Статья Конспект урока "Реактивное движение" 9 класс. Автор: Кузькина Марина Юрьевна

Автор: Кузькина Марина Юрьевна
 

Цели урока для учащихся:

 

- выяснить, за счёт чего происходит реактивное движение;

 

- выяснить особенность реактивного движения;

 

- применить закон сохранения импульса для случая реактивного движения.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

- ввести понятие реактивного движения;

 

- распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;

 

- способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.

 

- подчеркнуть взаимосвязь с другими науками; развивать мышление учеников путем самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой,

 

Воспитательные:

 

- способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

 

- активизировать деятельность учащихся на уроке.

 

- способствовать развитию чувства гордости за свою Родину;

 


Автор: Кузькина Марина Юрьевна
Урок по теме: Реактивное движение
Цели урока для учителя:
- проверить степень усвоения теоретического материала по теме “Импульс тела. Закон сохранения импульса”;
- проверить способность применения закона сохранения импульса для решения различного типа задач и для случая реактивного движения.
Цели урока для учащихся:
- выяснить, за счёт чего происходит реактивное движение;
- выяснить особенность реактивного движения;
- применить закон сохранения импульса для случая реактивного движения.
Задачи:
Образовательные:
- ввести понятие реактивного движения;
- распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;
- способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
- подчеркнуть взаимосвязь с другими науками; развивать мышление учеников путем самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой,
Воспитательные:
- способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
- активизировать деятельность учащихся на уроке.
- способствовать развитию чувства гордости за свою Родину;
Оборудование:
Раздаточный материал “Закон сохранения импульса”.
Резиновый шарик.
Тележка легкоподвижная.
Сегнеровое колесо.
Пробирка с водой, подвешенная на нитях к штативу.
Свечки, спички.
Портрет К.Э.Циолковского.
Человечество не остается вечно на Земле, но, в погоне
за светом и пространством, сначало робко проикнет
за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все
околоземное пространство
К.Э. Циолковский
Ходу урока
Этапы
Время
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Организация работы
1-2 минуты
Подготовка к работе на уроке
Объявление темы урока и порядка работы на уроке
Повторение изученного (актуализация знаний)
10 минут
Дифференцированная: - работа по индивидуальным заданиям - участие во фронтальной беседе
Распределение индивидуальных заданий по карточкам и проведение фронтальной беседы с использованием дидактического материала
Приобретение новых знаний
15 минут
Восприятие и запись нового материала
Изложение нового материала в форме диалога с учащимися
Закрепление новых знаний
5 минут
Решение задач по новой теме
Контроль работы учащихся у доски и на местах
Изложение материала развивающего характера
10 минут
Дифференцированное: - сообщения и использованием информационных технологий - восприятие материала сообщений
Оказание необходимой технической помощи учащимся, делающим сообщения
Подведение итога урока, выставление оценок, задание на дом
2-3 минуты
2. Индивидуальная работа по карточкам
Записать закон сохранения импульса для каждого случая:
Вариант 1. На тележках стоят два мальчика разной массы. Отталкиваясь друг от друга, они разъехались на разные расстояния с разными скоростями.
Вариант 2. Мальчик движется на тележке со скоростью . С какой скоростью будет двигаться тележка, если мальчик спрыгнет с неё со скоростью по ходу движения.
Вариант 3. Тело массой m1, движущееся со скоростью , сталкивается с неподвижным телом массой m2. Найти скорости тел после взаимодействия, если они стали двигаться как одно тело.
Вариант 4. Из пушки массой m1 горизонтально вылетает снаряд массой m2. Найти скорость отката пушки.
Вариант 5. Груз массой m падает на движущуюся тележку массой 2m
Вариант 6. Тележка массой 2m, движущаяся со скоростью 2, догоняет такую же тележку, движущуюся в два раза медленней, после чего произошло сцепление тележек.
Вариант 7. Две тележки равной массы движутся навстречу друг другу с одинаковыми по модулю скоростями. После столкновения первая тележка остановилась. Найти скорость второй тележки.
Вариант 8. Пластилиновый шарик, летящий со скоростью , прилипает к стенке.
Вариант 9. Баба с воза – кобыле легче.
При выполнении этого задания вам понадобилась формула для закона сохранения импульса: .
Эта же формула нам понадобится при объяснении нового материала
Вступительное слово учителя:
- Сегодняшний урок будет посвящен практическому применению закона сохранения импульса. Каким образом знание этого закона привело к решению проблемы освоения космоса – вечной мечты человека:
Людей всегда, манили, дали,
Их вечно звали океаны
А космос жил не торопясь
Он был загадочен и страшен
Наш урок проходит в форме конференции. Ваша задача сегодня - внимательно слушать выступающих, участвовать в прениях, оценивать ответы и информационные сообщения, подготовленные вами самостоятельно с использованием учебников физики и дополнительной литературы и в тетрадях делать небольшие записи.
Ведущий1: Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда – нибудь побывать на небесных телах. Впервые фантастическое описание Луны дает Иоганн Кеплер в книге Сон. В 19 в космическое путешествие описал Жюль Верн в романе Из пушки на Луну. Чтобы вырваться в космос, использовались самые разные средства- сны, волшебное питье и даже нечистая сила.
Ведущий 2: Покинуть поверхность Земли и подняться в небо мечтали еще древние греки. До наших дней сохранился миф об Икаре, который сделал себе крылья, склеив их воском. Икар поднялся к Солнцу. Но воск растаял, и храбрец упал в море, от мифов до научных проектов прошли века.
