Конспект урока "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" | Скрыпникова Любовь Ефимовна. Работа №306213
Данная методическая разработка "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами публикуется в помощь педагогам коррекционных школ первого и второго видов. Урок рассчитан для учащихся 9 класса с нарушением слуха (слабослыщащих учащихся). Это урок формирования новых знаний с применением информационно-коммуникационных технологий. На уроке решаются коррекционные цели и задачи, используются различные виды работ. В течение всего урока лексический материал предлагается учащимся слухо-зрительно и на слух за экраном.
Русский язык, 9 класс
Тема урока: Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
Цели урока: формирование понятий о ССП с разделительными союзами.
Задачи:
обучающие: определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, связанными разделительными союзами; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения.
воспитательные: воспитывать познавательный интерес обучающихся на уроке русского языка;
коррекционные: обогащать словарный запас обучающихся с нарушением слуха; способствовать формированию лексико-грамматического строя речи обучающихся.
Ход урока.
1. Организационный этап (работа за экраном)
- Как вы слышите? Какое сегодня число? Какой сейчас урок?
2. Речевая зарядка. - Прочитайте словосочетания, говорите правильно! Разделительные союзы, противительные союзы, смысловые отношения. (Слайд1)
-Послушайте. (Этот же речевой материал предлагается на слух) (Слайд 2)
3. Повторение изученного. -Дополните предложения. (Работа с карточками)
Сочинительные союзы делятся на ……., …….., …….. . Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи ………….. . Соединительные союзы могут выражать ……… , …….. , ………… .
4. Проверка карточек. (Слайд 3)
5. Сообщение темы и цели урока.
- С какими сочинительными союзами вы уже познакомились?
(С соединительными, противительными)
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с разделительными союзами, определять смысловые отношения, которые они могут выражать в сложносочиненных предложениях.
-Запишите тему урока в тетрадь.
Тема урока:Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. (Слайд4)
6. Новая тема. Слово учителя. (В процессе объяснения ученики выписывают предложения с разделительными союзами)
К разделительным союзам относятся или, то… то, не то… не то, то ли… то ли, либо… либо.
Разделительные союзы показывают равноправие действий и выражают чередование или взаимоисключение. (устно)
(Слайд 5)
Чередование и взаимоисключение выражают противоположное значение. При взаимоисключении нам предлагается выбрать какой-то один вариант. При чередовании оба варианта сменяют друг друга.
Союз или
Например:
Речь звучала невнятно, или просто слушатели её не так поняли. Одно действие исключает второе. Взаимоисключение.
Немедленно убери за собой, или я рассержусь. Два варианта исключают друг друга. Взаимоисключение. (Слайд 5)
Союз или может быть повторяющимся:
Или ты извинишься передо мной, или мы поссоримся. Между частями предложения возникают отношения взаимоисключения. (Слайд 6)
Союз то … то.
То весь класс сделает задание, то половина класса забудет его записать. Здесь события чередуются. Значит, выражается чередование.
То дождь льет, то солнце светит. Чередование. (Слайд 7)
Союз не то… не то
Не то задача лёгкая, не то мы такие умные. Выражается взаимоисключение.
Не то ночи светлые, не то я проспал. И вновь взаимоисключение.
Не то зарево полыхает в отдалении, не то наступает рассвет. Нам предлагается выбрать из двух вариантов один. (Слайд 8)
Союз то ли… то ли
Союз то ли… то ли практически равен по значению союзу не то… не то.
то ли… то ли = не то… не то.
То ли задача легкая, то ли мы такие умные. (Слайд 8)
Союз либо… либо
Союз либо… либо также близок по значению к то ли… то ли и не то… не то.
Либо ты мне отвечаешь, либо я сам нахожу ответ. Выражается взаимоисключение.
Либо мы поспешим, либо автобус уедет без нас. Взаимоисключение. (Слайд 9)
Вывод: Союз или и схожие с ним по значению союзы не то… не то, то ли… то ли, либо… либо выражают отношения взаимоисключения.
А союз то… то помогает выразить отношения чередования. (Слайд 10)
Разделительные союзы
взаимоисключение
не то… не то, то ли… то ли, либо… либо
чередование
то… то
Закрепление изученного материала. 7. Выпишите предложение с разделительным союзом. (Слайд 10) а)День безветренный, но морозец крепкий, январский. б)Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. в) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
8.Определите сложносочинённое предложение, в котором указывается на чередование явлений. (устно) (Слайд 11)
а) И вот в туманной дали запели птички, и восток озолотился. б)Звонко вдали кукушка куковала, да безумная галка кричала. в) То длинный сук её заденет за шею вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой.
Работа с карточками
9. Спишите, обозначьте разделительные союзы и определите смысловые отношения.
а) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (Л. Толстой) б) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (А. Чехов) в)Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Работа у доски. 10. Составьте схемы предложений. а) То [выглянет солнышко], то [опять набегут тучи]. То [ ], то [ ]. б) Либо будет гроза, либо ветер разгонит тучи. Либо [ ], либо [ ].
11. Синтаксический разбор (знаки препинания не расставлены). То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит. (Н. Некрасов)
12. Итог урока.
-Назовите разделительные союзы. (На слух за экраном)
-Какие смысловые отношения выражают разделительные союзы в ССП?
13. Домашнее задание. Упр. 65.