Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"" | Орлова Татьяна Викторовна. Работа №364850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект открытого урока русского языка для 3 класса с заданиями по функциональной грамотности. На этапе чистописания повторили характеристику шипящих звуков, роль мягкого знака. Исследовали данные в чистописании слова. Определили проблему – почему в одних словах после шипящих пишется Ь, а в других нет, какова роль Ь после шипящих в именах существительных.

Вывели тему урока и поставили учебную задачу на урок.

На этапе открытия новых знаний выполнили упражнение на карточке №1, и дети сделали вывод, когда после шипящих в именах существительных надо писать Ь, а когда нет. Ребята работали в парах.

Проверили свой вывод по учебнику.

Орлова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

 

Урок русского языка. 3 класс.

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цель: формирование представлений о способе написания мягкого знака у имён существительных с шипящим звуком на конце;

Задачи: развивать умения работать с текстом, наблюдать, сравнивать, делать вывод;

учить учебному сотрудничеству;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, словарь Ожегова, фото, таблицы по самооценке, таблицы по теме урока.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Повторение.

- Ребята, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составим рассказ об имени существительном.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

это ___________________ (часть речи)

отвечает на вопросы _______? и _______?

обозначает _______________

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ

___________ и _________ ; ___________ и ___________

изменяются по ___________;

имеют ____________.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

1) Чистописание.

ж ш щ ч ь чщ жш шч щж чь щь шь жь

нож рожь шалаш мышь лещ вещь врач речь

 

- Что вы можете сказать про буквы? Какая из них лишняя? Почему?

Запишите эти буквы и соединения в тетрадь.

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Ь

 

показатель мягкости разделительный

 

Запишите слова на следующей строке. Самооценка (оценивают качество письма).

- Что можете сказать про эти слова?

(это существительные, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки, в одних словах есть ь, в других нет)

- Можем ли мы сказать, что здесь Ь - разделительный,

показатель мягкости? Почему?

- Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется).

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Карточка: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Выяснить, когда Ь после шипящих пишется, а когда не пишется)

 

4. Работа по теме урока.

1) Открытие детьми нового знания. Работа в парах. Карточка №1.

- У вас на партах лежат карточки с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь, нож.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? По какому признаку?

Девочкам надо выписать из ряда слов только имена существительные женского рода.

Мальчикам – только имена существительные мужского рода.

(Два ученика работают у доски)

-Чему учились, выполняя это упражнение?

Проверка. Самооценка.

- Что интересного увидели? (У девочек во всех словах есть Ь, у мальчиков нет)

- Какой вывод можно сделать? (В именах существительных после шипящих в ед. числе в женском роде пишется Ь, а в мужском нет).

- Какую же роль выполняет Ь знак в этих словах? (Грамматическую, он указывает на род).

2) Где мы можем проверить, правильно ли мы сделали вывод?

Откроем учебник на с. 31, прочитаем правило.

3) Физкультминутка.

Имя существительное –

Очень удивительное:

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака отрицательно качайте головой.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

5. Первичное закрепление.

1) Работа в парах (разложить на парте карточки)

- Составьте алгоритм (порядок) действий при написании существительных с орфограммой

«ь после шипящих».

имя существительное

 

шипящий на конце

 

род

ж. р. м. р.

Ь Ь

Проверка. Такая же схема появляется на доске.

2) Работа с учебником (у доски). Упр. 55 с.32. Один ученик 3 пары слов, затем второй работают у доски. Задание: подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму. Проверка. Самооценка.

Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

- Чему учились, выполняя это упражнение?

 

6. (ФГ) Работа с текстом.

- Ребята, мы сегодня узнали новую орфограмму. А для чего мы ее должны знать? Где она нам пригодится?

- Ребята, кто из вас читает детские журналы? Какие?

На доске карточки: корреспондент, статья, редактор.

- Объясните значение этих слов.

- Где мы можем проверить правильность наших толкований? (В толковом словаре).

Дети зачитывают значения слов из словаря.

- Сейчас я предлагаю вам побывать в роли редактора. Юный корреспондент прислал в журнал статью. (Учитель читает текст.) ( на слайде или распечатанное фото мышки)

- Какова тема текста? Главная мысль? Вид текста (художественный или научный?)

- Как можно озаглавить?

В какой журнал редактор поместит эту статью? (о природе, выбрать из тех, что на выставке)

Текст для учителя:

Мышь-малютка.

Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мышь. Вид этой мышки обитает на разных материках, даже в Африке. В Африке для неё вода - большая роскошь.

Наступает ночь. Кругом стоит тишь. Мышка начинает складывать камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется __ роса. Её мышь и пьёт.

Питается _ малютка насекомыми, семенами, бобами. Любит и рожь.

 

Работа в парах. Карточка №2. (Детям надо прочитать и исправить).

Текст для учащихся:

___________________

Может ли мыш уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мыш. Вид этой мышки обитает на разных материках, даже в Африке. В Африке для мышки вода - большая роскош.

Наступает ноч. Кругом стоит тиш. Мышка начинает складывать камушки перед входом в норку. Зачем? Так мышка готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется водяная роса. Её мыш и пьёт.

Питается маленькая малютка насекомыми, семенами, бобами. Любит и рож.

 

У вас на столах есть карточка №2.

Задание: проверить грамотность статьи, можно ли ее в таком виде помещать в журнал?

Если вы с чем-то не согласны, вам надо исправить - редактировать.

-На какую орфограмму были допущены ошибки?

 

Р

ечевые ошибки (повторы

+

водяная роса

+тепло из тёплой н

орки +

маленькая малютка

)

Проверка.

Речевые ошибки тоже исправляете. После этого зачитываете правильный текст.

Найдите в тексте

еще слова с

мягким знаком. Какую роль выполняет ь в этих словах?

Чему учились, работая с текстом?

 

7. Домашнее задание: с.33 упр. 57 (ОБЯЗАТЕЛЬНО разобрать)

8. Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы перед собой поставили?

- Удалось ли нам её решить? Чему учились на уроке?

- Когда в именах существительных после шипящих надо писать Ь?

- Оцените свою работу за весь урок.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Самостоятельная работа по уровням.

№1. Вставьте в словах, где надо ь.

Лещ…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, стриж…, меч…, морж… .

Доч…, печ…, мыш…, молодёж…, вещ…, ветош… .

№2. К данному имени прилагательному подберите имя существительное. Оно должно быть с шипящим на конце. Допишите. Укажите род. Выделите орфограмму.

Скорая помощь, тёмная _____, родная ______, солнечный _____, колючий ______, цветной _______________.

Проверка. Скорая (помощь), тёмная (ночь), родная (дочь), солнечный (луч), колючий (ёж), цветной (карандаш).

№3. Игра «Четвёртый лишний». В каждой строке найди лишнее слово. Подчеркни. Объясни свой выбор.

Карандаш…, плащ…, мыш…, шалаш… .

Кирпич…, мелоч…, ноч…, доч… .

Туш…, ключ…, вещ…, печ… .

Грач…, помощ…, палач…, калач… .

Проверка. Самооценка.

 

Дополнительно карточка или упр.54 с.32.

Составьте и запишите предложения из данных слов, вставляя пропущенные буквы:

1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3) на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×