Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока по теме "Японские хокку(хайку)" | Ноздреватых Екатерина Валентиновна. Работа №346066

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок по теме "Японские хокку(хайку)" соответствует требованиям к современному уроку. Урок-знакомство с загадочной страной Японией,ее культурой,традициями. Обучающиеся познакомятся с литературными шедеврами Японии - трехстишиями(хокку). Обучающиеся изучат биографию ярких поэтов Японии- Мацуо Басе, Кобаяси Иса.

Тема: Японские хокку (хайку). Особенности жанра
Цель урока: познакомиться с японской национальной культурой; выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии; формировать умение анализировать хокку; продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением; воспитывать чувство прекрасного.
План.результаты :
Предметные:дать понятие о японском стихотворении – хокку или хайку;
- изучить жизненный и творческий путь японских поэтов Мацуо Басё и
Кобаяси Исса;
Метапредметные: ориентироваться в справочной литературе;отвечать на вопросы учителя;находить нужную информацию в учебнике.
Личностные:осознавать личностный смысл учения;
Тип урока:изучение нового материала.
Оборудование:презентация “Хокку”
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Эти и объясняется непреходящий интерес к Японии. Возможно, наш урок послужит для вас, ребята, своеобразным открытием этой страны, познакомит вас с культурными традициями Японии, литературой, которую справедливо называют душой народа.
2.Проверка домашнего задания (по статье учебника).
Учитель:
-Из статьи учебника вы знаете, что хокку -краткое лирическое стихотворение. А в чём достоинство короткого стихотворения? (можно сжато передать свою мысль).
-Что является предметом изображения в хокку?(природа).
-Чем хокку отличается от пословицы?
-Что роднит хокку с живописью?
-Как нужно читать трёхстишия?
-Почему поэты не стремились растолковать до конца всё в своём хокку?
(задача поэта -разбудить воображение).
- Назовите имена поэтов- авторов хокку. Кто из них считается основоположником этого жанра?
3.Слово ученика о Мацуо Басё.
В 1644 году у небогатого самурая родился Сын Мунэфуса-будущий великий поэт. Отец его и братья были людьми образованными, преподавали каллиграфию. Став взрослым, юноша пошёл на службу к местному феодалу. Казалось, его жизнь будет спокойной и безбедной. Но вдруг, к удивлению и протесту родных, оставил службу и отправился в город. Он писал стихи и мечтал их напечатать . Талант его был оценён. Журналы опубликовали его стихи, он часто выступал на поэтических турнирах. Но известность не принесла ему богатства. У него, как говорится, не было ни кола, ни двора. Один богатый ученик подарил ему хижину. Поэт посадил рядом банановые саженцы, которые он очень любил. А стихи стал подписывать словом Басё, что значит банановое дерево. Поэт не стеснялся своей бедности. Он считал, что главное - уметь видеть красоту, понимать её, заниматься любимым делом и быть независимым. Однажды его постигло ненастье - сгорела хижина и весь нехитрый скарб. Он писал:
Странник! Это слово
Станет именем моим.
Долгий дождь осенний.
Поэт отправился по дорогам Японии. Терпел нужду, холод и голод. Друзья построили для него новый домик. Но, немного прожив там, Басё вновь отправился в путь. После каждого путешествия- новый сборник стихов. А в стихах - зарисовки сельского быта, картины природы, размышления о жизни. У Басё было много учеников, которые совершили целый переворот в японской поэзии. Нет японца, который бы не знал на память хотя бы несколько хокку Басё. В Японии ценят и любят его стихи. На нашем уроке вы услышите хокку Басё и других японских поэтов.
4.Вопросы-информаторы. Учащиеся должны найти ответы на эти вопросы в статье учебника.
1) В русской народной поэзии ива - символ грусти. Не зря в песне поётся ивушка плакучая. Почитайте хокку, которое доказывает, что и у японцев- ива тоже олицетворение грусти, печали.
Все волнения, всю печаль
Твоего смиренного сердца
Гибкой иве отдай.
