Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока "Символизм" в искусстве 20 века | Демченко Елена Николаевна. Работа №302718

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

Обособление символизма в искусстве связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

 

Демченко Елена Николаевна

кандидат педагогических наук,

преподаватель высшей категории

МБУДО «ДХШ им. П.С. Евстафьева»

г. Благовещенск, Амурская область

 

 

Конспект урока по предмету «История изобразительного искусства»

для 5 класса художественных школ.

Тема: Символизм в искусстве 20 века

 

Этапы урока

Ход урока

Примечания,

визуальный ряд

Цели и задачи, методы обучения, план урока

Цель. Дать представление об основных тенденциях современного искусства нового времени.

Задачи:

Развивающие: - развивать умения в написании конспекта.

-развивать навыки в суждении о современном искусстве.

Воспитывающие: - формировать ценностное отношение к искусству.

Обучающие: - познакомить учащихся с символизмом в искусстве.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый метод; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.

План урока:

Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

(1

мин.)

Актуализация знаний. (2

мин.)

Мотивация (в

ведение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации «

С

имволизм

»). (5

0

мин.)

Усвоение новых знаний и способов действий

(Опрос.

Закрепление нового материала

. (5

мин.)

Домашнее задание

. (2

мин.)

 

 

Форма урока, тип урока.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: традиционная, интегрированный.

Тип урока:

Урок комбинированный

.

Урок-

лекция (с элементами беседы)

.

 

Организационный момент.

Принципы обучения, уровень усвоения знаний.

Организационный момент.

 

Материалы и оборудование (проверка): 

Для преподавателя:

- презентация «Символизм в искусстве 20 века», медиа панель, доска, маркер.

Для обучающихся:

- тетради, ручки.

Принципы обучения:

Научность

.

Наглядность

.

Последовательность

.

Доступность

.

Активность

.

Самостоятельность

.

Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

.

Уровень усвоения знаний:

Через восприятие информации

.

Усвоение способов применения знаний по объяснению преподавателя

.

Практическое

фиксирование материала по теме.

 

Актуализация знаний. Усвоение новых знаний и способов действий (Алгоритм современного искусства).

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

 

Искусство в отличие от всех других видов деятельности – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности. В искусстве человек свободно творит особый мир, также, как творит свой мир природа, то есть полновластно. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

 

Исторический экскурс

Наибольшее влияние на творчество художников оказал немецкий философ Эрнст Кассирер. В 1923—1929 годах он опубликовал трёхтомный труд «Философия символических форм» («Philosophie der symbolischen Formen»). В любом символе, — утверждал философ, — есть две стороны — означаемое и означающее, материальное и духовное, явное и скрытое. В искусстве символизма различают два мира: мир вещей и мир идей. Поэтому в изобразительном искусстве символ становится условным знаком, соединяющим эти миры. Искусство вообще, прежде всего поэзия, музыка и живопись, — мир символов, а художник и его произведение — ключ к тайне мира идей. Австро-английский историк искусства Эрнст Гомбрих в книге «Символические образы» (1972) различал символы как «образы Божественного творения», которые можно познать только интуитивно, посредством аналогии («возвышения»; термин византийского богословия), и консонансные символы, в которых связь видимого и невидимого устанавливается самим художником, но так, чтобы они были понятны зрителю.

Живописец-постимпрессионист, один из основателей группы «наби» («Пророки») Морис Дени в 1896 г. опубликовал «Заметки о религиозной живописи» («Notes sur la peinture religieuse»). В изданных позднее «Теориях» (1913) Дени излагал концепцию «музыки линий», прибегая к аналогиям музыкального творчества К. Дебюсси. В 1919 г. Дени вместе с живописцем, мистиком и символистом Жоржем Девальером (1861—1950) основал «Ателье Священного Искусства» (Ateliers d’Art Sacre). Другой член группы набидовПоль Серюзье также пытался отыскать «комплекс правил», вносящих порядок в божественную природу творчества. В книге «Азбука», или «АВС живописи» («ABC de la peinture», 1921) Серюзье доказывал, что искусство «как способ связи с невыразимым», тем не менее, представляет собой «конструкцию, выведенную из теорем», а в основе всех великих произведений искусства присутствует «универсальный художественный праязык», тождественный «почерку Творца».

Французский историк искусства Луи Откёр (1884—1973) разработал оригинальную теорию символизма архитектуры, изложенную им в книге «Мистика и архитектура: символизм круга и купола» («Mystique et architecture: symbolisme du cercle et de la coupole», 1954). Согласно его концепции, формы круга и купола представляют собой древнейшие архетипы, имевшие хтоническое (подземное) значение, и только позднее стали выражать христианские идеи. Содержание менялось, а формы оставались прежними. Символическое значение имеют не формы или знаки, а отношения между ними и воспринимающим эти формы субъектом. Всякий символ есть образ, поскольку в единичном выражает общее, и любой образ есть в некоторой мере символ. Но между ними нет тождества. Художественный образ одновременно и уже, и шире своего символического значения.

Символизм в России значительно отличался от аналогичного течения в искусстве стран Западной Европы. Особенно это проявилось в русской живописи, в которой (академическойпередвижнической и даже авангардной) всегда ощущались мощные традиции национальной реалистической школы: связь с окружающей действительностью, стремление к «предметности», осязательности и материальности формы изображаемых предметов. Некоторое время российских символистов отождествляли с декадентами. Декаданс путали с эстетизмом, «стилем модерн» и символизмом в поэзии, музыке, живописи. Против такого подхода выступил поэт А. А. Блок. В 1902 году он писал: «Упадок (у нас?) состоит в том, что иные или намеренно, или просто по отсутствию соответствующих талантов, затемняют смысл своих произведений, причём некоторые сами в них ничего не понимают, а некоторые имеют самый ограниченный круг понимающих… От этого произведение теряет характер произведения искусства».