Ведущий 1: Слайд 2
Яркую страницу в истории отечественной науки вписал Н.И. Кибальчич(1853-1881)
Сообщение Краткая биография Кибальчич Н.И.
Ведущий 2: Слайд 3
На пороге 20 века дорогу в космос указал К.Э. Циолковский- ученый мечтатель из Калуги
Он первым увидел в ракете не только игрушку. Забаву, фейерверк для развлечения. А аппарат, который позволит человеку стать гражданином Вселенной
Сообщение К.Э.Циолковский
Ведущий1: Слайд 4
Идеи Циолковского о космических полетах были настолько смелы и оригинальны, что современники считали их утопией и по достоинству не смог оценить его труд. Прошли революции и войны, и в нашей стране стал расти интерес к проблеме ракетных двигателей.
В 1921 году была создана опытно- конструктивная лаборатория для разработки ракет на бездымном порохе.
17 августа 1933 года в Нахабине, под Москвой, осуществлен первый успешный запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, разработанной Ф.А. Цандером, Ю.В.Кондратюком, Н.И. Тихомировым, С.П. Королевым.
Сообщение: О жизни С.П. Королева
Учитель: Все виды транспортных средств, за исключением ракет, для своего передвижения по земле, в воде или по воздуху требуют взаимодействие со средой. Ракета реактивного движения же движется в результате взаимодействия с выбрасываемыми ею же массами
Демонстрация опыта перемещение детского воздушного шарика под действием вытекающей из него струи.
Вопросы:
Учитель: За счёт чего шарик приходит в движение?
Учащиеся: Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух
Учитель: Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Прежде, чем вы попытаетесь сформулировать определение реактивного движения, мне бы хотелось спросить у вас, будет ли являться примером реактивного движения следующий случай: человек спрыгивает с тележки?
Демонстрируется опыт: ученик встаёт на легкоподвижную тележку, спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону
Учащиеся высказывают своё мнение, учитель фиксирует мнения учащихся и их обоснования на доске.
Учитель: Что общего в первом и во втором опытах?
Учащиеся: Тележка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (ученик, воздух).
После этого учащиеся формулируют определение реактивного движения и сравнивают его с определением, написанным на закрытой части доски. Определение записывается в тетрадь:
“Реактивное движение – это движение, происходящее за счёт отделения от тела с какой-то скоростью некоторой его части”. (Реактивное движение – это движение тела, возникающее, в результате выброса этим телом вещества)
Учитель просит учащихся привести примеры реактивного движения и обосновать свой выбор (движение осьминога в воде и др.)
Учитель: А возможно ли реактивное движение в вакууме (без всякой среды)? Шарик летал в воздухе, тележка двигалась по полу, а если среда будет отсутствовать, возможно ли реактивное движение?
Демонстрируется опыт: в пробирку наливается немного воды, она плотно закрывается пробкой и на двух нитях подвешивается к штативу. Пробирку нагревают на спиртовке или свечке, наблюдают пример реактивного движения: пробирка приходит в движение за счёт того, что из неё под давлением водяного пара вылетает пробка
Учитель: Что изменится, если бы этот опыт был проведён в космическом пространстве?
Учащиеся: Необходим другой способ нагревания пробирки, т.к. процесс сгорания топлива без кислорода происходить не будет. На остальное отсутствие атмосферы существенно не влияет. Как только сила давления водяного пара станет немного больше силы трения пробки о пробирку, пробка должна вылететь в одну сторону, а пробирка должна начать двигаться в противоположную сторону.
Учащиеся замечают, что и реактивное движение резинового шарика, и движение легкоподвижной тележки тоже могло бы происходить в вакууме.
После обсуждения учащиеся делают вывод, что для реактивного движения не нужна никакая среда, оно возможно и в вакууме. Эту особенность учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель: А как можно изменить направление движения тела при реактивном движении?
Учащиеся вносят свои предложения. Для подтверждения правильности предположений демонстрируется опыт: сегнерово колесо подвешивают на длинных нитях к штативу, заполняют водой. Оно начинает вращаться за счёт того, что из него по изогнутым трубкам вытекает вода
Учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадь: для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения, необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части.
Слайд 5
Приводиться примеры в живой природе: осьминоги, кальмары, каракатецы, морские моллюски, личинки стрекоз.
Ведущий 1. Слайд 6,7
Прежде чем человек полетел в космическое пространство были запущены космические спутники.. Затем полетели мухи и водоросли.
19 августа 1960г. Пассажирами космического корабля были собаки Белка и Стрелка
Сообщение Первые полеты собак
Слайд 8
Разбирается устройство ракеты, принцип ее действия.
1.Космический корабль
2. Приборный отсек
3.Бак с окислителем
4. Бак с горючим
5. Насосы
6. Камера сгорания
7. Сопло
Ведущий 2. Слайд 9
12 апреля 1961 года радио возвестило всеми миру о полете Юрия Алексеевича Гагарина, который открыл эпоху навигации
Сообщение Биография Ю.А. Гагарина
Летел звездолет
По космической трассе,
И встречные звезды
Сверкали и гасли.
Как мог в безвоздушном
Пространстве повеять
Упругий под птичьими
Крыльями ветер?
Как мог, из каких
Перелетов и странствий,
Он вдруг оказаться
В межзвездном пространстве?...
Итог урока
Вы ознакомились с этапами освоения космоса, увидели значение научного вклада именно русских ученых и космонавтов, отметили успехи современной науки и ее экологические проблемы.
На дом: п.23 учебник
I уровень- ответить на вопросы в конце параграфов
II уровень- составить дополнительные вопросы к параграфам
III уровень – написать отзыв – рецензию на сегодняшний урок
1
1
2
3
4
5
6
7
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x