Конспект урока "Сказка о царе Салтане" | Левончева Наталья Александровна. Работа №336693
Урок интегрированный литературное чтение и музыка. Задачи урока:
Образовательные:
1. Углубить знания учащихся о фольклоре и формах его бытования
2. Совершенствовать вокальные, пластические и исполнительские навыки. Развивающие:
1. Развивать творческие способности, фантазию, воображение в процессе восприятия традиционно-песенных произведений.
2. Содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к народному искусству как к закодированной памяти предков.
2. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6
Центрального района Волгограда
Методическая разработка интегрированного урока (музыка, литература).
Сказка о царе Салтане в музыке и литературе
2 класс
(Программы: Музыка 1-4 классы, издательство Просвещение,2012год.
Авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)
Программа Школа России, учебник Литературное чтение, (Просвещение, 2020)
Автор:
Левончева Наталья Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
.
Волгоград, 2024 год
Сказка о царе Салтане в музыке и литературе
Предмет: музыка и литература
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
УМК: Школа России, Музыка Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Технологическая карта
Тема
Сказка о царе Салтане в музыке и литературе
Цель
Развить образные представления на основе сказки А.С. Пушкина и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане
Задачи
Образовательные:
1. Углубить знания учащихся о фольклоре и формах его бытования 2. Совершенствовать вокальные, пластические и исполнительские навыки. Развивающие:
1. Развивать творческие способности, фантазию, воображение в процессе восприятия традиционно-песенных произведений и реализации собственных исполнительских навыков. 2. Содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к народному искусству как к закодированной памяти предков. 2. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
Формируемые УУД
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнить;
Предметные: пробудить интерес к чтению художественных произведений;умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся; знать сходство и различие видов искусства, уметь сравнивать два вида искусства: литературу и музыку на примере сказки А.С. Пушкина;
Метапредметные: работать с текстом, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.
Основные понятия
Авторская сказка, фольклорная сказка, лейтмотив.
Организация работы
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы
и приемы
поощрение, создание ситуации новизны, успеха, словесный, поисковый:
беседа, наблюдение, элементы анализа, ответы на вопросы, индивидуальная творческая практическая работа (презентация).
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
презентация,
текст песни Во саду ли, во городе,
карточки
Список использованных источников
- Литературное чтение. 4 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2010.
- Ладченко А.Л. Использование загадок и викторин на уроках литературного чтения// Начальная школа, 2008- №7.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Предмет-ные
УУД
I.Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует начало работы.
Дети входят в класс. Рассаживаются по группам (3 стола)
Звучит старинный наигрыш. Ребята показывают сценку Расскажи мне няня сказку…
(Приложение № 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Коммуникативные
Оформляют свои мысли в устной форме; слушают одноклассников
2. Основная часть
Цель:
Сравнить два вида искусств музыку и литературу, найти сходство и различие в них по сказке А.С. Пушкина
Цель для учащихся:
Понять отличительные особенности музыкальной и литературной речи.
Задачи:Обучающие:1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.Развивающие:1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход Воспитательные1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.
Фикультминутка.
Создаёт проблемную ситуацию.
Проводит викторину Узнай сказку по строкам
Помогает заполнить табличку и сделать вывод
Организует фикультурную паузу.
Организует работу по плану урока
Помогает заполнить табличку и сделать вывод
Представление творческих групп.
Выступление 1 группы Странички творчества А.С. Пушкина
(Приложение №2)
Отвечают на вопросы учителя
Отгадывают викторину.
Выступление 2 группы Добро пожаловать в сказку!
Читают народную сказку.
Анализируют, выявляют сходства и различия литературной и народной сказки.
Результаты представляют в табличке
(Приложение №4)
Делают вывод: литературная сказка берет начало из народной.
Литературная сказка – наследница народной.
Волны плещут в океане.(Дети машут руками, изображая волны.)Что там чудится в тумане?(Дети вытягивают руки в перед.)Это мачты кораблей.(Дети вытягивают руки вверх.)Пусть плывут сюда скорей!(Дети приветственно машут руками.)Мы по берегу гуляем,Мореходов поджидаем,(Ходьба на месте.)Ищем ракушки в песке(Наклоны.)И сжимаем в кулаке(Дети сжимают кулачки.)Чтоб побольше их собрать,-Надо чаще приседать.(Приседания.)Сядем дружно на песок.Снова начался урок.(Дети садятся за парты.)
3 творческая группа делится результатами своего исследования Из жизни Н.А. Римского-Корсакова
(Приложение №5)
Читают отрывок из сказки:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Слушают музыкальное вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане
Делают сравнительный анализ текста и музыки.
