа в нашей жизни? Продуктом проектной деятельности стали изготовленные самостоятельно из различных материалов цифры, сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений и загадок о числах, презентация «Откуда пришли числа». Совместно с родителями провели в классе «Праздник числа», где представили подготовленный материал и познакомились с новыми играми с числами. Наконец, результатом работы стала презентация проекта на конференции проектной мастерской «Эврика» обучающихся 1-4 классов лицея. Однако необходимо помнить, что понятие «проект» не равнозначно проекту «исследование». Исследовательский проект представляет собой, пожалуй, самый сложный вид проектной деятельности. Исследовательская деятельность подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их теоретическую и экспериментальную проверку. Проектная работа может осуществляться и без исследования. Это реализация конкретного замысла, составление плана по его достижению и действие, творчество по плану. Поэтому в начальных классах целесообразно проводить игровые (ролевые) и творческие проекты, которые максимально раскрывают возможности детей. Очень часто результатом таких проектов становятся концерт или праздник. Так, в этом году итогом ролевого проекта «Мы – лицеисты» стал праздник «Мои первые каникулы», творческого проекта «Наши пушистые друзья» - мероприятие «День кошек». Эти проекты вызвали большой энтузиазм не только детей, но и родителей. Очень важно то, что в процессе подобной деятельности у детей появляется чувство коллективизма, переживание общей радости. Ведь для обучающихся начальной школы особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс. Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы обучающегося. Заранее планируя, какой будет доминирующая деятельность, учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение обучающимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Главной трудностью, по моему мнению, при работе над проектами в начальной школе, является определение границы помощи взрослых. Разумеется, ребенок 7-8 лет не может выполнить весь объем работы самостоятельно. Привлекая к работе родителей, необходимо объяснить им, что задание необходимо выполнять вместе с ребенком, а не вместо него. Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Участник проекта должен действовать максимально самостоятельно, используя помощь взрослого лишь в самых трудных вопросах. Если в заданных рамках обучающийся совсем ничего не сможет делать без помощи взрослого, такое задание нельзя поручать ему как проект. Когда часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) делает вместе со взрослым, то в дальнейшем он уже сможет работать самостоятельно; если же ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то ребенок так и не научится выполнять эту работу. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, вырабатывает способность к самоконтролю и переживанию, получает яркие эмоции. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.