Но уже в 1890-е годы, после первых русских декадентских поэтических сочинений термины «декадентство» и «символизм» стали противопоставлять. В декадентстве увидели безволие, безыдейность и даже безнравственность; в символизме — идеализм и возвышенную духовность. В теорию символизма внесли свой вклад русские поэты «серебряного века» 1900—1910-х гг. «Общим знаменателем» поэзии и эстетической теории А. А. Блока, В. Я. БрюсоваВ. И. ИвановаК. Д. БальмонтаФ. К. СологубаД. С. Мережковского было стремление сблизить понятия художественного образа и символа. «Символ есть образ, — писал Андрей Белый— соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу… Понятие о символе указывает на соединяющий смысл символического познания… В искусстве мы познаем идеи, возводя образ к символу. Символизм — это метод изображения идей в образах. Искусство не может отрешиться от символизма, который может быть то замаскирован (классическое искусство), то явен (романтизм, неоромантизм)».

Поэт, философ, переводчик и теоретик искусства В.И. Иванов разделил символизм на «реалистический», задачей которого является познание в действительности «еще более реальной действительности» (лат. ens realissimum — «наиреальнейшее сущее»), и символизм идеалистический, «туманный» (лат. a realibus ad realiora — «от реального к реальнейшему»). В ответ Андрей Белый писал в статье «Платформа символизма 1907 года»: «Символистскую школу я понимаю условно… не будучи школой, догмой, но тенденцией культуры, символизм пока живее всего себя отразил в искусстве… Символисты ни за, ни против реализма, натурализма, классицизма… Символизм для меня — реализм, он не противоречит реализму, а является протестом против кажущегося реальным… Я боролся с мещанским натурализмом, с метафизическим реализмом, формулу которого провозгласил Вячеслав Иванов в 1908 году: „От реальностей к более реальному“; он котировал идеалистом меня, потому что я издевался над подменой понятия „символа“ понятиями мистической геральдики… Символизм — самосознание творчества в единстве формы и содержания» («Арабески», 1911).

По-своему определял суть символического мышления русский религиозный философ Павел Александрович Флоренский. Он писал: «Метафизический смысл подлинной символики не надстраивается над чувственными образами, а в них содержится, собою их определяя, и сами-то они разумны не как просто физические, а как именно образы метафизические, эти последние в себе неся и ими просветляясь» («Небесные знамения», 1919).

Элементами символизма отмечено творчество многих живописцев и графиков «серебряного века» русской культуры, прежде всего членов объединения «Мир искусства». В 1908 году Лев Бакст продемонстрировал картину «Античный ужас» (Terror Antiquus) на тему романтической легенды о гибели древней Атлантиды. Художник изобразил гибнущую страну с необычно высокой точки зрения, отстранённо. И вне этой мистической перспективы, как видение, внизу, у самой рамы — архаическая статуя коры с голубкой, сидящей у неё на руке. Статуя ассоциируется с богиней Афродитой. Зрители оценили картину как символическое произведение и более того, как пророчество. В следующем, 1909 году В.И. Иванов отозвался на эту картину публикацией статьи «Древний ужас» («Текст публичной лекции по поводу картины Л. Бакста»), в которой писал: «О древней правде говорит нам художник и, жертвуя Музам, служит великой и мудрой богине — памяти».

К символистам относят художников объединений «Алая роза», «Голубая роза», сотрудников журнала «Золотое руно». Московский символистский журнал «Весы» с 1904 г. проповедовал «демоническую графику» английского художника Обри Бёрдсли, мрачную живопись Одилона Редона и Франца фон Штука, модернистский символизм Густава Климта и Макса Клингера.

Работа с презентацией.

Введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации и её комментирование.

Дети ведут конспектирование.

Во время самостоятельного этапа работы группы ведутся дополнительные беседы по теме.

Преподаватель рекомендует вести запись в тетрадях, заостряя внимание класса на том или ином (главном) моменте.

Задачи урока:смотрите в разделе «Цели и задачи, методы обучения, план урока»

Фото и произведения, представленные в презентации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль и самоконтроль знаний (проверка конспектов, фронтальный опрос)

 

Во время самостоятельного этапа работы группы ведутся записи конспектов в рабочих тетрадях, непонятные моменты разбираем повторно.

 

 

 

Подведение итогов урока

Опрос в соответствии с целью и задачами.

Ответьте на вопросы.

- Что такое символизм?

- Что такое «реалистический» символизм?

- Что такое «туманный» символизм?

- Дайте характеристику символизму в живописи, назовите художников - символистов.

Спасибо!

Цель и задачи урока раскрыты.

Объявление оценок и выставление их в журнал.

 

 

 

Домашнее задание

Дома: Выполнить описание понравившегося произведения художника - символиста по ранее заданному плану.

 

Литература

 

Рекомендуемая литература. Интернет – источники

 

Власов В. Г.

 

Дивизионизм

// Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 432

Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 6—7

Белый А. Арабески. — М., 1911. — С. 8

Золотое руно. — 1909. — № 4. — С. 51—65

Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель (Серия Русские живописцы XIX века).

Изд

-е 2-е. Л.: Художник РСФСР, 1990. С. 5-12

Дмитриев В. Купание красного коня // Аполлон. 1915. — № 3. —С. 15

https://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×