(Приложение №6)
Игра на шумовых инструментах. Исполнение с оркестром народных инструментов Во саду ли в огороде.
Слушают фрагменты из оперы. Отвечают на вопросы учителя.
Читают отрывок текста:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Делают сравнительный анализ музыки и литературного текста.
(Приложение №7)
Слушают фрагменты из оперы. Отвечают на вопросы учителя.
Читают отрывок из текста:
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Делают сравнительный анализ музыки и литературного текста.
(Приложение №8)
Дети заполняют таблички
Сравнивают таблички, приходят к выводу, что и композитор и поэт создают образ героев произведений каждый своими средствами.
- какое произведение прозвучало в начале урока?
- это фольклорный или литературный жанр?
- в какой сказке Пушкина звучит эта песня?
- как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Тема нашего урока: Сказка о царе Салтане в музыке и литературе
- Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.С. Пушкина?
- Из каких источников черпал материал А.Пушкин для своих сказок?
- В каких жанрах писал А.С. Пушкин?
Учитель предлагает викторину Узнай сказку по строкам (Приложение №3)
- Как вы думаете, о какой сказке пойдет сегодня речь?
- Что положено в основу сказки А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане?
- Фольклорная запись является записью основных событий, а не записью самой народной сказки; а также что она была сделана Пушкиным с учетом использования этого материала в будущей сказке. Фольклорная запись как источник сказки Пушкина.
Фольклорная запись – это событийная основа “Сказки о царе Салтане…”. В ней Пушкин пытается определить зафиксировать материал будущей сказки; но это не значит, что он просто взял народную сказку и “переложил её в стихи”. Он намерен был на его основе создать свою сказку, ведь не зря, сделав запись в 1822 году, в 1824 – м он возвращается к нему и делает повторную, более подробную запись сюжета сказки со слов няни.)
- Сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
- А знаете ли вы что в годовщину празднования 100- летия со дня рождения А. Пушкина, композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков написал оперу “Сказку о царе Салтане”, а в основу ее положил сюжет сказки Пушкина?
- Нет? не знаете?
3 группа учащихся изучила биографию русского композитора Николая Андреевича Римского — Корсакова. И вот какие интересные факты они узнали
Через некоторое время он оставляет морскую службу и становится профессором Санкт-Петербургской консерватории. Впоследствии вдохновленный пушкинскими сказками и не только ими он начинает писать оперы-сказки.
- Как в сказке А.С. Пушкина так и в опере Н.А. Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане есть три чуда
- Давайте сравним, какие средства выразительности использовали композитор и поэт для создания этих образов?
- А в опере Римского — Корсакова “Три чуда” представлены огромной красочной картиной, которая написана музыкальными красками. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр рисует каждое из чудес. И сейчас вы должны определить в какой момент какое чудо появляется. Будьте внимательны! Каждое появление музыкального образа открывают фанфары, они нас как – бы предупреждают “Внимание! Внимание! Слушайте и смотрите”. Итак, слушаем.
- Какие элементы музыкальной речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?
- Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, Во саду ли в огороде
Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.
- И опять звучат фанфары: Слушайте! Слушайте! второе чудо, отгадайте какое?
- Ребята, послушайте, как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.
- Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?
(слышится мощь богатырей, марш, быстрый темп, громкая динамика звука)
- Сравним его с образом, созданным А.Пушкиным
- И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.
- Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат
(волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)
- А сейчас друзья, я хочу узнать, насколько вы были внимательны во время прослушивания музыки и разбора литературного произведения.
У каждого из вас на столе лежит табличка, которую вы заполняли на протяжении всего урока. Какие же слова вы подобрали к каждому образу?
- А теперь давайте сравним музыкальную табличку с литературной.
Умение ориентироваться в своей системе знаний.
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания.
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
Устойчивая учебно- познавательная мотивация
Познавательные:
Участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений.
Регулятивные:
Умение ставить учебные задачи
Коммуникативные:
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3. Заключительная часть.
Помогает сделать вывод
Отвечают на вопросы.
Делают вывод:как литература и музыка, каждое из этих искусств своими средствами рисует художественный образ
- Сегодня на уроке мы попробовали объединить в сказке музыку и литературу.
- Созвучны ли настроения композитора, поэта? (ответы детей) - Можем ли мы сказать, что музыка и литература связаны друг с другом.
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозировани
Рефлексия
Цель:
Фиксация нового содержания урока.
Цель для учащихся:
Осознание обучащюимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Дает домашнее задание
Составляют синквейн на каждое из чудес.