2)Один из журналистов, работающий в Японии, писал, что расцветка повседневного кимоно (национальной одежды) напоминает о сером морском песке, о разбросанных на нём водорослях, о замшелых камнях, о свинцовой глади океана. Эти цвета японской природы соответствуют мировоззрению буддизма ( одной из традиционных религий страны), находящего в них непостижимую красоту. Непостижимая красота неброского, обыденного…. Не о ней ли говорит Басё в одном из своих хокку?
Проталина в снегу.
А в ней - светло-лиловый
Спаржи стебелёк.
3)А теперь обратимся к хокку другого известного японского поэта
Кабаяси Исса.
В июле и декабре японцы отправляются туда, где родились и выросли. После свидания с родиной они возвращаются нагруженные изделиями местных умельцев, маринадами и копчёностями домашнего изготовления. От взгляда на деревянную куклу, выточенную деревенским соседом, от смакования сливы, замаринованной по деревенскому рецепту, от фотоснимков родных мест теплеет у японца на сердце. Всё, что раньше казалось привычным, вдруг чудесно преображается и кажется самым красивым. И тогда в памяти возникают строки поэта Исса о родине. Прочтите эти строки.
На родине моей
Цветёт вишнёвым цветом
И на полях трава.
4)У японцев принято всей семьёй сидеть и любоваться каким-то природным явлением. Расцветает японская вишня-сакура, и все соседи семьями рассядутся кружком под вишнями, будут любоваться нежно - розовыми цветками. В этот час они ощущают себя одной большой семьёй, которая будет вместе и в труде , и на отдыхе. Найдите хокку, которое могли бы прочитать японцы в этот час.
Чужих меж нами нет.
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
5. Прослушивание музыкальной пьесы Равеля Императрица статуэток.
6.Выступление учащихся о японских традициях .
Матрёшка.
- Знаменитая русская матрёшка уходит своими корнями к японской кукле кокэси. Первую русскую матрёшку из восьми фигур, изображающую девочку в сарафане и платочке, создал московский художник Сергей Малютин. В 1898 году в Москве на ярмарке он приобрёл японскую деревянную куклу, выточенную в форме яйца, внутри которой можно было обнаружить другую. На токарную форму было нанесено изображение седоусого старика . Расписана была игрушка блёклыми красками. Малютин попросил токаря изготовить форму, а расписал игрушку по-своему . И дал ей простое русское имя- Матрёша.
Потом таких кукол стали вытачивать и другие мастера. Прижилась она и на нижегородской земле, в Семёнове. В отличие от японской – наша кукла - любимая игрушка детей младшего возраста. В Японии кукла имеет другое предназначение. Ими украшают дома. Это предмет любования во время празднования Дня мальчиков и дня девочек.
И ты постояльцев
Нашла весной, моя хижина.
Станешь домиком кукол.
Праздник девочек.
Вот из домика вышли…
Разве ваши лица могла я забыть?
Пара праздничных кукол?
( Ёса Бусон)
Взрослая девушка, увидев свои куклы. Вспоминает чудесный детский праздник. 3 марта отмечается в Японии день девочек -Фестиваль кукол- Хина мацури. Это добрый и тихий праздник. Особенно его ждут девочки от 7-ми до 15 –ти лет. В этот день они с мамами в нарядных кимоно ходят в гости, дарят и получают подарки, угощаются сладостями и любуются куклами. После праздника их аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года.
Физкультминутка.
Праздник мальчиков.
5 мая отмечается праздник мальчиков. Он называется танго – но сэкку. Этот праздник ассоциируется прежде всего с воинскими доблестями и достоинствами. На верхней ступеньке всегда устанавливается кукла -самурай в полном боевом облачении. Самурай - это японский рыцарь. Кукла не только должна радовать глаз ярким убранством, но и воспитывать в мальчиках смелость, настойчивость, силу духа, стремление к победе, то есть качества, необходимые самураю. Давно уже нет в Японии самураев, но обычаи праздника сохраняются, ведь настоящий мужской характер неплохо иметь и современным молодым людям.
Едкая редька и суровый
Мужской разговор
С самураем.
Веера.
В Японии есть понятие изящные досуги. Одним из таких досугов является изготовление веера.
Веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира. На веере преподносили подарки.
О ветер со склона Фудзи!
Принёс бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
Оригами.
