Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока в 5 классе "Чередующиеся гласные в корне слова. Беглая гласная" | Анна Игоревна Спиридонова. Работа №297844

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Анна Игоревна Спиридонова

Правописание некоторых слов нельзя проверить через ударение. Чтобы не сомневаться, как пишется «ур_внение» и «выр_внять», нужно знать правила правописания корней с чередованием

 

 

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);

наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);

конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);

различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

 

Конспект урока на тему «Чередование гласных. Беглая гласная»

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя. Записывают в тетради число, классная работа.

Актуализация имеющихся знаний

- Ребята, на прошлом уроке мы изучали две темы «Суффикс» и «Приставка». Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Достаньте листочки, подпишите их, поделите листочек на три колонки. Я буду диктовать слова, ваша задача распределить их по соответствующим столбцам. 1- Основа состоит из приставки и корня, 2 – из корня и суффикса, 3 – из приставки, корня, и суффикса. Не забывайте подчёркивать морфемы.

Переход, лётчик, жирный, вишенка, закипеть, южанин, синеватый, доверчивый, прадед, бескровный, уговор, разговаривать.

Итак, обменяйтесь листочками, ручкой проверяем работу соседа по парте. Около каждого правильного варианта ставим +, у неправильного –

1 ошибка – оценка 5

2-3 ошибки – оценка 4

4-5 ошибок - оценка 3

6 и ниже – оценка два.

- Надеюсь, вы хорошо справились с этим заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут распределительный диктант на листочках.

Переход, прадед,

уговор

Лётчик, жирный, вишенка, южанин, синеватый

Закипеть, доверчивый, бескровный, разговаривать

 

 

 

 

Производят взаимопроверку. Правильные ответы высвечиваются на слайде. После проверки сдают листочки учителю.

Изучение нового материала.

- Ребята, давайте запишем следующее предложение и выполним синтаксически разбор. А Ученик1 выполнит его на доске.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

 

- Теперь выпишите ниже слово дружба, давайте придумаем к нему однокоренные слова.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на корни этих слов, они ведь оканчиваются на разные согласные, можем ли мы утверждать, что данные слова однокоренные?

- Знаете ли вы как называется такая замена?

- Совершенно верно. Запишите тему нашего урока «Чередование звуков».

-Давайте сделаем фонетический разбор слова Дуб, а ученик2 выполнит его на доске.

 

-Ребят, а как мы проверим, что на конце пишется буква Б?

-Давайте перепишем его, а рядом напишем транскрипцию.

- Сравните две транскрипции, чем они отличаются? От чего это зависит?

- Вы правы! Ребята, в русском языке есть ещё позиционное чередование, которое не отражается на письме.

- Чтобы лучше понять, что такое чередование, давайте почитаем правило на странице 23. Какие выводы мы можем сделать?

(устно обсуждают 421 упражнение)

 

 

 

 

 

 

-Ребята, запишите слова чехол, ремень. Давайте произведём морфемный разбор.

-Теперь давайте назовём формы этих слов.

-Обратите внимание на эти слова, какая между ними разница?

- Чтобы узнать, как называются подобные гласные, давайте прочтем правило на странице 24. Сделаем выводы.

 

 

Выполняют синтаксически разбор предложения.

(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)

 

Дружба – дружный, друг, друзья.

 

 

-Да, при изменении слов может происходить замена одних звуков на другие в пределах одной морфемы.

 

- Чередование.

 

Дуб – [д у п] - 1слог

Д [д] – согл, зв, тв.

У [у] – гласн, ударн.

Б [п] – согл, глух., мягк.

3 буквы, 3 звука

-Подберём проверочные слово ДУБЫ

Дубы – [д у б ы]

 

- В одной буква Б обозначается звуком П, в другой Б. От позиции.

 

Подписывают рядом «позиционное чередование».

 

Читают, делают выводы.

1)Происходит в пределах одной морфемы

2)Гласные чередуются с гласными, согласные с согласными.

3)Чередование бывает позиционным и отражающимся на письме.

4)Чередование может быть и в однокоренных словах и в формах слова.

Записывают слова, Производят морфемный разбор.

 

Чехлов, ремня.

 

 

-У них пропала гласная в корне.

 

 

- Беглые – это гласные О и Е, которые чередуются с нулём звука. Такое Чередование может быть в корне, в суффиксе и в приставке.

Закрепление изученного материала

-Ребята, поделите свою тетрадь на две колонки. Сейчас я буду диктовать вам слова, ваша задача подобрать к нему пару, в которой прослеживается чередование звуков.

В первую колонку вы записывает слова с чередующимися звуками, во вторую – с белыми гласными. Например, я диктую слово рука, так какое слово с чередованием я могу к нему подобрать? Ручка. К чередуется с Ч, значит я записываю данную пару в первый столбик. Или же, слово Скачок, слово с чередованием Скачка, О чередуется с нулём звука, поэтому я записываю данную пару слов во второй столбик. Не забывайте подчёркивать чередующиеся согласные и гласные, а также выделять морфемы, в которых есть чередование.

Итак, записываем слова.

- Давайте быстренько проверим. По цепочке. Около правильного варианта ставим галочку, неправильный вариант зачеркиваем и переписываемся в нужную колонку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по вариантам.

1 вариант

2 вариант

Производят взаимопроверку. Правильные ответы высвечиваются на слайде.

Подведение итогов

- Итак, ребята, осталось ли то, что вам непонятно?

- Что нового мы сегодня узнали? Какие выводы мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я вижу, вы отлично усвоили данный материал. Теперь вам нужно лишь выучить правила, чтобы закрепить все в своей памяти.

Задают вопросы.

 

- Мы узнали, что чередование – это замена одних звуков на другие. Оно происходит в пределах одной морфемы. Гласные чередуются с гласными, согласные с согласными.

Чередование бывает позиционным и отражающимся на письме.

Чередование может быть и в однокоренных словах и в формах слова. Ещё есть белые гласные. Беглые – это гласные О и Е, которые чередуются с нулём звука. Такое чередование может быть в корне, в суффиксе и в приставке.

Задавание на дом

Упражнения 422, 428.

Записывают домашнее задание.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×