Конспект урока русского языка по теме "Омонимы и паронимы" | Мельникова Лариса Владимировна. Работа №282321
Автор: Мельникова Лариса Владимировна
Конспект урока русского языка
по теме «Омонимы и паронимы».
Город: Новокузнецк
Школа: МБОУ СОШ №2
Класс: 10
Учитель русского языка: Мельникова Лариса Владимировна
2021
Методическое обоснование урока
Урок предназначен для закрепления знаний об основных группах лексики (омонимы, паронимы),развития аналитических навыков учащихся, навыков различения в речи омонимов и паронимов, углублять понятия о словах и лексических значениях слов, однозначности и многозначностью, прямом и переносном значении, о роли переносных значений в создании образной речи, совершенствовать навыки работы учащихся со словарями, обогащать словарный запас, прививать любовь к родному языку.
Цель урока: систематизировать знания об омонимах и паронимах; наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи.
Задачи:
1. Обучающие:
· закрепить определение понятий омонимы и паронимы;
· проанализировать особенности использования омонимов и паронимов в речи;
· формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка, основанные на омонимии.
2. Воспитательные:
· формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
· воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка;
· формировать умение работать в коллективе.
3. Развивающие:
· развивать логическое мышление, речь учащихся;
· развивать умение находить и обрабатывать информацию;
· развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
· развивать познавательный интерес.
· Оборудование: компьютер, словарь (толковый),дидактический раздаточный материал, фрагмент из фильма «Двенадцать стульев».
Конспект урока русского языка
по теме «Омонимы и паронимы».
Город: Новокузнецк
Школа: МБОУ СОШ №2
Класс: 10
Учитель русского языка: Мельникова Лариса Владимировна
2021
Методическое обоснование урока
Урок предназначен для закрепления знаний об основных группах лексики (омонимы, паронимы),развития аналитических навыков учащихся, навыков различения в речи омонимов и паронимов, углублять понятия о словах и лексических значениях слов, однозначности и многозначностью, прямом и переносном значении, о роли переносных значений в создании образной речи, совершенствовать навыки работы учащихся со словарями, обогащать словарный запас, прививать любовь к родному языку.
Цель урока: систематизировать знания об омонимах и паронимах; наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи.
Задачи:
Обучающие:
закрепить определение понятий омонимы и паронимы;
проанализировать особенности использования омонимов и паронимов в речи;
формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка, основанные на омонимии.
Воспитательные:
формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка;
формировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
развивать логическое мышление, речь учащихся;
развивать умение находить и обрабатывать информацию;
развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
развивать познавательный интерес.
Оборудование:
компьютер, словарь (толковый)
,
д
идактический раздаточный материал,
фрагмент из фильма «Двенадцать стульев».
Список литературы: Русский язык : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / [Гольцова]. – М. : Просвещение, 2021.
План и хронометраж урока:
Этапы урока:
Методы и приемы:
Хронометраж:
I. Организационный.
Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее.
2 мин
II. Проверка домашнего задания.
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, педагогическое требование.
5 мин
III. Актуализация знаний.
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, обобщающее
Метод: беседа; Прием: репродуктивная.
5 мин
IV. Изучение нового материала.
Метод: беседа; Прием: репродуктивная.
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, обобщающее.
8 мин
V. Первичное закрепление материала.
Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее слово, ведущее слово, сообщающее, педагогическое требование.
Метод: беседа; Прием: репродуктивная.
15 мин
VI.Итог урока. Обобщение изученного.
Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее, обобщающее.
3 мин
VII.Домашнее задание.
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово.
2 мин
Ход урока развития речи:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1.Организационный этап
Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме
«Лексика». Я предлагаю выполнить задания по пройденному материалу: на
экране сформулированы задания по орфоэпии. Вы знаете, что такого рода
задания есть в заданиях ЕГЭ. Предлагаю вам по очереди прочитать по слову,
правильно поставив ударение в нем.
вероисповЕдание, втрИдорога, газирОванный, диспансЕр, донЕльзя, закУпорить, Издавна, Искра, каталОг, красИвее, мЕльком, наОтмашь, обеспЕчение, оптОвый, приручЁнный, углубИть, тОрты, ходАтайствовать.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний.
Метод: слово учителя; Прием: педагогическое требование, ведущее слово.
Дома вам необходимо было дописать продолжение фразы М.Горького «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей».
Кто готов прочитать нам продолжение, что получилось?
Возможные ответы учеников: Значит, эту одежду необходимо подбирать «по мерке» и «со вкусом», следует в первую очередь учитывать присущее каждому слову значение.
М.Горький«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей»
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово,педагогическое требование.
Метод: беседа; Приём: репродуктивная.
На прошлом уроке мы говорили о многозначности слов, слова имеют общее в лексическом значении.
Какие значения имеет слово «ключ»?
Это слово многозначное?
На чем основано явление многозначности?
В каких значениях это слово будет выступать многозначным?
Как мы назовем другие значения слова ключ?
Возможные ответы детей:
Ключ — инструмент, предназначенный для открытия замко́в. Ключ — родник, естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой. Ключ — секретная информация, используемая криптографическим алгоритмом при шифровании/расшифровке сообщений, постановке и проверке цифровой подписи, вычислении кодов аутентичности. Ключ — движение в характерном и народно-сценическом танце; часть «заключения».
4. Изучение нового материала.
Метод: слово; Приём: педагогическое требование, инструктивное.
Ребята, обратите внимание на экран. Сейчас мы посмотрим фрагмента из фильма «Двенадцать стульев».
Метод: беседа; Приём: репродуктивная.
- Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствует гостья из прошлого?
- Узнали вы её?
-Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?
- Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?
- А сколько слов нужно вам для общения?
- А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В. Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
Возможный ответ детей:
Эллочка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».)
(Эллочка - один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями.)
( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.
А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.)
Лексикология
Метод: слово; Приём: педагогическое требование, инструктивное.
Сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.
А также обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы. И подробно разберем омонимы и паронимы.
Посмотрите на слайд и скажите, как называются выделенные слова?
Метод: беседа; Приём: репродуктивная.
Что называется омонимами? Приведите примеры. Назовите виды омонимов. Приведите примеры полных омонимов.
Различаются омонимы полные и частичные.
Полные омонимы
Заплести косу (волосы). Править косу ( сельскохозяйственное орудие). Загорать на косе (узкая отмель).
Частичная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.
омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);
омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.
Следует различать многозначные слова и омонимы.
В многозначных словах лексические значения связаны между собой.
Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Метод: слово; Приём: педагогическое требование, инструктивное.
Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»
Метод: беседа; Приём: репродуктивная
Что называется паронимами? Приведите примеры. Как пишутся паронимы? К чему приводит смешение паронимов? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
Возможные ответы детей
Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)
Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)
Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)
Возможные ответы детей
Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например:
Около лавки у прилавка стояла лавка.
Возможные ответы детей
Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой. Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.
Возможные ответы детей
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например: абонемент и абонент, желанный и желательный.
Пишутся паронимы по-разному, паронимичные слова никогда не имеют полного совпадения в произношении. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов, нужно обращаться к словарям: толковым, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.
Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя.
Искусный мастер – искусственный мех.
омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);
омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Вы говорите, что это моржиха,
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале
У ленинградцев очки отобрали».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
5.Первичное закрепление материала.
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, сообщающее слово. Задание: записать словосочетания, определить к чему относятся повторяющиеся слова – к омонимам или к многозначным словам. Объяснить свой выбор
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, сообщающее слово.
Минутка занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, сообщающее слово.
У вас на столах есть индивидуальные карточки с заданиями ЕГЭ, где необходимо указать В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно/ верно. Сейчас каждый работает индивидуально, а дальше вместе проверим.
Возможные ответы детей
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
Вариант карточки и ответов:
1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) ГЛИНИСТОЕ полотно дороги стало влажным.
2) Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧЕСКОЙ чеканностью.
3) Она ругала себя за эти мысли и называла их БАБСКИМИ.
4) Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем. - За что так? - За сущую БЕЗДЕЛИЦУ: за песенку...
ОТВЕТ 2
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Мне просто хотелось оставить ему что-нибудь на память. Какую-нибудь БЕЗДЕЛЬНИЦУ.
2) Всё равно его [Андерсена] любовь будет в конце концов БЕЗОТВЕТНОЙ.
3) Надо раз испытать жизнь во всей её БЕЗЫСКУССТВЕННОЙ красоте.
4) Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ лицом пошла навстречу Кистеру, что у него сердце забилось от радости.
ОТВЕТ 1
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.
2) Он волновался и нервничал оттого, что приходится иметь дело с такими БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМИ людьми, как Ефим.
3) В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах я еле поспеваю за ним.
4) Народ стекался туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
ОТВЕТ 4
4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Блестящий, как медный, завертелся по тихой воде жучок ВОДЯНОЙ.
2) Героическое и ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ значение литературы ясно для всех.
3) ВСХОД клевера по жнивью был чудесный.
4) Руками он раскопал одну из ямок, где спрятаны были бутылки с ГОРЮЧЕЙ смесью.
ОТВЕТ 2
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) – Узнал! – сказала Татьяна, в представлении которой, как и каждой матери, её ГОДОВОЙ сын был уже сознательным человеком.
2) Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДОЕ и открытое.
3) [Дети] с особенной радостью ждали её появления, ибо знали, что вместе с ней явится полфута каких-нибудь сластей: пряников, ГРЕЦКИХ орехов.
4) Крестьянин взял оружие и стал ГРОЗНЫМ партизаном, истребителем угнетателей.
ОТВЕТ 1
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Ужиков сидел на отдельной скамейке. Все эти дни он держался нахально, ГРУБИЛ мне и колонистам, посмеивался и вызывал к себе настоящее отвращение.
2) Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов.
3) Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.
4) В моей жизни это было самое ПАМЯТНОЕ событие.
ОТВЕТ 2
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Честь считать себя ДИПЛОМАНТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей.
2) Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов.
3) Из всех слов Витька выбрала самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое.
4) Глядя, как с каждым днём ГРУБИЛИ мои руки и развивались плечи, [отец] похваливал меня.
ОТВЕТ 4
8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Оля не воевала с матерью, не ДЕРЗАЛА ей, но она перестала повиноваться матери.
2) Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
3) Девять дней хворал Иванушка, на десятый день ПРЕСТАВИЛСЯ.
4) Ковалёв был чрезвычайно ОБИДЧИВЫЙ человек.
ОТВЕТ 1
9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой.
2) Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.
3) За большие ПРОСТУПКИ наказывали тогда студентов солдатчиной.
4) На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос.
ОТВЕТ 4
10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Стол её нельзя, однако ж, было назвать отличным. Картофель, ветчина и ЛУКОВЫЙ суп - главные основы его.
2) Ознакомьтесь с новым ШТАТНЫМ расписанием.
3) Оксана получила у него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка.
4) Слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут ПОСТУПКОМ, а между тем эти слова могут смутить, погубить молодые сердца.
ОТВЕТ 3
Крем косметический – крем для торта (многозн.)
Иглы ели – иглы ежа (многозн.)
Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.)
Девичья коса – острая коса (омонимы)
Хвост самолета – хвост птицы (многозн.)
Лесной ключ – ключ от замка (омонимы)
Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы
Рубка леса – рубка радиста (омонимы)
Посол огурцов – посол страны (омонимы
1. Лысина – мужское безобразие.
2. Уйти от новой стиральной машины.
3. Ниже пяток не опустишься.
4. Бык иногда пылинку потеряет.
5. Курица - кабану подружка.
6. У смелости затылок мал.
6.Итог урока. Обобщение изученного.
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, сообщающее слово.
Метод: беседа; Приём: репродуктивная
Подведем итоги. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Б.Слуцкий
В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.
Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?
Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.
7.Домашнее задание.
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, сообщающее слово.
Выписать из художественных текстов по 2 предложения с омонимами, синонимами, антонимами, паронимами и объяснить (устно) их роль.
Самоанализ проведенного урока:
Целью этого урока была систематизация знаний об омонимах и паронимах; наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи.
Урок по данной теме проводился в классе с хорошими способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока я ориентировалась на учебные возможности класса.
Все этапы выполнены. На каждом этапе стремилась построить работу таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого в работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе.
Ход уроков в целом прошел продуктивно. Большинство детей активно работали, им был интересен предмет разговора.