Зачитывают свои варианты
Исполняют песню Сказка
(Приложение №9)
Записывают домашнее задание.
- Предлагаю составить синквейн на каждое из чудес из сказки Сказка о царе Салтане
- Молодцы! Нам очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
- Особо хочется поблагодарить наших помощников, творческие группы, которые помогли организовать и провести этот замечательный урок!
- Надеемся на дальнейшее сотрудничество. И в заключение нашего урока предлагаю исполнить песню, которая так и называется
Сказка
- На следующим уроке мы заканчиваем изучение творчества А.С. Пушкина и я предлагаю вам подготовиться к викторине по другим сказкам А. С. Пушкина.
Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные:
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:
Проявлять активность в решении познавательных задач
Приложение №1
Сценка Расскажи мне, няня, сказку.
Вдалеке слышится наигрыш. Ученик, изображающий взрослого А.С.Пушкина, читает отрывок из стихотворения Зимний вечер.
Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна.
Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?
Ученик:
Арина входила в комнату бесшумно и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покрёхтывая, позёвывая и покачивая головой. В руках у неё обычно было вязанье.
Арина:
-Ты, друг мой, отвернись к стене да по сторонам глазами не води, не то век не заснёшь. У тебя бессонницы быть не должно, ты ещё мал. Спят все кругом, и Лёвушка, и Николенька, тебе одному сна нет.
- Нянюшка, расскажи сказку.
- Вот неугомонный какой. Сказку да сказку…
- Небось, все сказки уж переслушал: и о мёртвой царевне, и о золотом петушке, и про лешего, и про кота учёного, и про царя Салтана…
Пушкин:
- Нянюшка, позови Татьяну. Пусть споёт.
Арина:
- Ах, вот как, Татьяна, значит, вам милей. Ну что уж, позову, пусть поёт. Может, хоть тогда вы угомонитесь.
Входит Татьяна. Исполняет народную песню Во саду ли в огороде...
Ученик: - Под нянюшкины сказки, да протяжные певучие песни девушек текли детские годы А.С. Пушкина.
Приложение №2
величайший русский поэт, прозаик, драматург, создатель современного русского литературного языка, гордость национальной литературыВсе в нем Россия обрела -Свой древний гений человечий,Живую прелесть русской речи,Что с детских лет нам так мила, -Все в нем Россия обрела.Мороз и солнце:Строчка - ода.Как ярко белый свет горит!Доныне русская природаЕго стихами говорит. (Н.Доризо)
Родился Пушкин 26мая (6 июня) 1799г. в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – арапа Петра Великого. Много времени Александр проводил у бабушки по линии матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в с. Захарово (Подмосковье). Именно эта женщина стала первым человеком, благодаря которому у Пушкина появилась любовь к родному языку. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.
В 1811-ом году Пушкин отправляется учиться в Царскосельский Лицей. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
Приложение №3
Викторина
Узнай сказку по строкам!
Задание:Найти строчки к подходящей сказке.
А. КнязьГвидон ей отвечает:
1) Грусть-тоска меня съедает…
2) Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою
3) Князю Лебедь отвечает:Не печалься, ступай себе с богом…
Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:..
1) Государыня родная! Выбрал я жену себе
2) Старуха сидит под окошком ,
На чем свет стоит мужа ругает:
3) Распроклятая ты, мошка!
В. Видит: весь сияя в злате,
1) ЦарьСалтан сидит в палате
2) В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки,
3)На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
Г. Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство
Приложение №4
Фольклорная запись А.С. Пушкина (1824 г.)
Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему праву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, руки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, что заготовить две бочки; одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море. Так и сделано.
Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке – наконец море выкинуло их на землю. Сын заметил это.
“Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет”.
– “Господь благослови тебя, дитятка”.
Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Едет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги серебряные…
“Ах, - говорит царь, - поеду посмотреть на это чудо”.
-“Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет”.
Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб.
Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать.
“Что это за чудо, - говорит опять мачеха, - вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова, боровы грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро”.
Третий корабль так же. “Что за чудо, а вот чудо: из моря выходит 30 отроков точь–в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час”.
Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с её благословения берется их отыскать: “Нацеди ты, матушка, своего молока, ты замеси 30 лепешечек”. Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик. И царевич спрятался и оставил одну лепешечку. Один из них съел её: “Ах, братцы, - говорит он, - до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали”. Старик погнал их в море.
На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к своей матери.
Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха умирает.
Методическая рекомендация для учителя
Фольклорная запись
“Сказка о царе Салтане…”
Комментарий
Царь уехал воевать.