Оригами- очень древнее искусство. Ему столько же лет. Сколько и бумаге, которую изобрели в Китае более двух тысяч лет назад. Из Китая бумага перекочевала в Японию. Она была очень дорогой, и её использовали только в храмах. На свадьбах жених и невеста обменивались бумажными бабочками. Со временем бумажные фигурки превратились в игрушки для детей. Это искусство японцы называли оригами ( ори- складывать, гами - бумага).Столетия существовало это искусство в Японии, а сейчас распространилось по всему миру.
Икэбана.
Ещё один изящный досуг – икэбана – искусство составления букетов. Каждая композиция-это символ живой природы, внесённой в дом. По законам икэбана, букет должен состоять из растений разной высоты: высокие - небо, средние - человек, низкие- земля. В икэбана должно быть 5 цветков ( или кратное пяти). Искусству составления букетов обучают детей с малого возраста.
Икэбану дарят родным или друзьям на праздник или просто из добрых чувств, расположения друг другу. В доме каждого японца есть специальная ниша в стене - таконома, где на низкой подставочке всегда стоит ваза с живыми цветами. Иногда водном букете сходятся цветы, никогда в природе не растущие рядом. Владимир Цветов- автор книг о Японии, писал, что однажды в семье знакомого японца увидел хризантемы в обрамлении причудливо изогнутых сосновых веточек. Его поразило непривычное сочетание растений и их утончённая красота.
Глядя на эту композицию, он вспомнил хокку:
Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Хризантемы - национальный цветок Японии. Он стал предметом воспевания поэтов и художников. В этой стране есть Праздник Хризантем.
Праздник Хризантем.
9 сентября вся Япония отмечает Праздник Хризантем. Вовсех городах встречаются хризантемные строения и клумбы. По улицам ездят машины, украшенные разноцветными хризантемами.Цветы для выставки выращивают школьники, сотрудники фирм и парков, домохозяйки - все желающие!
На кусте хризантемы оставляют только один бутон, срезая все лишние бутоны. Тогда единственный цветок вырастает огромных размеров.Японские дизайнеры создают из хризантем огромные фигуры реальных исторических лиц, героев легенд и персонажей литературных произведений.Каркас куклы делается из бамбука, голова и руки - из папье-маше. Остальное - это хризантемы разных размеров и окраски. Каждую неделю мастера обновляют цветы. В Японии есть орден хризантем. Это самая высшая и почётная награда.
Это растение воистину окружено любовью и заботой. Есть поверье, что собранная с хризантем роса продлевает жизнь.
И мотылёк прилетел.
Он тоже пьёт благовонный настой
Из лепестков хризантем.
Лепестки хризантем даже заваривали в чай.
Чайная церемония.
Другая неотъемлемая часть японской культуры и жизни японцев- чайная церемония. Не случайно говорят не чаепитие, а церемония. Пьют чай, медленно поднося чашку ко рту. Сама церемония состоит из двух процессов: кипячения воды, заварки чаем (в порошке) и подготовке чайной посуды. Всё с особым церемониальным движением руки и при неподвижно строгом лице. Готовясь к чайной церемонии, тщательно подбирают букеты цветов, посуду для чая. Место чаепития - специальный чайный павильон в стороне от мирской суеты. Эта средневековая традиция сохранилась и до наших дней. Журналист Цветов вспоминал, как однажды он стал участником такой церемонии, где все разливали чай в чашечки и начинали, не торопясь , пить чай. Все говорили так тихо, наливали чай и расставляли налитое так осторожно, что и гости из России тоже стали брать чашки и ставить их на стол медленно – медленно. Все двигались словно завороженные.
Пьёт свой утренний чай
Настоятель в спокойствии важном.
Хризантемы в саду.
7 . Заключительное слово учителя.
Особенностью японской культуры является то, что человек не воображает себя господином природы, которую он должен покорять. Наоборот, жители Страны Восходящего Солнца любовно вглядываются в природу, взаимодействуют с ней, стараясь не нарушить её. Они умеют понимать и чувствовать её. А все мысли и чувства человека, как известно, находят отражение в литературе, в поэзии.
8.Рефлекия
Сегодня на уроке я знал (узнала)…
Мне было интересно…
9. Итоги, оценки.
10.Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на предложенное хокку.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×