Конспект урока русского языка в 6 классе "сложные слова" по учебнику Быстровой | Айгуль Гайфулиевна Бурангулова. Работа №290440
Автор: Айгуль Гайфулиевна Бурангулова
урок развивающего контроля знаний
Цель: - формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
-формирование представлений о сложных словах, способах образования сложных слов, расширение знаний о составе слова
-развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы, приемы организации учебной деятельности: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.
Межпредметные связи: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор: Бурангулова Айгуль Гайфулиевна,
ПРЕДМЕТ: русский язык
Тема: Сложные слова
Тип: урок развивающего контроля знаний
Цель: - формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
-формирование представлений о сложных словах, способах образования сложных слов, расширение знаний о составе слова
-развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование интереса к новому учебному материалу ;
-формирование умения видеть сложные слова.
Метапредметные: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Личностные: создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы, приемы организации учебной деятельности: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.
Межпредметные связи: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Ресурсы урока:ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку
Учебно-методический комплекс: . Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций
2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой
Опорные понятия, термины: сложные слова, соединительные гласные, способы образования слов.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Мотивационно-целевой
Отгадайте загадки:
1.Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)
3. Поднимает кверху кузов –
Избавляется от грузов. (Самосвал)
(Прием “Нестандартный вход в урок”)
Цель: включение учащихся в деятельность
1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Как вы думаете, какая тема урока? (Учитель уточняет тему урока)
- Что нам нужно сделать, чтобы усвоить тему?
2. Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
3. Составление плана и последовательности действий.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Отвечают на вопросы.
Формулируют точные ответы.
Доказывают справедливость своего выбора.
Объясняют правописание.
ученики записывают в тетради
(Ответы детей.)
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составляют предложения:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Проектировочный
2. Наблюдение за языковым материалом.
— Запишите однокоренные слова, разберите их по составу. Лесовод, лесопосадка, лесостепь, лесопарковый, лесхоз, лесопилка, мелколесье.
— В чём особенность этих слов? (В каждом из них два корня.)
— Как, по-вашему, образованы эти слова?
— Сопоставьте ваши догадки с информацией в учебнике.
Наблюдают за языковым материалом.
Записывают слова в тетрадь.
Называют способ образования.
Разбирают слова по составу.
Отвечают на вопросы.
Процессуальный
3. Обращение к теоретическому материалу I § 23.
— Перечислите способы образования сложных слов, отразив их схематично.
4. Составление кластера:
Способы образования сложных слов
слово + слово
основа + основа
основа + слово
основа + основа + суффикс
Соединительные гласные
Твёрдые согласные — О
Мягкие согласные или ж, ш, ц — Е
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
Физкульминутка
5. Упр. 182 Распределительное письмо.
- Распределите слова в три столбика.
- Назовите способ образования слов: генерал-майор; баснописец, Петроград.
- Подчеркните соединит. гласные.
6. Упр. 183 Замени значение словом.
- Кареглазый, любознательный, смуглолицый, трудолюбивый и т.д.
7. Формирование основ культуры речи.
- Запомните: в сложных словах со второй частью провод ударение падает на корень -вод-.
- Запишите как можно больше сложных слов со второй частью -провод. (Нефтепровод, газопровод, водопровод и т.д.)
- Составьте предложения с этими словами
Цель: проговаривание и закрепление нового знания
8. Упр. 184 Выборочное письмо.
- Что такое неологизм?
- Что называют авторским неологизмом?
- Произведите все виды разбора.
Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;
Читают теоретический материал.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют кластер.
Записывают его в тетрадь.
Приводят примеры слов.
Графически изображают способ сложения.
Распределяют слова в три столбика.
Определяют способ образования.
Заменяют словами лексическое значение.
Читают правило.
Работают над созданием предложений.
Записывают слова и предложения.
Читают текст.
Выписывают слова.
Отвечают на вопросы учителя.
Производят все виды разбора.
Рефлексивно-оценочный
- Что нового открыли на уроке?
- Какие трудности возникли?
- Что удалось легче всего?
- Чего добились?
Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Осуществляют самооценку.
Расставляют себе баллы.
Дополнительный материал: Приём “Морфологический ящик”
Подобрать сложные слова
Для 1 группы из двух слов,
Для 2 группы – из производящих основ
Для 3 группы- из основы и целого слова
Для 4 группы- из двух основ с добавлением суффикса
Запишите слова, раскрыв скобки.
(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,
Подобрать сложные слова, обозначающие:
1 группа – черты, характеризующие человека ( лежебока, сладкоежка, водохлёб, любопытство, трудолюбие, добродушие, жизнелюбие, пустомеля, книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность )
2 группа – природные явления ( водопад, снегопад, листопад, землетрясение, солнцепёк, гололёд, звездопад, полнолуние, суховей, ледоход)
3 группа – предметы домашнего обихода ( пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)
Домашнее задание: 1 Дифференцированное задание. Читать и знать § 23 (I).
1 в а р и а н т — упр. 181.
2 вариант — выписать из учебников по географии или ботаники предложения, в состав которых входят сложные слова.
3 вариант — найти или составить текст, в который включены сложные слова.
б) Подобрать 10-15 слов на тему «Сложные слова у нас дома»
Дополнительное творческое домашнее задание: Творческое задание. Найти (составить) загадки о сложных словах .