В те поры война была.Царь Салтан, с женой простяся,На добра-коня садяся,Ей наказывал себяПоберечь, его любя.
Фольклорная запись напоминает репортаж, ситуация только обозначена – кратко сообщается факт отъезда царя.
Пушкин в сказке рисует, изображает сцену сборов царя на войну, точнее, прощания царя с женой. В этом прощании – какая-то поспешность: царь дает наказы уже с коня. Видим отношения между героями, в сказке появляется романтическая любовь, что не характерно для русских народных сказок. 1831 год – год женитьбы Пушкина: любовь, семья особенно близки ему в это время. Замечаем простонародность языка пушкинских сказок (фольклор “добра – коня”, “наказ”).
Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения.
Как услышал царь – отец,Что донес ему гонец,В гневе начал он чудеситьИ гонца хотел повесить.Но смягчившись на сей раз,Дал гонцу такой приказ:“Ждать царева возвращеньяДля законного решения”.
Фольклорная запись опять только информирует, что весть “о неведомой зверюшке” опечалила царя.
Пушкин напрямую не говорит, насколько расстроило царя известие, но мы все понимаем, когда царь сгоряча чуть не повесил гонца; то есть настроение, чувства героя – через его действия. “Но смягчившись…” - опять у Пушкина проскальзывает какая-то нежность, мягкость царя к жене, оставляет шанс, что он простит жену за невыполненное обещание.
Фольклорная запись также кратко информирует и о поведении царя;а у Пушкина видим картинку: царь пишет или диктует свой приказ.
Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке.
В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Тучка по небу идет,Бочка по морю плывет.Словно горькая вдовица,Плачет, бьется в ней царица;И растет ребенок тамНе по дням, а по часам.День прошел царица вопит…
Фольклорная запись сухо сообщает о событии (никаких чувств, эмоций, переживаний).
А в сказке Пушкина это обрастает страданиями героев: “горькая вдовица”, “плачет”, “бьется”, “вопит”…
Через называния героев и их действий видим отношение автора к ним.
Появляется описание природы – пейзаж: и эта безбрежная стихия неба и моря – яркий контраст ограниченному, замкнутому пространству темной бочки.
Пушкин изображает (по законам художественного текста), рисует не застывшую картинку, а живую – движение не только внешнее, но и внутреннее.
Сын заметил это.“Матушка ты моя,благослови меня на то,чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет”.-“Господь благослави тебя, дитятка”.Обручи лопнули, и они вышли на остров.
Но из бочки кто их вынет?Бог неужто их покинет?Сын на ножки поднялся,В дно головкой уперся,Понатужился немножко:“Как бы здесь на двор окошкоНам проделать?” - молвил он,Вышиб дно и вышел вон.Мать и сын теперь на воле;Видят холм в широком поле,Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом.
В фольклорной записи события только обозначены, действия героев отсутствуют; появляется прямая речь героев, которая подчеркивает религиозный характер фольклорного текста.
В сказке Пушкина освобождение героев происходит своими силами.
В тексте сказки появляется “прямое восклицание” автора, переживающего за своих героев. В сказке присутствует описание острова – пейзаж.
Таблица для заполнения учащимися
Название сказки
“Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды”
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царице Лебеди”
год написания
неизвестен
1831 год, издана в 1832 году
жанр
Народная сказка
Литературная сказка
тема
Любовь и зависть, обман и предательство
идея
Победа добра над злом
особенности сказки
Написана в прозе
Написана в стихах
чудеса
- чудный дуб
- боровы
30 отроков
- белка;
- 33 богатыря;
- царевна Лебедь
Вывод: литературная сказка берет начало из народной. Литературная сказка – наследница народной.
Приложение №5
Из жизни Римского – Корсакова
(6 (18) марта 1844 - 8 (21) июня 1908 русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик…
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере Алмаз. По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились Увертюра на русские темы (1866 г.), Сербская фантазия (1867 г.), симфоническая картина Садко (1867 г.), Вторая симфония (Антар, 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов).
Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу Псковитянка он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась Майская ночь на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу Снегурочка на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
Приложение №6-№8
Белка
33 богатыря
Царевна-лебедь
Приложение №9
Сказка.
1.Всем известно только в сказках,
Есть чудесная страна
Там волшебной чудо краской
Разрисованы дома
Припев:
Растет цветочек аленькой
Шумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
2.Перевернута страница,
Что же ждет нас впереди
Как прекрасную Жар-птицу,
Сказку ждем приди-приди!
Припев:
Растет цветочек аленькой
Шумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес