Конспект урока. Тема: Общая характеристика первобытного искусства. Палеолит. | Демченко Елена Николаевна. Работа №302719
В конспекте представлены цели, задачи, исторический экскурс в эпоху.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность. Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер. Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве. Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Периодизация
Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов. 1. Каменный век 1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э. 1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э. 1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э. 2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э. 3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.
Демченко Елена Николаевна
кандидат педагогических наук,
преподаватель высшей категории
МБУДО «ДХШ им. П.С. Евстафьева»
г. Благовещенск, Амурская область
Конспект урока по предмету «История изобразительного искусства»
для 2 класса художественных школ.
Тема: Общая характеристика первобытного искусства. Палеолит.
Этапы урока
Ход урока
Примечания,
визуальный ряд
Цели и задачи, методы обучения, план урока
Цель. Дать представление об основных тенденциях первобытного искусства эпохи палеолита.
Задачи:
Развивающие: - развивать умения в написании конспекта.
-развивать навыки в суждении о первобытном искусстве.
Воспитывающие: - формировать ценностное отношение к искусству.
Обучающие: - познакомить учащихся с первобытным искусством палеолита.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый метод; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
План урока:
Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
(1
мин.)
Актуализация знаний. (2
мин.)
Мотивация (в
ведение в тему урока, теоретическ
ая часть, просмотр презентации
«
Общая характеристика первобытного искусства. Палеолит
»
. (5
0
мин.)
Усвоение новых знаний и способов действий
(Опрос.
Закрепление нового материала
. (5
мин.)
Домашнее задание
. (2
мин.)
Форма урока, тип урока.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма урока: традиционная, интегрированный.
Тип урока:
Урок комбинированный
.
Урок-
лекция (с элементами беседы)
.
Организационный момент.
Принципы обучения, уровень усвоения знаний.
Организационный момент.
Материалы и оборудование (проверка):
Для преподавателя:
- презентация «Общая характеристика первобытного искусства. Палеолит», медиа панель, доска, маркер.
Для обучающихся:
- тетради, ручки.
Принципы обучения:
Научность
.
Наглядность
.
Последовательность
.
Доступность
.
Активность
.
Самостоятельность
.
Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
.
Уровень усвоения знаний:
Через восприятие информации
.
Усвоение способов применения знаний по объяснению преподавателя
.
Практическое
фиксирование материала по теме.
Актуализация знаний. Усвоение новых знаний и способов действий (Алгоритм первобытного искусства).
Искусство в отличие от всех других видов деятельности – это выражение внутренней сущности человека в её цельности. В искусстве человек свободно творит особый мир, также, как творит свой мир природа, то есть полновластно. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
Исторический экскурс
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).
Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.
Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.
Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.
Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Периодизация
Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.
Палеолит
Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.
Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.
Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.
Пещера Фон-де-Гом. Франция
Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.
Пещера Нио. Франция
Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.
Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).
Скульптура палеолита
Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.
Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.
Работа с презентацией.
Введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации и её комментирование.
Дети ведут конспектирование.
Во время самостоятельного этапа работы группы ведутся дополнительные беседы по теме.
Преподаватель рекомендует вести запись в тетрадях, заостряя внимание класса на том или ином (главном) моменте.
Фото и произведения, представленные в презентации:
Контроль и самоконтроль знаний (проверка конспектов, фронтальный опрос)
Во время самостоятельного этапа работы группы ведутся записи конспектов в рабочих тетрадях, непонятные моменты разбираем повторно.
Подведение итогов урока
Опрос в соответствии с целью и задачами.
Ответьте на вопросы.
- Почему эпоху «палеолит» так назвали?
- Где находится пещера Альтамира. Опишите росписи?
- Где находится пещера Фон-де-Гом. Опишите росписи?
- Где находится пещера Нио. Опишите росписи?
- Где находится пещера Ласко. Опишите росписи?
- Дайте характеристику понравившемуся произведению эпохи «Палеолита».
Цель и задачи урока раскрыты.
Объявление оценок и выставление их в журнал.
Домашнее задание
Дома: Выполнить описание понравившегося произведения эпохи «палеолита» по ранее заданному плану.
Литература
Рекомендуемая литература. Интернет – источники
История искусства зарубежных стран. Т.1. Первобытное общество. Древний Восток. Античность (под ред.
Доброклонского
М. В.,
Чубовой
А. П.), 3-е изд. М., 1979
Первобытное искусство: Сб. / Под ред. Р. С. Васильевского. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1976. — 180 с.: ил.
Художественная культура первобытного общества. Под ре. М. С. Кагана.
Спб
., 1994
Абрамова З. А.
Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010.
Мириманов
В.
Б.
Первобытное
и традиционное искусство. М., 1973 // Серия «Малая история искусств»
Окладников А. П.
Утро искусства. Л., 1967
Рогинский Я. Я.
Об истоках возникновения искусства. М., 1982
Семёнов В. А.
Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. СПб, 2008.
Столяр А. Д.
Происхождение изобразительного искусства. М., 1985
Фролов Б. А.
Первобытная графика Европы. М., Наука, 1992.
Шер Я. А.
Первобытное искусство. Проблемы происхождения. Кемерово, 1998
A. W. G. Pike et al. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain.
Science
336, 1409 (2012); DOI: 10.1126/science.1219957.
Bednarik, Kumar, Watchman, Roberts 2005. Preliminary Results of the EPI
Progect
.
RAR.
Volume
22,
Number
2, pp.147-197
Beaumont
B.Peter
and Bednarik
G.Robert
2013.
Tracing The Emergence of
Palaeoart
in Sub-Saharan Africa
. RAR. Volume 30, Number 1, pp.33-54
https://ru.wikipedia.org/wiki