конспект урока русского языка в 1 классе "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу -щу." | Людмила Анатольевна Митченко. Работа №337769
конспект урока русского языка в 1 классе "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу -щу."
Учебник "Русский язык 1 класс", автор В.П. Канакина, В.Г .Горецкий. УМК " Школа России
Цели: Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Развивать память, внимание, образную речь.
Планируемые результаты:
Предметные:
создать условия для закрепления детьми написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
содействовать формированию умения учащихся находить буквосочетания;
обеспечить закрепление знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать внимание, память, творческое мышление (умение делать выводы)
Метапредметные:
познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать над формированием логических рассуждений
коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости
регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов усвоения написания буквосочетаний;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия.
Личностные: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Тип урока: решение учебной задачи
Средства обучения: учебник русского языка 1 класс, карточки с написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, картинки с загадками.
Урок русского языка в 1 классе
Разработала МИТЧЕНКО ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, учитель начальных классов МБОУ « СОШ №8» г. Калуги
Учебник «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение» 2011г.
Тема урока: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу -щу.
Цели: Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Развивать память, внимание, образную речь.
Планируемые результаты:
Предметные:
создать условия для закрепления детьми написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
содействовать формированию умения учащихся находить буквосочетания;
обеспечить закрепление знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать внимание, память, творческое мышление (умение делать выводы)
Метапредметные:
познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать над формированием логических рассуждений
коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости
регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов усвоения написания буквосочетаний;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия.
Личностные: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Тип урока: решение учебной задачи
Средства обучения: учебник русского языка 1 класс, карточки с написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, картинки с загадками.
Ход урока
I.Организационный момент.
- На урок зовет звонок,
Начинать пора урок!
-Посмотрите всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
II.Чистописание.
Чч
ча чу чи че чо чё
чашка чайник чулан чугун
- Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква? (сог., глух, мяг.)
-Посмотрите на слоги, которые вы написали. Слоги слияния с какими гласными звуками здесь отсутствуют? Почему?
- Посмотрите на слова, что у них общего? (есть опасные места)
- Что такое опасное место? ( слог, в котором мы можем допустить ошибку)
-Подчеркните опасные места в словах.
III. Актуализация знаний.
-К нам на урок пришла Мудрая Сова. Она хочет посмотреть, как вы усвоили
материал прошлого урока. Для этого она приготовила вам загадки, а отгадки вы запишите в тетрадь.
-Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном
Утром , вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы ... (ласточки)
-Он сложил нам в доме печь
Можно пироги испечь.
Кто же добрый сей умелец? (печник)
- Подчерните орфограмму в этих словах. Назовите её.(чк-чн-чт пиши без ь!)
IV.Самоопределение к деятельности.
-У Мудрой Совы очень много друзей. Вот они (картинки с животными). Напишите кто это. (ужи, мыши, чайка, щука)
- Назовите тему урока. (Правописание жи-ши, ча-ща,чущу)
-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (применять правило на письме).
V. Работа по теме урока.
1) Наблюдение над сочетаниями жи-ши
- Как одним словом можно назвать друзей Совы? (ЖИВОТНЫЕ)
- Назовите первый звук в этом слове. Какой он? (согласный, звонкий парный, твердый непарный)
- звук [ж]-твердый, но после него надо писать букву И.Так люди договорились между собой. Когда-то давно звуки [Ж]и [Ш] были наоборот, мягкими. С тех пор и осталось правило: жи и ши пиши с и.
Работа в парах.
- Придумай с соседом и запиши по два слова с сочетанием жи и ши.
2)Наблюдение над сочетаниями ча и ща,чу и щу
- Мудрая Сова, когда была маленькой, жила в глухом непроходимом лесу. Кто знает, как называется такой лес (ЧАЩА)
- Назови согласные звуки этого слова. Чем они похожи? ([ч] и[щ] всегда мягкие)
Верно. Эти два звука мягкие, но после них не пишется ни я, ни ю. Так договорились люди между собой. Сформулируйте правило про сочетания с этими буквами.(ЧА-ЩА пиши с А, ЧУ-ЩУ пиши с У)
3. Работа по учебнику.
Упр.2 с.116
-Прочитайте. Выполните задание самостоятельно.
-Прочитайте сведения о языке.
-Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?
-Как пишутся сочетания ЧА-ЩА?
-Как пишутся сочетания ЧУ-ЩУ?
VI.Физкультминутка (выполняется под электронное пособие «Физкультминутки»)
VII.Закрепление изученного материала
1) Работа со скороговоркой.
- В чаще, где жила маленькая Сова, было много хищников. И она сочинила вот такую скороговорку.
Волки рыщут, пищу ищут.
-Прочитай скороговорку так, чтобы передать характер и поведение голодных волков.( читают по одному и хором)
- Запишите слова, относящиеся к теме урока (рыщут, пищу, ищут)
2) Работа по учебнику. Упр. 6 (с.118)
-Прочитайте.
-Сколько предметов называют данные слова?
- Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?
-Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно.
3) Запись под диктовку. Работа в парах.
У Яши живет кот Рыжик. Он пушистый. На лапках темные пятна. Рыжик любит играть.
- Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.
- Обменяйтесь тетрадями и оцени работу соседа.
VIII.Рефлексия.
-Прочитайте стихи на орфограммы, которые изучали на уроке.
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики,чижи
Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши
Ча да ща,ча да ща,
Роща, чаща и свеча
Пища, туча, саранча
С буквой а и ча и ща
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу
А учу да учу
Все слова на щу чу
Чум. Чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой У
-Постарайтесь запомнить слова, в которых есть правила урока.
-Запишите слова, которые запомнили.( текст закрывается) и подчеркни изученные орфограммы.
- проверь себя(текст открывается)
-Легко ли вам было выполнять это задание?
-Какие трудности были на уроке?
-Оцени свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?