Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока. | Будников Сергей Игоревич. Работа №250752. Номер работы: №250752

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Будников Сергей Игоревич
Конспект урока по теме: "Внешняя политика Петра I"

Ход урока.

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной.

2.Проверка домашнего задания 

Но для начала давайте вспомним основные события, которые предшествовали этой войне.

Обратим внимание на экран и в тетрадях выполним тест.

 

3. Изучение Нового материала. План.

Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны.
На столах у вас лежат маршрутные листы. На протяжении урока мы их будем с вами заполнять.

Год

Этап

Итоги

Причины

 

В конце XVII века перед Россией стояла внешнеполитическая задача. – какая?

Давайте посмотрим на карту и выясним какие моря нужны были России?

(Балтийское и Черное)

Какие государства контролировали эти моря?

(Османская империя и Швеция.)

Как в начале своего правления Петр I пытался её решить эту задачу?

(Совершил 2 похода на Азов. Второй поход был удачным.)

Петру 1 не удалось получить выход в Чёрное море и оставался лишь вариант войны со Швецией.

Так давайте с вами узнаем, была ли Россия готова к войне со Швецией?

У вас на партах есть документ, который анализирует готовность к войне армии Швеции и России. Давайте его прочитаем и ответим на вопросы в конце документа.

Была ли Россия готова к войне со Швецией, давайте назовём причины?

(Не готова. Армия формируется по старому образцу, нет морского флота…)

Не смотря на это Пётр 1 в 1700 г объявляет войну Швеции.

Первый этап войны (1700-1701)

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск.

Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.

Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой :

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Вопросы:

– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?

(Ответы:

1. Не умение воевать против подготовленной армии, иностранные командующие, отсталость страны.

2. Нет. «тогда необходимость победила лень и принудила работать»

3. Нужно проводить реформы, реорганизовать армию)

Давайте запишем этот первый этап в наш маршрутный лист.

Второй этап 1701 – 1703 г.

После того как Россия потерпела поражение под Нарвой, Карл 12 решил что Россия долго не оправится после этого. И основные силы перебросил для борьбы против второго союзника России – Польши, увязнув в ней до 1706 года. Это время Пётр 1 расценивал как передышку и на проведение преобразований.

Давайте обратимся к тексту учебника на С 138 самостоятельно прочитаем и найдём, какие же меры предпринял Петр 1.

(Снимал колокола с церквей и переплавлял их на пушки, ввел рекрутский набор, отправлял дворян учиться военному делу…)

И действительно, первые победы не заставили себя долго ждать.

В Прибалтике армия Шереметьева продолжала воевать против небольших отрядов шведов. В 1702 году был взят Нотебург, к 1703 году Ниеншанц. И 16 мая Петром был заложен город Санкт-Петербург.

На этом заканчивается второй этап войны.
Давайте подведём итоги и скажем, что позволило русским войскам одержать ряд побед?

(Прошедшие преобразования)

Третий этап. 1708 – 1709 год.

В январе 45 тысячная армия шведов направилась на Москву.

Крупное сражение произошло в 1708 году у деревни Лесной.

У нас к этому уроку было подготовлено небольшое сообщение, давайте его прослушаем, проанализируем и дадим оценку этой битве. Почему она имела большое значение?

Янушкевич читает сообщение.

Обоз с провиантом и вооружением, который вёл Левенгаупт, не дошёл до Карла 12, тем самым ослабив его силы.

Пётр назвал эту битву «Матерью полтавской битвы»

И так, вот плавно мы подошли с вами к решающей битве, это Полтавская битва 1709 года.

Оба монарха перед боем обратились к своему войску.
Перед вами на партах есть оба обращения. Давайте прочитаем и определим какое из них принадлежало Карлу 12, а какое Петру 1. Почему вы так решили?

 

Полтавская битва была выиграна русскими войсками.

 

Давайте определим и назовём причины победы русской армии в полтавской битве?

Боеспособность, боевой дух, умелое командование.

Посмотреть как получилось заполнить маршрутные листы.

Рефлексия.

Урок подходит к концу, и теперь нам нужно определить, как вы поняли эту тему. На столах у вас есть кружочки зелёного, жёлтого и розового цвета.
Давайте те кто понял тему урока, считает её интересной поднимет зелёный кружочек. Для тех кому тема показалась трудной, жёлтый. А те, кто не понял тему урока, кому было скучно поднимет розовый.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×